Различия в правилах отношений «чужие» и «родные»

Б.Хеллингер выдвинул предположение, что для сохранения отношений необходимо определенное равновесие «брать-давать». Основное различие в том, что в отношениях между чужими действует правило равновесия, а в отношениях с родными это правило «не работает», так как статус «родного» изменить ничем невозможно. Родной является как бы моей частью, поэтому, давая ему, я как бы даю себе. В отношениях с чужими людьми мы, для того, чтобы их сохранить, должны соизмерять то, что даем, с тем, что получаем. Если это равновесие нарушается, то есть мы даем больше, чем берем, или, наоборот, берем больше, чем даем, то начинают возникать прообразы родственных отношений. В первом случае, мы оказываемся в позиции благодетеля, то есть в родительской роли. А во втором – в детской. Детско-родительские отношения являются уже родственными. Таким образом, происходит смешение двух видов отношений.

Позиция благодетеля, кроме всего прочего, чревата еще и тем, что другой человек подсознательно чувствует свой долг и в нем копиться состояние униженности (ведь он не может вернуть нам столько же). Когда это состояние долга накапливается до критической массы, то происходит освобождение, которое идет через обесценивание благодетеля. Недаром есть такая пословица, что «Благодетелю – первый кнут»! Или есть мрачноватая шутка в современном варианте: «Ни одно доброе дело не останется безнаказанным». Если же другой отказывается брать, то он встает в позицию высокомерия, не дает себя любить, создает у него постоянную фрустрацию в плане проявления любви.

Родственные отношения несимметричны по своей природе. Родительская роль является дающей, а детская – берущей. Смешение отношений выражается в этом случае по-разному. Например, дети стараются перейти в роль дающих. Они считают, что должны своим родителям за то, что те для них сделали. У меня был случай, когда жена одного крупного бизнесмена решала проблему обретения финансовой независимости от него. Она стала учиться на курсах и планировала открыть свое дело. Ее деятельность по обретению «независимости от мужа» можно рассматривать как наглядный пример смешивания образов мужа и отца. Обретение независимости возможно только от отца. В ее подходе можно было увидеть поведение не жены, а ребенка. В супружеских отношениях по закону полагается пятьдесят процентов совместно нажитого имущества, в этом отличие жены от подруги, любовницы и т.д. Жена – это серьезно! О какой независимости идет речь, когда ей полагается половина всего, что у них есть! Нахождение в детской роли не позволяло этой жене осознать и воспользоваться уже имеющимися у нее правами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: