ГОСТ: 13 - торговая сеть: Совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением

Исходя из второго определения, РТС можно рассматривать в пределах какого-либо населенного пункта, района и т.д. РТС может иметь какая-либо организация (т.е. она находится под общим управлением). Так, собственную РТС может иметь крупное торговое предприятие.

РТС должна обеспечивать населению возможность быстро и удобно, с минимальными затратами сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента недалеко места работы и проживания, в удобном количестве.

Розничная торговля имеет большое социальное и экономическое значение, о чем мы говорили при изучении основ маркетинга. Поэтому РТС должна развиваться с учетом интересов населения, которые формально соблюдают органы власти (торговые отделы или торговые инспекторы). На практике РТС развивается в первую очередь с учетом интересов владельцев торговых точек, которые на первое место ставят прибыль, но и интересы потребителей также учитывают.

На развитие розничной торговли оказывает влияние и ряд других факторов:

- градостроительные: величина населенного пункта, форма плана и функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, а также административных, культурных и спортивных центров;

- транспортные факторы включают направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта;

- социальные факторы подразумевают необходимость снижения затрат времени на посещение предприятий;

- экономические – обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие торговой сети и оптимального уровня их доходности.

РТС может рассматриваться как в целом, так и по отдельным признакам.

Так, по степени стационарности выделяют: стационарную РТС, мелкорозничную и передвижную РТС.

Понятие стационарной и нестационарной торговой сети также не совсем ясно. Как отмечают Щур и др. (с. 5), в каждом нормативно-правовом акте дается свое определение стационарных и др. объектов. Будем считать стационарными торговые точки, расположенные в капитальных зданиях и сооружениях, т.е. имеющий заглубленный фундамент, привязанных к городским инженерным коммуникациям. Другое понятие стационарности предполагает стационарность торгового обслуживания – т.е. место, которое покупателю известно и на котором постоянно или длительное время находится торговый объект без движения. По этому определению к стационарной относится вся розничная ТС, кроме передвижной.

14 стационарная торговая сеть: Торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях.

Примечание. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. Противоречие с пунктом 14 и 15. Куда же отнести киоски и павильоны? Они не прочно связаны с фундаментом.

15 нестационарная торговая сеть: Торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли.

Примечание. Нестационарную торговую сеть представляют палатки, автолавки, автоцистерны и т.п.

По ассортиментному признаку можно выделять РТС продовольственных торговых точек, хозяйственных магазинов и т.д.

Применяются и другие основания для классификации РТС, о них речь пойдет ниже.

РТС характеризуется с помощью качественных и количественных признаков.

Количественные признаки:

- общая численность розничных торговых предприятий;

- структура РТС: ложным, б);

- плотность РТС: количество торговых единиц, приходящихся на определенное число жителей населенного пункта, например, 10000;

- обеспеченность населения РТС: торговая площадь на 1000 жителей;

- уровень специализации РТС. Он определяется путем расчета коэффициента специализации.

К сп = Q сп/Q общ., где Qсп – количество специализированных магазинов (ТТ), Q общ. – общее число магазинов (ТТ);

- соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;

- соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;

- средняя продолжительность использования торговой площади в течение дня;

- средняя торговая площадь магазинов:

- соотношение торговой и неторговой площади магазинов.

Качественные признаки:

- используемые формы продажи и методы обслуживания;

- используемые формы рекламы;

- оборудование магазинов

- предоставляемые дополнительные услуги и пр.

Специализация и типизация розничных торговых точек

Специализация – это ограничение деятельности ТТ по какому-либо признаку.

Специализация розничной торговли способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торгового предприятия и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Специализация может осуществляться по различным признакам:

- по товарному профилю (ассортименту);

- по функциональному назначению;

- по формам товарного обслуживания.

Ведущим направлением специализации является специализация по товарному признаку. Она предусматривает ограничение деятельности ТТ торговлей отдельными видами товаров или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.

Необходимость специализации по товарному признаку – это следствие постоянного расширения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы.

В специализированных магазинах создаются лучшие условия для изучения спроса, повышения квалификации торговых работников. Покупателям предоставляется возможность хорошего выбора товаров одной или нескольких ассортиментных групп. В то же время чрезмерно узкая специализация может привести к отрицательным последствиям, так как имеет место территориальное удаление магазинов от потребителей, увеличиваются затраты времени на приобретение товаров, меньше возможности для совершения комплексной покупки.

Специализация по товарному признаку находит применение в основном в городах. В сельских населенных пунктах специализированные магазины встречаются реже.

25 вид предприятия розничной торговли: Предприятие розничной торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров.

Примечание. Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.

26 тип предприятия розничной торговли: Предприятие розничной торговли, определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей

С учетом товарной специализации, выделяются следующие виды ТТ:

- универсальные: универмаги, универсамы, комплексы розничной торговли;

- специализированные, торгующие товарами какой-либо одной товарной группы: хозяйственные, одежда, обувь и т.д.,

- узкоспециализированные – торгуют товарами одного вида: метизы, пуговицы и пр.,

- смешанные – ведут торговлю товарами нескольких групп: продукты, промтовары, магазины товаров повседневного спроса;

- комбинированные, сформированные на основе потребительских комплексов: товары для детей, молодоженов, умелые руки и пр.

- прочие, например: secand-hand, конфискат, комиссионные магазины и т.д.

По формам обслуживания.

Традиционно выделяется четыре основных типа торговых объектов (таблица).

Тип магазина Краткое описание
Самообслуживания Магазин оборудован турникетами, корзинами и тележками, покупатели свободно отбирают товары и рассчитываются один раз в едином расчетном узле
С полным обслуживанием В течение всего процесса покупки с покупателем работает продавец.
Со смешанным обслуживанием Покупатель не имеет доступа к товарам, их подает продавец, расчет осуществляется в каждом отделе особо.
С обслуживанием «через прилавок» (ручной подачи) Покупатель не имеет доступа к товарам, их подает продавец, расчет осуществляется в каждом отделе особо.

Все эти формы объединены общей особенностью: их местонахождением по месту расположения торгового объекта.

Однако в последнее время все больше развивается существующий с давних времен второй вид РТ – по месту нахождения покупателя (Щур и др., с. 7-10). Рост популярности этой формы связан с дефицитом времени покупателя, его стремлением получать как можно больше удобств за свои деньги.

Здесь выделяются:

1) Непосредственная продажа товаров на дому (по месту работы). Торговый агент (коммивояжер) или другое лицо обращается в квартиру, дом, офисное помещение с предложением приобрести товар. Иногда агенты только предлагают товар, знакомят покупателя с образцами, составляют заказ и затем доставляют товар на дом, где покупатель его и оплачивает. При этом покупателю желательно потребовать чек на оплату товара.

2) Телевизионная торговля. Покупатель знакомится с товарами через телемагазин (передачи типа «магазин на диване») и делает заказ по телефону. Товар доставляется на дом.

3) Электронная торговля (через Интернет) осуществляется аналогичным путем.

4) Торговля по каталогам.

Последние три вида торговли, и частично первый, регулируются Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. «Правила продажи товаров по образцам». Продажа по образцам может происходить и по месту нахождения торгового субъекта.

По функциональному назначению:

Торговая точка Описание
Магазины (стационарная торговая сеть)
Магазин Помещение, расположенное в капитальном здании, специально оборудованное и оснащенное, предназначенное для розничной торговли товарами и оказания услуг потребителям, обеспеченное вспомогательными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
Магазин-склад Торговое предприятие, в состав которого входят залы товарных образцов и складская площадь закрытых и полуоткрытых помещений, отпуск товаров происходит в основном из склада. М.Б продовольственными, специализированными, смешанными
Торговый комплекс Магазин, в котором находится несколько (не менее 5) товарных отделов, арендуемых различными владельцами, с общим для покупателей входом
Товарный отдел Разновидность торгового предприятия, размещаемого, как правило, на арендуемых торговых площадях магазина, торгового центра или торгового комплекса
Мелкорозничная (полустационарная) торговая сеть
Павильон Строение общей площадью более 12 кв.м, имеющее вход для покупателей и небольшой торговый зал, рассчитано на 1-2 рабочих места
Киоск (ларек) Строение общей площадью до 12 кв.м, не имеющее помещений для Хранения товаров и рассчитанное на одно рабочее место
Палатка Легкая сборно-разборная конструкция, не имеющая торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанная на одно или два рабочих места и имеющая однодневный товарный запас
Прицеп Передвижное устройство на колесах, оборудованное для торговли через окно-прилавок, установленное на постоянном месте торговли
Лоток Складывающийся 1,5-2 метровый столик на складной подставке (установка прямо на земле запрещается)
Торговый автомат Торговая единица, через которую осуществляется продажа отдельных товаров и продуктов (безалкогольных напитков, табачных изделий, газет и т.д.).
Прочие торговые точки
Рынок Имущественный комплекс с количеством торговых мест не менее 150, площадью не менее 2000 кв.м.
Мини-рынок Выделенный земельный участок площадью не более 2000 кв. с количеством торговых мест не менее 10, не более 150
Торговое место Прилавок, навес или их часть, площадка, предназначенные для ведения торговой деятельности

В классификации Правительства Москвы рынки и мини-рынки объединены под понятием комплексы розничной торговли (число торговых мест более 7). Это временно используемая территория с размещенными на ней объектами мелкорозничной торговли, рынками, мини-рынками, другими объектами городского коммунального хозяйства, с количеством торговых мест более, в радиусе 20 м друг от друга. Комплексы м.б. универсальными, вещевыми, специализированными. Рынки – продовольственными и сельскохозяйственными.

Примечание: В настоящее время для упорядочения торговли и, главным образом, целей налогообложения, отдельные субъекты федерации составляют собственные классификации. В данной работе классификация рынков – согласно ист.: Правила организации работы рынков на территории боровичского городского поселения/Красная Искра, № 6, 2006. Классификация других объектов – согласно Постановлению Правительства Москвы.

Типизация розничных торговых точек (скорее это стандартизация) – это отбор и использование стандартных, технически совершенных и экономически эффективных типов ТТ. Она позволяет устранить излишнее многообразие ТТ и способствует более рациональному управлению торговлей. Применяется типизация по размеру торговой площади, формам обслуживания и пр.

Типизация магазинов и некоторых других ТТ широко применялась в СССР, когда торговля была централизованной. Так, существовали типовые проекты районных универмагов (Теремок), магазинов самообслуживания (стекляшки), сельских магазинов. Они имели определенные размеры (типоразмеры) торговой площади и т.д. Например, типоразмеры для универмагов (кв.м.): 650, 850, 1000, 1650, 2150, 3000, 3500. После перехода к рыночной экономике централизованный контроль над типизацией торговых объектов сводится главным образом к архитектурным требованиям (цвет, размеры), соблюдениям правил пожарной безопасности, санитарных правил и т.д. В связи с этим магазины различных владельцев могут иметь индивидуальный облик. Многие владельцы стремятся к соблюдению фирменного стиля.

Приведенными выше видами и типами не ограничивается все многообразие торговых точек. Имеются классификации и по другим критериям.

Так, с учетом типа здания выделяются торговые точки:

- отдельно стоящие,

- встроенные,

- встроено-пристроенные.

А также:

- многоэтажные,

- одноэтажные,

- расположенные в полуподвальных помещениях.

Широко применяется также разделение магазинов по формату. Далеко не все торговые точки можно однозначно отнести к какому – либо из этих типов.

Таблица - Форматы магазинов

Название Описание Пример
Универмаг Крупное (до 200 отделов) предприятие с широким ассортиментом непродоволь- ственных товаров, смешанным обслуживанием, комплексом услуг Теремок
Универсам Крупный магазин (торговая площадь – более 400 кв.м.) самообслуживания с широким насыщенным (до 10000 наиме- нований) ассортиментом продоволь- ственных товаров, товаров для дома и моющих средств -
Специализирован- ный магазин Магазин с узким глубоким ассортимен- том (одна или несколько родственных товарных групп), с полным или смешанным обслуживанием Тенториум
Коллективный (ассоциированный) Магазин Магазин из нескольких (5 и более) товарных отделов, принадлежащих различным владельцам Боровичский «универмаг»
Магазин-склад Крупный магазин, Имеющий склад и зал товарных образцов -
Фирменный магазин (от производителя) Магазин, принадлежащий предприя- тию и торгующий в основном товарами данного производителя Магазины боро- вичского мясокомбината, Боровичи-мебель
Локальный магазин (магазин «возле дома», удобный магазин, минимар- кет, дискаунт) Магазин площадью не более 400 кв. м, торгует ходовыми продовольственными или непродовольственными товарами. Обслуживание организуется по-разному Тройка, Юлия, Евгения
Магазин товаров повсед- невного спроса Магазин площадью 100 - 400 кв. м, торгует ходовыми продовольственными и непродовольственными товарами. Обслуживание организуется по -разному -
Магазин-салон Магазин с выставочной планировкой, свободным доступом к товарам Мебельные магазины (за исключением фирменных)

По ГОСТу

Примечание. Типом предприятия розничной торговли являются: универмаг, универсам, магазин "Ткани", магазин "Продукты" и т.д.

27 универсальный магазин: Предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.

28 специализированный магазин: Предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.

29 магазин с комбинированным ассортиментом товаров: Предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.

30 магазин со смешанным ассортиментом товаров: Предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

31 торговое объединение: Добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся некоммерческой организацией.

32 торговый комплекс: Совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Примечание. Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п.

33 торговый центр: Совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

34 торговый дом (Ндп: дом торговли): Многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

35 магазин: Специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

36 павильон: Оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

37 киоск: Оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

38 палатка (НДП: ларек): Легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

39 рынок: Организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.

40 ярмарка: Самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: