Особенности размещения РТС

А) В городах.

В настоящее время в России практически не ощущается дефицита торговой сети. Почти нет таких мест, где нет торговых предприятий и где любому новичку гарантирована клиентура (Краткий курс, с. 44-45).

Создать новое торговое предприятие – значит немедленно вступить в конкурентную борьбу с теми, кто закрепился на потребительском рынке, с целью оттянуть на себя достаточное количество потенциальных потребителей, обеспечить хотя бы минимально допустимый объем хозяйственной деятельности. Невозможно наугад правильно выбрать место для предприятия. Ошибки в выборе мест дислокации торговых предприятий обуславливают их высокую смертность (50 % случаев закрытия новых ТТ).

Размещение ТТ происходит с учетом типа торговой зоны, принципов размещения торговой сети, а также расположения других предприятий.

В городах может приняться один из трех подходов к размещению РТС.

- равномерность расположения предполагает размещение ТТ равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Этот подход применим по отношению к однотипным магазинам, в первую очередь торгующим товарами повседневного спроса.

- ступенчатость предполагает выделение магазинов городского и местного значения. Магазины городского значения – универмаги, специализированные магазины – предназначены для всего населения города. Магазины местного значения ориентированы на жителей отдельных микрорайонов, обеспечивают население товарами повседневного спроса. Находятся, как правило, в пределах пешеходной доступности. Радиус зоны обслуживания таких магазинов – примерно 500 м. Основной тип – универсам.

- групповой подход означает территориальное сближение магазинов разного товарного профиля с целью удовлетворения комплексного спроса на товары. Это может быть группа небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров.

Удобным является размещение магазинов в составе торговых центров, представляющих собой комплексы взаимосвязанных предприятий торговли, внедомашнего питания, бытового обслуживания, размещаемых в единых или сблокированных зданиях, объединенных в общем архитектурном ансамбле.

Торговые цепи – это серия магазинов, включающих супермаркеты, универмаги и т.д. Располагаются обычно в пригородах или на автомобильных трассах.

При размещении ТТ целесообразно учитывать торговое зонирование.

Торговая зона – это участок городской застройки с примерно равными условиями торговой деятельности (Краткий курс, с. 46-48). Выделяют четыре типа торговых зон. Как правило, они характерны для средних и крупных городов, но их можно проследить даже на примере г. Боровичи.

Центральная торговая зона обычно совпадает с центром деловой активности. Действующая торговая сеть здесь, как правило, несбалансированна и ориентируется на обслуживание города в целом, а не постоянных жителей этой территории. Как правило, здесь имеются крупные магазины: универмаги, центры розничной торговли. Здесь целесообразно открывать специализированные магазины, предлагать особый набор товаров и услуг, который может заинтересовать всех жителей города, а также приезжих. Небольшому магазину, не имеющему дифференцированного подхода к обслуживанию и ассортименту, трудно конкурировать с крупными магазинами. Следует учитывать сложности с парковкой автомобилей. Это затрудняет функционирование универсамов, магазинов-складов.

Периферийные торговые зоны являются сосредоточением деловой жизни на уровне городского округа или района. Условия функционирования предприятий здесь примерно те же, что и центральной зоне, но круг покупателей уже в географическом плане. Здесь целесообразно располагать универмаги, комбинированные магазины.

Пригородная торговая зона соответствует спальным районам города. Здесь имеется еще с советских времен сеть универсамов, торговых центров. В последние годы в этих районах появляются торговые центры, принадлежащие крупным розничным торговым сетям. В этих зонах можно найти «мертвое пространство» или нишу для специализированной торговли.

Районные торговые зоны – это территориально ограниченный микрорайон, часто бывший поселок, который стал частью города. Необходимы магазины со смешанным ассортиментом.

Принципы размещения (Кр. Курс, с. 48-50).

1) Каждый конкретный товар характеризуется определенным расстоянием и максимальным временем, которые покупатели готовы преодолеть и затратить для его приобретения. Для хлебобулочных изделий это 300 м, а для эксклюзивных ювелирных изделий - 35-40 км.

Для поиска редких товаров покупатель готов на длинный маршрут, товары повседневного спроса он купит в ближайшем месте. Соответственно их и нужно размещать.

2) Принцип ближайшего места. Покупатели предпочитают покупать все необходимое в ближайшем месте. Если предприятие-конкурент имеет более благоприятную дислокацию, следует подумать о других способах привлечения покупателя: услугах, ассортименте, удобствах.

3) Правило комплексной покупки. Покупатели предпочитают приобретать все нужные им товары и услуги в одном месте, за одну поездку. Они могут пройти мимо нужного магазина, в котором имеется нужный товар, если его можно купить вместе с другими товарами на другом предприятии с более широким ассортиментом. Поэтому для небольшого магазина губительно близкое соседство универмагов, универсамов и пр. Таких мест дислокации нужно либо избегать, либо ориентироваться на узкую специализацию своего предприятия.

4) Закон постоянства клиента. Мнение покупателей о магазине оказывает огромное влияние на размеры зоны обслуживания. Любой сбой в этом вопросе приводит к потере клиентуры, так как случайные покупатели обеспечивают не более 10-12 % оборота небольшого магазина.

5) Закон кумулятивного притяжения Р. Нельсона, 1958 г. Данное количество магазинов, торгующих товарами одного и того же ассортимента, добьется более высокого оборота, когда магазины расположены тесной группой или неподалеку один от другого, чем когда они разбросаны по большой площади.

Расчет размеров зоны обслуживания.

Допустим, мы хотим разместить магазин Х, имеющий торговую площадь (S т) в окружении четырех магазинов конкурентов: A, B, C, D (рисунок). Для каждого из них известна торговая площадь и расстояние (L) до каждого из этих магазинов.

       
   
 


L=1300 м L=850 м

 
 
X: S т = 250 кв.м.


L=400 м L=1300 м

       
 
D: Sт = 500 кв.м
 
C: Sт = 650 кв.м.
 


Потенциальный размер и конфигурацию зоны обслуживания можно определить по формуле:

Где Z - граница зоны обслуживания (расстояние, которое может составить нашу «долю»),

L – расстояние между магазинами,

S б и S м – это торговые площади нашего магазина и магазина конкурента, в числителе ставится большее число.

;

Z c = 498 м, Zd = 166 м

Многоугольник с данными четырьмя сторонами можно считать своей потенциальной территорией. Зная численность территории и средние размеры покупки, можно рассчитать предполагаемый товарооборот магазина.

В сельских населенных пунктах при размещении РТС определяется функциональная значимость и численность населения. Здесь выделяются:

- районные центры – поселки,

- межхозяйственные центры – поселки и села без административных функций.

В этих населенных пунктах размещаются: универмаг, магазины «Продукты», «Хозтовары», «Книги», «Детский мир».

- внутрихозяйственные центры – центральные усадьбы сельхозпредприятий и леспромхозов,

- рядовые населенные пункты.

Здесь размещаются смешанные магазины.

2.1 Технология розничной торговли

1 Устройство магазинов

См. рубрику «Магазиностроение» в журнале «Маркетолог»

Магазин (как уже отмечалось) – это помещение, расположенное в капитальном здании, специально оборудованное и оснащенное, предназначенное для розничной торговли и оказания услуг потребителям обеспеченное вспомогательными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Здания, в которых размещаются магазины, различаются:

- по капитальности (капитальные и облегченные),

- в зависимости от размещения: отдельно стоящие, встроено-пристроенные, торговые комплексы;

- по материалу стен: каменные, кирпичные, шлакоблочные, железобетонные, из сборных конструкций. Могут использоваться модульные здания.

- в зависимости от особенностей объемно-планировочного решения:

одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями, без подвальных помещений и т.д.. Наиболее удобны для торговли магазины, расположенные в одноэтажных зданиях, так как в них упрощаются пути движения товаров, не необходимости в устройстве лестниц.

Здания, в которых расположены магазины, должны отвечать ряду требований.

Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований определяется состав помещений магазина, их взаимосвязь, схема движения товарных и потребительских потоков.

Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина.

Экономические требования определяют оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных деталей.

Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Они необходимы для создания надлежащих условий работы торгового персонала, а также нормального микроклимата.

Функциональные требования должны обеспечивать удобство работы персонала и совершения покупок посетителями. Для этого предусматривается правильная организация рабочих мест продавцов, узлов расчета, проходы для покупателей, зоны отдыха, парковки и т.д.

Состав и взаимосвязь помещений магазина

Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования.

Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляют его технологическую планировку.

По функциональному назначению помещения подразделяют на:

- торговые,

- для приемки, хранения и подготовки товаров,

- вспомогательные,

- административно-бытовые,

- технические

Торговые помещения – это часть помещения магазина, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг. Они несут основную функциональную нагрузку. К ним относят торговые залы, помещения выдачи и приема заказов, залы кафетерия, залы демонстрации и т.д.

Торговый зал магазина: специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.

К помещениям магазина для приема, хранения и подготовки товаров к продаже относятся специально оборудованные части магазина, предназначенные для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. Это приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, фасовочные, охлаждаемые камеры и т.д.

Подсобное помещение магазина: часть помещения магазина, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса, например, для хранения тары и контейнеров, моечные, для ремонта тары и т.д.

В состав подсобного помещения магазина входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения, экспедиция по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли.

Административно-бытовое помещение магазина: Часть помещения магазина, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения. В состав административно-бытового помещения входят служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения.

Техническое помещение магазина: часть помещения магазина, предназначенная для размещения технических служб и/или выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест, торгово-технологического и механического оборудования. В состав технического помещения магазина входят вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, электрощитовая, котельная, тепловой узел, камера кондиционирования воздуха, радиоузел, телефонные коммутаторы, опорный пункт автоматизированной системы управления.

В некоторых случаях выделяются также производственные помещения – цеха для приготовления продуктов питания, полуфабрикатов, швейные цеха.

Все эти помещения должны быть расположены с учетом рациональной взаимосвязи между ними. Торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для подготовки товаров, последние – с помещениями для хранения и т.д.

Площадь всех помещений магазина составляет его общую площадь. В состав общей площади магазина входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие помещения.

Торговая площадь магазина: Площадь торговых помещений магазина.

Устройство и планировка торгового зала

Торговый зал – это основное помещение магазина, занимающее наибольшую долю его площади. Здесь размещен рабочий и выставочный запас товаров производится отбор товаров покупателями, расположены рабочие места продавцов. Поэтому устройству торгового зала уделяется наибольшее внимание.

Основные требования:

- свободное движение покупательского потока,

- обеспечение кратчайших путей движения товаров,

- создание условий для хорошей просматриваемости и удобств для

ориентации покупателей.

Основные правила изложены в СНиПах, а также в книгах по технологии торговли.

Рациональное планировочное решение легче всего обеспечивается при соотношении сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь как можно больший периметр глухих стен для расширения возможностей установки торгового оборудования (Дашков).

Авторы «Краткого курса» (с. 58) отмечают, что идеальная форма ТЗ должна отвечать следующим условиям:

, т.е. лучше всего круг или квадрат, или прямоугольник с соотношением сторон 1:3

Торговый зал можно разделить на следующие зоны:

- установочная площадь,

- проходы для покупателей,

- рабочие зоны продавцов,

- площадь зоны расчетного узла.

Установочная площадь магазина: Часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

Обычно под установочную площадь отводится 27-30% площади торгового зала.

Площадь торгового зала магазина: Часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь магазина, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Как правило, площадь торгового зала занимает 60% общей площади магазина. Л. И. Кардашин (с. 98-99) приводит примеры таких соотношений для универмага: общая площадь – 1100 кв. м., торгового зала – 650 кв.м. Для продовольственного магазина: 260 и 160 кв.м. соответственно.

Доля установочной площади по отношению к площади торгового зала характеризует степень эффективности ее использования. Количественным показателем служит установочный коэффициент:

где - установочный коэффициент,

- установочная площадь,

- площадь торгового зала.

Для эффективного использования торговой площади важно также, чтобы установочная площадь была использована под выкладку товаров, для этого используется соответствующее торговое оборудование. При этом выкладка должна производиться с учетом всех приемов мерчендайзинга. Для характеристики этой особенности рассчитывается коэффициент выкладки .

где - площадь выкладки (экспозиционная, демонстрационная).

- площадь торгового зала.

Экспозиционная площадь магазина (демонстрационная площадь магазина): Суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.

Коэффициент выкладки имеет предельное значение 70-75%, он не может увеличиваться бесконечно, так как страдает обозримость товаров. С другой стороны, имеется такое правило: «выкладка должна быть насыщенной». Пустые полки производят плохое впечатление.

Зоны для проходов покупателей. По нормам – от 4 до 10 кв.м. торговой площади (торговой, а не свободной и не установочной!) на одного покупателя (Дашков, с. 274). Различают магистральные и боковые проходы. Магистральные проходы связывают все узлы торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное движение покупательских потоков.

Рабочие зоны продавцов. В магазинах с обслуживанием через прилавок должна быть обеспечена необходимая площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее параметры: ширина фронта РМ продавца – в магазине продовольственных товаров – не менее 2 м, непродовольственных – не менее 3 м. Глубина РМ: ширина прилавка плюс ширина пристенного оборудования и проход не менее 0,9 м. (Дашков, с. 275-277).

Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Контрольно-кассовый узел магазина: Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины.

стороны, имеется такое правило: «выкладка должна быть насыщенной». Пустые полки производят плохое впечатление.

Зоны для проходов покупателей. По нормам – от 4 до 10 кв.м. торговой площади (торговой, а не свободной и не установочной!) на одного Для расчета числа РМ контролеров-кассиров проводят специальные исследования.

Не нужно!

Так, Дашков и др. рекомендуют использовать формулу:

где К – количество РМ,

П – площадь торгового зала,

В – среднее время расчета с одним покупателем,

п – площадь торгового зала на одного покупателя,

и – коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром.

В Кратком курсе другая формула:

N опт. = требуемое количество ККМ, Sтз – площадь торгового зала, р – коэффициент престижности - от 1 до 3 (1-1,5 – элитные покупатели, 2,5-3 – покупатели без претензий, 2 – средний контингент), F- минимальная норма площади на одного покупателя (7,5 кв.м. при отборе товаров в тележки, 4 кв.м. в других случаях), t – среднее время обслуживания одного покупателя (видимо, здесь имеется ввиду пребывание покупателя в торговом зале).

Для Екатерининского:

Не нужно!

Более сложная методика расчета описана в Л.И.Кардашином (с. 116-124). Здесь рассчитывается интенсивность (плотность) покупательского потока, т.е. количество покупателей, посещающих магазин за единицу времени. Плотность изучается путем фотографирования (моментные наблюдения). Она носит вероятностный характер и изменяется в течение дня. Рассчитывается также средняя часовая производительность ККМ - Вч (для машины ОКА-400 она составляет 48 покупателей в час). Она определяется с учетом времени на обслуживание одного покупателя – t (в нашем примере это время составляет 1,25 мин). При расчете времени обслуживания учитываются:

- время регистрации одной покупки,

- среднее число покупок,

- время денежного расчета покупателей,

- коэффициент внецикловых потерь (время, которое не входит в обслуживание покупателя). Обычно его принимают равным 0,8.

Все эти данные определяются с помощью наблюдений (хронометража или фотографии рабочего дня).

В нашем примере время на обслуживание одного покупателя принято равным 1,25 мин с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств.

Вч= Фвр/t = 60/1,25 = 48

Для расчета числа ККМ здесь используется формула:

Ср = Фч/Вч (обозначения приведены в таблице)

Таблица 1- Расчет необходимого количества ККМ

Параметр Численное значение параметра
Наим. параметра Обозн. Ф=const Ф=var
Обыч. дни Дни пик Обычные дни Дни пик
                   
Плотность посещения пок., пок./час Фч        
Расчетное кол-во ККМ, ед. Ср 2,00 2,60 2,91 3,52
Принятое кол. ККМ Сп                
К загр. ККМ 0,66 0,87 0,65 0,88 0,58 0,97 0,58 0,50
Ср. интервал пост. пок. мин/пок 0,62 0,48 0,43 0,35
Инт. потока пок, пок/мин 1,61 2,08 2,33 2,86
Инт. обсл. пок, пок/мин 0,8 (1/1,25)
Загрузка ККМ 0,66 0,87 0,65 0,88 0,58 0,97 0,58 0,50
Ср. длина очереди, пок. 0,85 2,46 1,24 3,98 0,99 5,62 1,43 0,64
Ср. время ожид. пок., мин. 0,53 1,18 0,59 1,70 0,42 1,97 0,50 0,22

Примечания.

1) Средний интервал поступления покупателей здесь рассчитан путем деления времени (один час) на плотность покупательского потока, например: для столбца 3:

Это значит, что каждые 0,62 минуты к кассам подходит очередной покупатель. Для расчета столбцов 4 и 5 (в данном случае они объединяются) 60/125 и т.д. В минуту к кассам подходит 1,61 покупатель.

2) Интенсивность обслуживания покупателей (количество покупателей в минуту на одну ККМ) рассчитывается так: 1 минуту делим на 1,25 (время обслуживания одного покупателя).

3) Средняя длина очереди покупателей рассчитывается по формуле:

Например, для колонки 3:

4) Среднее время ожидания покупателей:

Типы планировок магазина

Линейная планировка. Является наиболее рациональной для продажи товаров методом самообслуживания. Здесь зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно по отношению к узлу расчета. Это дает возможность организовать централизованные кассовые операции в узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему залу и рассчитываться за отобранные товары в одном месте. Здесь создаются благоприятные условия и для оптимизации работы магазина: наиболее рационально используется площадь торгового зала, создаются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников магазина. Линейная планировка м.б. продольной, поперечной и комбинированной.

Но не следует считать линейной планировкой такую, при которой торговое оборудование размещено в виде линий вдоль стен (магазин «Тройка» и др.)

Боксовая планировка. Вся площадь торгового зала разбивается на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета. Обычно применяется в больших магазинах с большой торговой площадью. Она менее удобна для покупателей, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за товары в нескольких узлах расчета. Выделение боксов м.б. оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора (ювелирных изделий и пр.).

Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

Выставочная планировка. Товары размещены на различном оборудовании – подиумы, стенды, подставки. В основном применяется для крупногабаритных товаров, мебели, бытовой техники.

Свободная планировка означает расстановку оборудования без определенной геометрической системы с учетом особенностей торгового зала.

Торгово-технологический процесс в магазине

ТТП – это комплекс взаимосвязанных коммерческих и торговых операций, производимых в магазине.

Коммерческие операции:

- изучение спроса,

- составление заявок на завоз товаров,

- формирование оптимального ассортимента,

- организация рекламы и информации.

Коммерческие операции проводятся в целом по сети розничных ТТ, если они относятся к одной организации или по отдельному магазину.

Торговые операции делятся на три основные группы.

1) Операции с товарами до предложения их покупателям:

- разгрузка транспортных средств,

- доставка товаров в зону приемки,

- приемка товаров по количеству и качеству,

- доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или

непосредственно в торговый зал,

- хранение товаров,

- подготовка товаров к продаже,

- перемещение товаров в торговый зал,

- выкладка товаров на торговом оборудовании.

2) Операции непосредственного обслуживания:

- встреча покупателя,

- установление контакта и выявление потребности,

- показ товара (презентация),

- отбор товара покупателями,

- расчет за товары.

В эту группу входят различные приемы личной продажи, которые будут

рассмотрены в отдельном вопросе.

3) Выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Это оказание разнообразных услуг. Так, предпродажные услуги включают демонстрацию товаров, примерку и т. п. послепродажные – доставку, подгонку, раскрой и многое другое. Дополнительные услуги – это комнаты отдыха, камеры хранения, присмотр за детьми. Подробно эти операции рассматривались при изучении основ маркетинга.

Более подробно познакомимся с некоторыми операциями.

Приемка по количеству и качеству проводится в соответствии с инструкциями «О порядке приемки по качеству», и «О порядке приемки по количеству».

Приемка по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных). Если товар поступил без сопроводительных документов, то на фактически поступившее количество составляется акт. Как правило, при приемке по количеству проводится сплошная проверка. В исключительных случаях допускается выборочная проверка с распространением результатов на всю партию.

Существует множество правил приемки по количеству. Так, если масса брутто не соответствует указанной в документах, тару не следует вскрывать. О приемке по количеству составляется акт. При выявлении недостачи также составляется акт, двусторонний, и вызывается представитель отправителя (одногороднего). Иногородний представитель вызывается, если это предусмотрено договором. При обнаружении излишков также составляется акт.

Приемка по качеству. Срок приемки зависит от вида товара: по скоропортящимся товарам – 24 часа с момента их получения. По другим товарам – 10 дней, при иногородней поставке – 20 дней. В эти сроки д.б. составлены акты о приемке. Проверка проводится в одностороннем или двустороннем порядке. При проверке качества внимание в основном обращается на отсутствие дефектов. В товарах могут быть обнаружены скрытые дефекты. Если установлен гарантийный срок, то в течение этого срока, если гарантийного срока нет, то в течение 4 месяцев со дня поступления в магазин.

Процесс хранения товаров предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима и текущий уход за товарами. Сохранность должны обеспечивать материально ответственные лица.

Правила хранения различаются для различных видов товаров и включают:

- условия хранения,

- сроки хранения,

- места хранения.

При хранении некоторых видов товаров возникает естественная убыль. Это происходит вследствие усушки, распыла, раскрошки, утечки, розлива, дыхания товаров. Если условия хранения не позволяют избежать этого процесса, устанавливаются нормы естественной убыли (для нерасфасованных товаров). В нормы естественной убыли также включались масса полимерной пленки, шпагата и т.д.

Подготовка к продаже содержит следующие действия:

- распаковка,

- сортировка,

- очистка,

- фасовка,

- упаковка,

- утюжка,

- маркировка и т.д.

К различным группам товаров применяются особые требования. Так, мелкие галантерейные товары фасуют вне большие пакетики или размещают на специальных планшетах.

Велосипеды, мотоциклы и другую технику очищают от смазки, собирают, комплектуют.

Размещение и выкладка в торговом зале. Правильное размещение товаров позволяет спланировать покупательские потоки (и время пребывания покупателей в магазине), сократить время на отборку товаров и увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина.

Основные требования к выкладке и размещению товаров:

- предоставление возможности покупателям ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп; в том числе предоставление покупателям необходимой информации;

- создание условий для комфортного пребывания в магазине;

- оптимальное использование торговых площадей;

- организация рациональных потоков и расчетных операций с покупателями:

- обеспечение сохранности материальных ценностей.

Приемы выкладки товаров.

- прямая выкладка: упаковки с товаром укладывают друг на друга или друг за другом строем;

- выкладка «навалом»: товар высыпают в ящики или коробки;

- декоративная выкладка используется при оформлении витрин.

Существуют также различные приемы выкладки, используемые в мерчандайзинге (лесенки, горки, стены замка и т.д.).

Правила размещения товаров (способы повышения доходности).

- правило товарного соседства: за каждой группой закрепляют постоянную зону размещения;

- товары, требующие длительного ознакомления с ними, размещать в глубине магазина;

- товары с высокой оборачиваемостью – ближе к источникам пополнения;

- крупногабаритные товары – перед выходом из торгового зала (в промтоварном магазине),

- однородные товары укладывать по вертикали, обеспечивая их лучшую обозримость;

- применять простые приемы выкладки, декоративные – только с рекламной целью;

- элементы для выкладки не переполнять товарами и не оставлять пустыми;

- выкладка д.б. насыщенной;

- располагать товар, который необходимо быстро реализовать, на уровне глаз и рук – 1,1-1,6 м от пола;

- при выкладке товаров с упаковкой оставлять отдельные товары без упаковки, чтобы покупатель мог познакомиться с ними;

- товар, лежащий на складе, не продается;

- лучше мало хорошего места, чем много плохого. Для соблюдения этого принципа выявляются и ликвидируются «мертвые зоны»;

- торговля взаимодополняющими товарами и товарами импульсной покупки;

- изучение маршрутов покупателей и порядка отбора товаров.

Увеличение доходности магазинов – одна из основных задач коммерсантов. В настоящее время существует значительная конкуренция в сфере розничной торговли, вызванная разными причинами, в том числе и высокими прибылями. Считается, что это время быстро пройдет. Серьезную опасность представляют на рынке крупные розничные торговые сети, привлекающие покупателей низкими ценами, набором услуг и пр.

Приемы мерчендайзинга


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: