Розничный товарооборот: понятие, классификация, состав, показатели

Основным показателем деятельности торгового предприятия является объем товарооборота.

Товарооборот — это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период.

Товарооборот - это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени

Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания.

Розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей.

Классификация розничного товарооборота по различным признакам:

Показатель розничного товарооборота имеет количественную и к ачественную характеристики.

Количественная характеристика товарооборота — объем реали­зации в денежном исчислении.

Качественная характеристика -связана со структу­рой товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товаро­оборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реа­лизации.

Товарная структура розничного товарооборота включает продо­вольственные и непродовольственные товары, которые содержат ассортиментные группы и подгруппы.

В зависимости от формы денежных расчетов продажа товаров осуществляется:

- за наличный расчет;

- по безналичному расчету;

- посредством кредитных карточек.

В зависимости от сроков расчета за реализованные товары выделяют:

• Продажа товаров с немедленной оплатой;

• Продажа товаров в кредит с отсрочкой платежа.

В зависимости от состава конечных потребителей выделяют:

• Продажи непосредственно населению.

• Продажа товаров организациям и предприятиям в порядке
мелкого опта.

Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется:

- на стационарную,

- передвижную

- посылочную.

Содержание плана розничного товарооборота и исходные данные для его составления.

План розничного товарооборота торгового предприятия состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; по­ступление товаров (товарное обеспечение). Все эти разделы плана розничного товарооборота взаимосвязаны, между ними существует “балансовая связь”.

ТО харакеризуют следующие показатели:

- объем реализации (Р) = (ТО);

- запасы на начало и конец периода (Зн; Зк);

- (V)объем закупок товаров = поступлению (П)

-Док. расход = В(выбытие)

Между этими показателями существует балансовая зависимость. Эта зависимость называется “ продуктовый баланс”

ТЗн + П = Р + ТЗк + Док. расход,

где ТЗн, ТЗк - товарные запасы соответственно на начало и конец года;

П — объем поступления товаров;

Р — объем розничного товарооборота.

Влияние этих показателей на объем розничного товарообо­рота можно исследовать с помощью формулы товарного баланса

Р = Зн + П - В - Зк,

Розничный товарооборот зависит от поступления това­ров, состояния товарных запасов, прочего выбытия товаров.

Основными слагаемыми, от которых зависит объем товарооборота, являются поступление и товарные запасы. С увеличением
размера поступления товаров и запаса товаров на начало периода
увеличивается объем их продажи и наоборот. Рост выбытия товаров и их
запасов на конец периода сопровождается уменьшением товарооборота.

Товарные запасы должны бытьзапланированы в размерах, обеспечивающих бесперебойную продажу товаров.

Поступление товаров предусматривают в таком размере, чтобы вместе с запасом товаров на начало планируемого периода оно обеспечивало бесперебойную торговлю, выполнение плана продажи и создание нормального запаса товаров на конец планиру­емого периода.

П = Р + ТЗк – ТЗн

На выполнение плана и динамику розничного товарообо­рота положительное влияние оказывают сверхнормативные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, а отрицательно влияют увеличение прочего выбытия товаров и завы­шенные товарные запасы на конец периода.

На основе запланированного объема продажи устанавливают необходимые размеры товарных запасов и поступления товаров. Поэтому с плана продажи товаров и начинается планирование розничного товарооборота.

Исходные материалы для разработки проекта плана РТО.

Для разработки проекта плана объема ТО используются следующие исходные материалы:

1. Покупательные фонды населения и емкость рынка;

Покупательные фонды населения и емкость рынка позволяют экономически обосновать план розничного товарооборота.

Правильное определение покупательных фондов населения является одним из условий экономически обоснованного плани­рования розничного товарооборота.

Пок.фонды определяются на основе составления баланса денежных доходов и расходов населения.

Баланс состоит из двух частей:

Доходы: Расходы:
з/плата покупка товаров(покупательные фонды)
стипендия коммунальные услуги
пенсия прочие
Поступления из финансовой системы(выигрыши по займам, лотереям, ссуды и т.д)  
прочие  
Итого: Итого:

В доходной части баланса отражаются объем и источники де­нежных доходов населения. В расходной части баланса отражается структура денежных расходов.

Основную их часть (более 80%) составляют расходы, связанные с приобретением товаров (так называемые товарные расходы, или покупательные фонды ).

Другая часть расходов связана с оплатой различных услуг (квартирная плата, оплата транспорта, зрелищных мероприятий, коммунальных услуг и др.), обязательных платежей (подоходный налог и др.), к этой же группе расходов, отражаемых в расходной части баланса, относятся сбережения населения. Та­кие расходы называются нетоварными.

Чтобы определить объем покупательных фондов, необходимо из общей суммы доходов населения вычесть сумму нетоварных расходов и сбережений.

При планировании розничного товарооборота учитывают, что покупательные фонды населения данного района — это только часть розничного товарооборота. Другую его часть составляют спрос приезжего населения.

Совокупность покупательных фондов населения, закупок орга­низаций и учреждений, а также инорайонного спроса (спроса приезжего населения) образует емкость рынка.

Таким образом, емкость рынка отражает возможный объем реализации товаров в данном населенном пункте.

2. Изменение в экономике района, который обслуживается данным предприятием торговли;

3. Данные анализа объема ТО за предплановый период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: