Теология

Наиболее тщательно разработанные мифологические построения стараются элиминировать свою противоречивость и упрочить себя теоретическими понятиями. Такие "канонические мифологии со временем переходят в теологическую концептуализацию. Теологическая мысль отличается от мифологической большей степенью теоретической систематизации. Теологические концепты последовательно отрываются от наивного уровня мышления, от самоочевидного знания. Мироздание всё ещё может пониматься в терминах священных сил как и в старой мифологии, но эти священные сущности отодвигаются на более отдаленные дистанции. С переходом от мифологии к теологии повседневная жизнь все менее пронизывается священными силами. Мифологическая мысль действует в рамках системы, находящейся между миром богов и миром человека. Теологическая мысль служит посредником между этими мирами именно потому, что изначальное их единство в силу развития социальной мысли оказывается нарушенным. Согласно теологической концептуализации люди в повседневной практике более самостоятельны в принятии жизненно важных решений: они способны сами себе выбрать профессию, образование, спутника жизни, место проживания и т. п.; правительства государств самостоятельно принимают законы, решают начинать или прекращать военные действия и т. д. Все это осуществляется в силу рационального понимания, без оглядки на мифические существа. Богу в подобной концептуализации отводится место верховного вседержителя, он ответственен за первоначальный импульс развития космоса, он просто негласно курирует жизнь людей. Легитиматоры-богословы призваны осуществлять миссию распознавания и трансляции воли суперсущества.

Древо теологического знания, усложняясь, становясь более теоретичным, последовательно отступает от общего знания общества и, таким образом, становится более трудным для приобретения. Благодаря оторванности и непонятности для большинства населения оно остаётся "секретным". Такое положение вещей, в частности, ведёт к тому, что простой народ может оставаться относительно не затронутым изощренными теориями, придуманными теологами. Сосуществование наивной мифологии среди масс и изощренной теологии среди элит теоретиков есть довольно частый исторический феномен. Только помня об этом, можно назвать, например, традиционные общества Дальнего Востока "буддистскими" или же средневековые европейские общества - "христианскими".

Теология служит основой для последующих философской и научной концептуализаций космоса. Теология ближе к мифологии в религиозном содержании её объяснении реальности. В то же самое время она близка к более поздним секуляризованным (светским) концептуализациям в их социальном значении. В отличие от мифологии три последующие доминантные формы социального знания становятся собственностью элит специалистов, чье содержание знания неуклонно возрастает по сравнению с обыденным уровнем. Современная социальная наука, как последний шаг в этом направлении, предстаёт максимально секуляризированным и изощренным механизмом поддержания своей символической вселенной. Наука завершает переход повседневного знания на теоретический уровень. Однако повседневная жизнь получает выгоду как от священных так и от светских разновидностей концептуального понимания социального мира, поскольку это помогает людям их самопознанию, определению своего места в тотальной символической вселенной.

В средние века теологическая символическая вселенная использовалась людьми, которые искали объяснения социального мира, желали знать своё место в нем. Теология использовалась для выражения теории происхождения природы и общества, для обозначения судьбы, для именования перечня грядущих проблем и страданий. "Почему люди страдают?" - спрашивали у раввина. "Почему зло уходит ненаказанным?" - обычно вопрошали у священника. "Когда же прекратятся мои несчастья, Господи?" - рефреном звучало в молитвах верующих. Теологическая концептуализация была главной в течение ряда столетий в теоретическом познании общества, пока её не стала теснить наука. На рубеже веков современники задают схожие вопросы и получают ответ на языке социологии. В настоящее время лишь весьма ограниченное количество богословских терминов адаптировано социологией, среди них - "харизма", "теодицея", "сакральное", "секуляризация", "профанное", "невидимая религия", "секта", "церковь". Теологический язык греха и воздаяния перестроен сегодня научным языком дисбаланса и урегулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: