Философия

Философское наследие в познании общества проявляет себя многогранно. Философия в сравнении с мифологией и теологией характеризуется ещё большей степенью интеграции знания о различных сферах естественной жизни. В этой системе социального знания находят своё место разнообразные социальные институты, в ней синхронизируются биографии индивидов. Сам процесс социального познания уже подвергается осмыслению философами. Согласно философской традиции люди самостоятельно, т. е. без какой-либо потусторонней помощи, могут догадаться, подобрать слова и выразить трансцендентные законы, согласно которым и происходит эволюция общества, Философия поставила множество вопросов, касающихся латентных сущностей, выдвинула массу гипотез об общественном устройстве, движущих силах его развития, факторах и обстоятельствах, способствующих или мешающих социальному прогрессу. Интеллектуальная работа, стимулированная философией, продолжается и будет продолжаться. К тому же, философия способствовала образованию необходимого для познания общества категориального аппарата, который во многом плодотворно используется социально-гуманитарными дисциплинами. И по сей день на научную мысль оказывают огромное влияние идеи Платона и Аристотеля. Однако существуют важные аспекты, в которых современная социальная наука противостоит воззрениям выдающихся мыслителей античной Греции. Начало современной науки во многом представляет собой продолжение их разногласий.

Платон (427-347 гг. до н. э.) был убежден, что чувственный опыт в известной мере ошибочен и иллюзорен. Подлинный мир является скорее абстрактным и состоит из универсальных "идей" вещей, нежели из конкретных отдельных предметов. Знание, по Платону, содержит понимание "чистой формы" вещей, которая сама по себе превосходна. Реальные земные образцы не являются, в свею очередь, совершенными и не составляют, таким образом содержание знания. Подобный подход, очевидно, не подвигнет кого-либо искать знания о природе эмпирическими методами, поскольку они в состоянии обеспечивать только данными, собранными органами чувств, которые трактуются Платоном как неотъемлемо ненадежные. Дорога к знаниям прокладывается в этом случае исключительно при помощи силы рационального мышления в сугубо абстрактной форме. Нечто подобное происходит с математикой, дистанцировавшейся из мира чувственного восприятия и принявшую чистую форму "идеи".

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) по-иному подходил к пониманию мира, он активно использовал термин "сущностная природа" вещей. Сила веса, например, заложенная в природе вещей, приводит их в движение, заставляет перемещаться, пока они не остановятся в надлежащем месте на поверхности земли. Аристотелевский эссенциализм не является философией современной науки. Она предпочитает фокусировать своё внимание не на сущностных природах, а на структуре материи и силах, двигающих массы.

Современное социальное познание неотделимо от влияния Платона и Аристотеля. Некоторые отрасли математической социологии, например, соориентированы на постижение абстрактной чистой модели социальных процессов и явлений. Тут налицо влияние платоновского идеализма. Поиск "сущностной природы" капитализма популярен как среди консервативных так и радикальных обществоведов. Подобная академическая деятельность является ничем иным как упражнением в аристотелевском эссенциализме. Однако основной корпус современной социальной науки предпочитает эмпиризм и, подобно естествознанию, избегает влияния древнегреческих философов.

Думается не стоит лишний раз доказывать необходимость фонового теоретического обеспечения для научных исследований общества. Этот донаучный фон называется метафизикой. Метафизика ещё со времени Аристотеля считалась "царицей наук", она рассматривала сверхчувственные принципы и начала бытия. В древности и средневековье она отождествлялась с философией.

Для многих обществоведов метафизика считается чуть ли не бранным словом, заведомо неясным понятием. Однако современный уровень социального познания позволяет наполнить его определенным содержанием. Метафизика нацелена на изучение фундаментальной природы физического и социального миров: его составных частей, структуры и причинности. Но это понятие имеет и дополнительное значение, а именно: метафизика зачастую недиалектически, априорно имеет дело с непроверяемыми опытным путем, мистическими, туманными представлениями о мироздании. Многие метафизические идеи, будучи непроверяемыми, тем не менее не лишены определенной ценности. Они, как бы их не критиковали, являются попыткой приближения к истине. Влияние метафизики на методологию социологического познания - перспективное поле для исследований.

Для развития науки решающее значение имеет опережающее строительство ее методологического и общетеоретического уровней. В этом плане философия незаменима для социальной науки. Она трансцедирует в социологию другие существующие дискурсы, осмысливает общие правила рационального мышления. Именно философия наследует и передаёт задачи и оценки онтологических и эпистемологических оснований, которые имеют место в рамках тех дискурсов. Она обеспечивает всеохватывающий взгляд на мир, предоставляет базис для ответов на вопросы о смысле, значении, существовании, понимании, моральности жизненного поведения. Философия, таким образом, выполняет свою аналитическую и критическую роль. Философия - мать гипотез для всех наук. К тому же, социальная философия и социология имеют генетическое родство: последняя выросла из первой, и, творчество классиков социологической мысли - тому подтверждение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: