double arrow

МИФОЛОГИЯ

Было бы совершенно абсурдно пытаться детально разбирать все исторически известные формы предсоциологии. Но несколько замечаний о некоторых наиболее распространенных системах донаучного знания об обществе сделать будет уместно. Речь пойдёт о мифологии, теологии и философии.

Без подробного обоснования эволюционной схемы этих форм социального знания можно отметить, что мифология является самой архаичной формой концептуального поддержания социального статус-кво. Она сама по себе есть необходимая фаза в развитии социального знания. Отличительная особенность мифологии как формы предсоциологии состоит в том, что в основе своих доводов она видит священные силы и рассказывает об их проникновении в мир ежедневной практики. Такой подход естественным образом влечёт за собой высокую степень неразрывности между социальным и космическим порядками. При подобном взгляде социальная реальность предстаёт в качестве сделанной невидимым портным одежды, а политика представляется наподобие блюд, состряпанных на политической кухне анонимными поварами. Все пожары войн, всполохи революций, зарницы прочих социальных потрясений в мифологической интерпретации трактуются как результат активности неизвестных "кочегаров". Мифологическая трактовка действительности изобретает великое множество подобных духов - проказников, была бы только фантазия.

Мифология является наиболее приближенной к самоочевидному уровню знания, уровню, на котором существует наименьшая необходимость строгого теоретического обсуждения реальности. Это объясняет исторически повторяющийся феномен противоречивости мифологических построений. Такая противоречивость осознается легитиматорами. Она может преодолеваться в ходе соответствующей интеграции мифологических интерпретаций. Последующие мифологические конструкции могут приобретать значительную теоретическую изощренность.

Мифология близка наивному уровню познания общества и в том, что знание специалистов - мифологов не многим отличается от обыденного. Однако со временем рождается институт управления этими специалистами, который далеко не прост. Он заключается в ограничении отбора кандидатов на занятие специфической деятельностью. Этот социальный институт связан определенными ритуалами. Трудности заключены не в качестве самой системы мифологических знаний, которые не трудно приобрести. Сложности возникают в организационном плане. Для того, чтобы сохранить притязания экспертов-мифологов на монополию, институционно устанавливается "секретность" и соответствующий "допуск" для широких масс населения. Знание, которому не свойственно эзотерическое качество, определяется эзотерическим, т. е. тайным, скрытым, предназначенным исключительно для избранных.

Великие эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" до сих пор читаемы, они составляют часть культуры западной цивилизации. В этих поэмах Гомер выразил своё мифологическое понимание человеческих и социальных событий: всё, что ни произошло, есть результат воли богов. В сфере природных явлений копией этого взгляда служит вера в колдовство, оккультные силы и другую нечисть. Очевидно, никакая наука не могла бы быть создана, если подобный взгляд на мир был бы верен. В таком случае люди не смогли бы открыть никаких законов природы и общества, т. к. этих законов бы просто не существовало, все бы создавалось и разрушалось согласно желаниям, причудам и воле небожителей. Самое большое, на что могли бы претендовать люди как существа разумные так только на проведение психоанализа богов в надежде понять, как те себя поведут. Это как раз и содержится в поэмах Гомера. Естественные науки давно исключили себя из рамок подобного подхода к анализу природы. Современный физик, химик или биолог трактует изучаемые явления исключительно в терминах природы, которые не служат предметом переделки ни человеческих, ни тем более супер и/или надприродных сил.

В сфере социального познания аналог гомеровского взгляда оказывается более живучим. Мало кто из образованных современников всерьёз рассматривает общественные события в качестве результата деятельности сверхъестественных мифических сил. Вместе с тем, большое количество людей полагает, что эти события находятся под контролем могущественных реальных людей или организаций, которые манипулируют миром ради собственных целей и в соответствии со своими желаниями. Подобный подход в истории социальной науки известен как "конспиративная теория" социальных явлений: события происходят согласно тайным махинациям сильных мира сего. Конспирация детерминат социальных событий служит необходимым технологическим моментом в мифологической трактовке действительности.

Многие явления в обществе действительно часто оказываются итогом активности влиятельных лиц или групп. Но дело в том, что конспиративная теория устами своих приверженцев настаивает на том, что именно она является достаточной для объяснения разнообразных событий в социуме. Приняв эту точку зрения, мы будем вынуждены констатировать, что нет никаких общих социетальных закономерностей. Если так, то, следовательно, не нужна никакая социальная наука. Вместо неё для объяснения феноменов общественной жизни мы должны будем положиться исключительно на детективов, чтобы они поднимали занавес над тайными механизмами манипулирования сознанием и поведением людей.

Конспиративная теория не выдерживает научной критики. Даже если события в обществе детерминированы только индивидуальными импульсами, все равно должно объяснить, почему действия имеют тот результат, который имеют, а не другой. Связь между действием и следствием раскрывается лишь благодаря знанию общих законов. Объяснить успех или провал задуманного таинственными силами конспиративная теория не в состоянии. Приемлемое объяснение может сделать только наука.

Глобальные изменения, произошедшие в нашей стране в годы перестройки и последующий период, серьёзные социальные потрясения, разрушение привычных систем ценностей привели к увеличению значимости мифологической компоненты в общественном сознании. Не сумев найти иных средств для логического анализа происходящего, массовое сознание извлекло из своих глубин мифологическую логику, в которой отсутствует четкое разделение субъекта и объекта действия, причины и следствия события, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений. Для подобной логики характерно безразличие к противоречиям. Несмотря на эти свойства, мифология сегодня выступает в качестве доминантной формы социального знания, она оказывается востребованной для систематизации эмпирического материала.

Россия на рубеже тысячелетий не исчерпала ещё до конца мифологическое отношение к познанию социальной реальности. Средства массовой информации то и дело доносят до широкой аудитории разглагольствования о том, что якобы во всех бедах отечества виноваты жиды и масоны или, что все невзгоды страны есть результат происков Международного Валютного Фонда или заговора транснациональных корпораций. На место таинственных субъектов в объяснении социально-политических процессов могут быть поставлены и мафия, и олигархи, и политические организации, и религиозные секты, и спецслужбы ряда государств, и лоббисты, и клики, и родственно-земляческие связи, и многие другие закрытые организации со своими "агентами влияния". Глашатаями подобной теории в толковании социальных, политических, идеологических и пр. процессов выступают не простые невежи, а зачастую заметные фигуры политического Олимпа, известные депутаты Государственной Думы, видные деятели искусства.

Соответственно создаётся адекватный язык "новой" мифологии. В его основе находятся некоторые многофункциональные понятия, практически не обладающие собственным смыслом, но удобные с точки зрения их использования, например: "диктатура закона", "гражданское общество", "правовое государство", "свободный рынок" и т. д. Вводится также система "новых" именований: "правительство" вместо "администрации области", "губернатор" вместо "глава администрации", "губерния" вместо "область" или "край и т. п. Латентный язык мифологии помогает выстраивать систему мифов "новой" России.

В каждой стране, Россия не исключение, существуют общественные группы, которые стремятся сохранить определенные знания в своих руках, не допустить их распространение среди масс. Таким образом творится и умножается невежество. Скрываются знания из самых разных сфер общественной жизни - научной, религиозной, военной, политической, юридической и пр. Конспиративная теория, практикуемая политической, интеллектуальной, культурной элитами, способствует намеренному невежеству. Активное применение данной теории означает понимание того, что знание массами тех или иных сведений, например, о полной картине политического процесса в обществе, о механизме принятия важнейших для страны решений, о деятельности важных политических фигур и т. п., приводит к расшатыванию существующего социально-политического порядка. Интеллектуального освобождения масс в таком случае ждать не приходиться, поскольку гражданам не даётся знать более официально допустимого о своих политических и духовных лидерах, о могущественных субъектах и скрытых пружинах закулисных действий.

* * *

Миф присутствует во всех обществах. Миф это не просто древняя форма выражения человеческой познавательной способности, это еще и универсальная структурная составляющая самого общественного сознания. Страсти и воображение людей по-прежнему продуцируют мифы. Мифологическое мышление сочетает в себе в зародыше все многообразие типов человеческого мышления. Цель и смысл мифа состоит в предоставлении модели разрешения жизненных противоречий. Миф позволяет обыденному социологу примирить свои притязания на логичность с внешней алогичностью и противоречиями повседневной жизни. Наиболее полное выражение мифологического осознания реальности находят в культурах прошлого. Однако и сегодня мифология продолжает фрагментарное существование в современных обществах. Хотя важнейшие теоретические и практические сферы деятельности человеческого общества связаны не с мифологическим, а научным (рациональным, техническим) языком, все же миф остается неиссякаемым резервуаром смыслов и значений. Мифы по-прежнему предоставляют сведения о начале и конце важнейших социетальных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: