Личность как субъект управления

В организационной структуре управления существует четкое разделение отношений между работниками: одни руководят, дру­гие исполняют и подчиняются руководству. Соответственно в стру­ктуре кадров управления существует градация: руководители и спе­циалисты.

Субъектом управления предприятием, организацией чаще всего выступает руководитель, хотя в отдельных случаях руководителем может быть коллегиальный орган или комитет. Субъектом управления отдела или группы в аппарате управления выступает их руководитель. Осознание значимости работников управления прошло большой путь. В настоящее время в руководителе ценятся не только его професси­ональные знания, но даже в большей степени личные качества.

В науке управления принято различать руководство и лидерство. Руководство является следствием формального (согласно приказам, распоряжениям, принятому штатному расписанию аппарата управления) возложения обязанностей руководителей на конкре­тных лиц. Эти лица наделяются определенными властными полно­мочиями, правами наложения санкций на подчиненных им лиц. Однако в процессе функционирования аппарата управления, как правило, стихийно выдвигается лидер, который признается его окружением, причем он не формально получает право на предъяв­ление санкций к членам управленческого коллектива. Лидер, по сути, является психологическим феноменом.

Несмотря на различие руководство и лидерство имеют много общего в направлении целей управления. Руководитель и лидер исполняют роль организаторов и координаторов деятельности ра­ботников в соответствии с задачами и содержанием управления производственной и хозяйственной деятельностью, осуществля­ют социально-воспитательные функции. При этом и руководи­тель, и лидер в своей деятельности используют субординальные отношения между членами коллектива, которые, с одной сторо­ны, формально определены, а с другой — складываются само­стоятельно.

Менеджеры-руководители с позиции технократии управления - это относительно консервативные высокопрофессиональные спе­циалисты, постоянно повышающие свою квалификацию, хорошо знающие формальные построения структуры управления и зако­ны их функционирования в различных условиях, хорошо владею­щие принципами и методами управления производством, опира­ющиеся на высокую исполнительность работников по иерархии подчинения, высоко требовательные к себе и подчиненным, не прощающие себе и другим допущенных ошибок, уважающие рас­поряжения и требовательность сверху, ценящие и ищущие гра­мотных и добросовестных исполнителей.

Лидеры, как правило, опираются на неформальные отношения между работниками и используют их в процессе своей деятельности, обладают чувством коллективизма и взаимной поддер­жки в работе, не чураются признания своих ошибок, умеют по­нять причину ошибок других, стремятся обучить других простым: методам решения задач, которыми они владеют, внимательны нуждам своих работников и т.д. В основе лидерства лежит едино­мыслие, сплочение работников в их повседневной деятельности. Все это свидетельствует о значимости качеств руководителей. Же­лательно, чтобы в одном лице соединились и руководитель, лидер.

При оценке деятельности и подборе руководителя любого уровня важно знать его портрет, который включает в себя характеристики:

биографическую;

способностей;

личностных черт.

Связь между биографическими данными и успехом деятельности менеджеров-руководителей достаточно тесная. Они включают в себя данные трудового пути, его продолжительность, наличие различного опыта, уровень образованности и т.д.

О связи уровня управления и биографическими данными руко­водителей свидетельствует следующее. Предпочтительный возраст руководителей, успешно работающих в крупных компаниях Япо­нии, составляет 58...63 лет, а в США — 55...58 лет. Оптимальный возраст вступления в должность менеджеров — руководителей сред­них и крупных организаций — колеблется от 33 до 45 лет.

При учете возраста как характеристики руководителей-менед­жеров необходимо иметь в виду, что начиная с 50 лет уровень допущения ими риска в производственно-хозяйственной деятель­ности снижается, они становятся более осторожными при приня­тии сложных решений.

В плане оценки руководителей-менеджеров важное место зани­мает их образованность. В настоящее время имеет место тенденция владения руководителями двумя дипломами высшего образования, в том числе по социально-экономическим наукам.

Способности руководителя - это то, что ему дано природой и развито в процессе обучения и практической деятель­ности. Они подразделяются на общие и специфические. Общие спо­собности есть отражение возможностей и общего уровня развития личности. Специфические способности отражают склонность и воз­можности личности в определенной сфере деятельности. Относи­тельно менеджера в качестве его специфических способностей не­обходимо рассматривать способности к осуществлению функций управленца.

Практика показывает, что эффективно работающими менедже­рами далеко не обязательно являются лица, имеющие общий высо­кий интеллект, общую высокую образованность, склонность к мас­штабным теоретическим обобщениям. Чаще всего это лица, имею­щие относительно средний уровень интеллектуального развития, но практический склад ума, обладающие даром умения руководить.

К личностным чертам руководителя относятся:

способность доминировать;

уверенность в себе;

стремление к победе;

креативность;

ответственность;

предприимчивость;

независимость;

надежность;

общительность.

Под способностью доминировать понимается умение руководи­теля влиять на подчиненных. Очень хорошо, когда руководитель способен быть неформальным лидером благодаря своим личност­ным качествам и чертам.

Уверенность в себе, стремление к победе обязательно присущи успешным руководителям, но необоснованная самоуверенность не лучшая черта руководителя.

Креативность - это способность к творческому решению задач. Лица с высокой креативностью ищут и находят эффективные не­стандартные решения в самых сложных управленческих ситуациях.

Руководитель должен обладать способностью взять полностью ответственность на себя и уметь отвечать за принятые решения, не сваливать вину на других, особенно на подчиненных - испол­нителей.

Руководитель должен быть предприимчивым, инициативным, знать, что, как правило, из любого положения можно найти при­емлемый выход.

Независимость руководителя предполагает наличие у него соб­ственной точки зрения, которую он не стесняется обнародовать.

Надежность руководителя выражается в его способности дер­жать слово, данное им обещание, умение держать удар и не ухо­дить с поля сражения за достижение цели.

Важно руководителю быть общительным со своими подчинен­ными. Это повышает их доверие к нему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: