В организационной структуре управления существует четкое разделение отношений между работниками: одни руководят, другие исполняют и подчиняются руководству. Соответственно в структуре кадров управления существует градация: руководители и специалисты.
Субъектом управления предприятием, организацией чаще всего выступает руководитель, хотя в отдельных случаях руководителем может быть коллегиальный орган или комитет. Субъектом управления отдела или группы в аппарате управления выступает их руководитель. Осознание значимости работников управления прошло большой путь. В настоящее время в руководителе ценятся не только его профессиональные знания, но даже в большей степени личные качества.
В науке управления принято различать руководство и лидерство. Руководство является следствием формального (согласно приказам, распоряжениям, принятому штатному расписанию аппарата управления) возложения обязанностей руководителей на конкретных лиц. Эти лица наделяются определенными властными полномочиями, правами наложения санкций на подчиненных им лиц. Однако в процессе функционирования аппарата управления, как правило, стихийно выдвигается лидер, который признается его окружением, причем он не формально получает право на предъявление санкций к членам управленческого коллектива. Лидер, по сути, является психологическим феноменом.
|
|
Несмотря на различие руководство и лидерство имеют много общего в направлении целей управления. Руководитель и лидер исполняют роль организаторов и координаторов деятельности работников в соответствии с задачами и содержанием управления производственной и хозяйственной деятельностью, осуществляют социально-воспитательные функции. При этом и руководитель, и лидер в своей деятельности используют субординальные отношения между членами коллектива, которые, с одной стороны, формально определены, а с другой — складываются самостоятельно.
Менеджеры-руководители с позиции технократии управления - это относительно консервативные высокопрофессиональные специалисты, постоянно повышающие свою квалификацию, хорошо знающие формальные построения структуры управления и законы их функционирования в различных условиях, хорошо владеющие принципами и методами управления производством, опирающиеся на высокую исполнительность работников по иерархии подчинения, высоко требовательные к себе и подчиненным, не прощающие себе и другим допущенных ошибок, уважающие распоряжения и требовательность сверху, ценящие и ищущие грамотных и добросовестных исполнителей.
|
|
Лидеры, как правило, опираются на неформальные отношения между работниками и используют их в процессе своей деятельности, обладают чувством коллективизма и взаимной поддержки в работе, не чураются признания своих ошибок, умеют понять причину ошибок других, стремятся обучить других простым: методам решения задач, которыми они владеют, внимательны нуждам своих работников и т.д. В основе лидерства лежит единомыслие, сплочение работников в их повседневной деятельности. Все это свидетельствует о значимости качеств руководителей. Желательно, чтобы в одном лице соединились и руководитель, лидер.
При оценке деятельности и подборе руководителя любого уровня важно знать его портрет, который включает в себя характеристики:
биографическую;
способностей;
личностных черт.
Связь между биографическими данными и успехом деятельности менеджеров-руководителей достаточно тесная. Они включают в себя данные трудового пути, его продолжительность, наличие различного опыта, уровень образованности и т.д.
О связи уровня управления и биографическими данными руководителей свидетельствует следующее. Предпочтительный возраст руководителей, успешно работающих в крупных компаниях Японии, составляет 58...63 лет, а в США — 55...58 лет. Оптимальный возраст вступления в должность менеджеров — руководителей средних и крупных организаций — колеблется от 33 до 45 лет.
При учете возраста как характеристики руководителей-менеджеров необходимо иметь в виду, что начиная с 50 лет уровень допущения ими риска в производственно-хозяйственной деятельности снижается, они становятся более осторожными при принятии сложных решений.
В плане оценки руководителей-менеджеров важное место занимает их образованность. В настоящее время имеет место тенденция владения руководителями двумя дипломами высшего образования, в том числе по социально-экономическим наукам.
Способности руководителя - это то, что ему дано природой и развито в процессе обучения и практической деятельности. Они подразделяются на общие и специфические. Общие способности есть отражение возможностей и общего уровня развития личности. Специфические способности отражают склонность и возможности личности в определенной сфере деятельности. Относительно менеджера в качестве его специфических способностей необходимо рассматривать способности к осуществлению функций управленца.
Практика показывает, что эффективно работающими менеджерами далеко не обязательно являются лица, имеющие общий высокий интеллект, общую высокую образованность, склонность к масштабным теоретическим обобщениям. Чаще всего это лица, имеющие относительно средний уровень интеллектуального развития, но практический склад ума, обладающие даром умения руководить.
К личностным чертам руководителя относятся:
способность доминировать;
уверенность в себе;
стремление к победе;
креативность;
ответственность;
предприимчивость;
независимость;
надежность;
общительность.
Под способностью доминировать понимается умение руководителя влиять на подчиненных. Очень хорошо, когда руководитель способен быть неформальным лидером благодаря своим личностным качествам и чертам.
Уверенность в себе, стремление к победе обязательно присущи успешным руководителям, но необоснованная самоуверенность не лучшая черта руководителя.
Креативность - это способность к творческому решению задач. Лица с высокой креативностью ищут и находят эффективные нестандартные решения в самых сложных управленческих ситуациях.
Руководитель должен обладать способностью взять полностью ответственность на себя и уметь отвечать за принятые решения, не сваливать вину на других, особенно на подчиненных - исполнителей.
|
|
Руководитель должен быть предприимчивым, инициативным, знать, что, как правило, из любого положения можно найти приемлемый выход.
Независимость руководителя предполагает наличие у него собственной точки зрения, которую он не стесняется обнародовать.
Надежность руководителя выражается в его способности держать слово, данное им обещание, умение держать удар и не уходить с поля сражения за достижение цели.
Важно руководителю быть общительным со своими подчиненными. Это повышает их доверие к нему.