Личность как объект управления

Процесс управления строительно-монтажной организацией предполагает управление не только техническими, материальны­ми ресурсами, но и людьми. Для осуществления процесса управле­ния создаются организационные структуры строительной организации, организационные структуры управления конкретными объектами. Эти структуры состоят из отдельных групп. В процессе управления в различные производственные и чисто человечески взаимоотношения между собой вступают отдельные индивиды рамках групп, в которых они работают, группы в рамках всего трудового коллектива. От характера этих отношений и умелого воз­действия на них в нужном направлении во многом зависит эффе­ктивность управления. Все это обусловливает необходимость знания менеджерами всех уровней основ психологии управления.

Психология управления строительно-монтажной организацией, как и любой другой организацией, или предприятием - достаточно широкое понятие и процесс, охватывающие большой комплекс вопросов, связанных с человеческими отношениями в процессе руководства и управления. В рамках данного учебного пособия как введение в азы психологии управления рассматрива­ются следующие вопросы:

личность как объект и субъект управления;

понятие малых групп как объектов управления и механизма их динамики;

управленческое общение;

феномен конфликтов в организации и психология их разре­шения.

За пределами учебного пособия остаются и другие вопросы психологии управления, в частности, психология ведения дело­вых переговоров, рекламы и рекламной деятельности, принятия управленческих решений, ролевого поведения, культура делово­го общения, создание имиджа руководителя, организации и др.

Рассматривая личность как объект управления не­обходимо иметь в виду, что человек представляет собой уникальное единство биологического, психологического и социального. С пози­ции управления человек как биологическое - это в первую очередь существо с определенными задатками и способностями к труду, как социальное - он часть социума, продукт общественного разви­тия человечества, носитель его ценностей. Связующим и относи­тельно самостоятельным между биологическим и социальным в че­ловеке является его психологическое, определяемое врожденными качествами: темпераментом, определенными наклонностями нату­ры и др.

В процессе управления людьми необходимо знание таких поня­тий, как «личность» и «индивидуальность».

Личность - категория или свойство, отражающее социальную сущность человека и его отношение к обществу, в котором он работает, живет, существует, его социальную и жизненную пози­ции, личное мировоззрение и миропонимание, отношение к ис­тории, культуре вообще.

Индивидуальность - это своеобразие психофизиологической структуры человека (темперамент, физические данные, особен­ности психики).

Рисунок 9.1 – Схема структуры личности человека

При организации и осуществлении управления необходимо учитывать следующие три аксиомы, касающиеся положений относительно личности:

1)личность присуща каждому человеку как обладателю сознания и только человеку, у животных личности нет;

2)личность есть продукт развития человечества вообще и конкретного человека в частности; она определяется и зависит от жизненного опыта, уровня знаний и образования человека, от выработанной под их воздействием жизненной позиции, социального кредо;

3)личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что его отличает от других людей. Она определяется не только уровнем его социального развития, но и зависит от внутренних психологических особенностей человека.

В общем виде структура личности человека представлена схемой на рисунке 9.2.

Рисунок 9.2 – Схема иерархии потребностей человека (по Маслоу)

Как параметры машин и ме­ханизмов, свойства строительных материалов влияют и учитыва­ются соответственно при их подборе для производства работ и проектировании строительных конструкций, так и структура лич­ности каждого человека должна учитываться при построении и управлении функционированием соответствующих организацион­ных структур управления. Свое конкретное выражение это находит в следующем.

Человек в системе управления действует в рамках должностных расписаний и он обязан выполнять предписанные ему функции. Но, чтобы эти функции он выполнял наиболее эффективно, помимо прямой административной ответственности за результаты своей работы, как показывает практика, он должен иметь еще и мотивации к эффективным действиям.

Одним из признанных специалистов по практическому мене­джменту А.Маслоу (1908-1970) разработаны теория и рекомен­дации по мотивации работников к эффективным действиям, построенные на удовлетворении их личных потребностей как инди­видов. На рисунке 9.2 представлена предложенная им иерархия по­требностей человека.

Потребности человека, как утверждают психологи и специали­сты по менеджменту, определяют его поведение. Поэтому при по­строении и функционировании системы управления и взаимоот­ношений между ней и индивидом должен предусматриваться учет удовлетворения его потребностей.

В качестве основных регуляторов мотивации работников к эф­фективному труду выступают:

качество рабочей среды, характеризуемое физическими усло­виями работы, удобством, чистотой и дизайном рабочего места, производственными санитарно-бытовыми условиями, уровнем шума и т.д. в зависимости от характера работы;

степень вознаграждения за труд в виде заработной платы и дру­гих денежных выплат, предоставления социальных льгот, матери­альной помощи в повышении уровня образования и т.д.;

чувство безопасности и социальной защищенности, состоящее в ощущении принадлежности к своей фирме, хороших отношени­ях с сослуживцами, в уважении и одобрении с их стороны, пони­мании отсутствия быть лишним и т.д.;

чувство причастности к общему делу и успехам фирмы;

личностное развитие, направленное на повышение уровня про­фессиональных знаний и умений, профессиональной квалифика­ции, общего социального развития личности;

«интерес» и «вызов», состоящие в удовлетворении честолюбия при осуществлении интересных идей, достижении высоких целей, несении высокой ответственности и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: