Процесс управления строительно-монтажной организацией предполагает управление не только техническими, материальными ресурсами, но и людьми. Для осуществления процесса управления создаются организационные структуры строительной организации, организационные структуры управления конкретными объектами. Эти структуры состоят из отдельных групп. В процессе управления в различные производственные и чисто человечески взаимоотношения между собой вступают отдельные индивиды рамках групп, в которых они работают, группы в рамках всего трудового коллектива. От характера этих отношений и умелого воздействия на них в нужном направлении во многом зависит эффективность управления. Все это обусловливает необходимость знания менеджерами всех уровней основ психологии управления.
Психология управления строительно-монтажной организацией, как и любой другой организацией, или предприятием - достаточно широкое понятие и процесс, охватывающие большой комплекс вопросов, связанных с человеческими отношениями в процессе руководства и управления. В рамках данного учебного пособия как введение в азы психологии управления рассматриваются следующие вопросы:
|
|
личность как объект и субъект управления;
понятие малых групп как объектов управления и механизма их динамики;
управленческое общение;
феномен конфликтов в организации и психология их разрешения.
За пределами учебного пособия остаются и другие вопросы психологии управления, в частности, психология ведения деловых переговоров, рекламы и рекламной деятельности, принятия управленческих решений, ролевого поведения, культура делового общения, создание имиджа руководителя, организации и др.
Рассматривая личность как объект управления необходимо иметь в виду, что человек представляет собой уникальное единство биологического, психологического и социального. С позиции управления человек как биологическое - это в первую очередь существо с определенными задатками и способностями к труду, как социальное - он часть социума, продукт общественного развития человечества, носитель его ценностей. Связующим и относительно самостоятельным между биологическим и социальным в человеке является его психологическое, определяемое врожденными качествами: темпераментом, определенными наклонностями натуры и др.
В процессе управления людьми необходимо знание таких понятий, как «личность» и «индивидуальность».
Личность - категория или свойство, отражающее социальную сущность человека и его отношение к обществу, в котором он работает, живет, существует, его социальную и жизненную позиции, личное мировоззрение и миропонимание, отношение к истории, культуре вообще.
|
|
Индивидуальность - это своеобразие психофизиологической структуры человека (темперамент, физические данные, особенности психики).
Рисунок 9.1 – Схема структуры личности человека
При организации и осуществлении управления необходимо учитывать следующие три аксиомы, касающиеся положений относительно личности:
1)личность присуща каждому человеку как обладателю сознания и только человеку, у животных личности нет;
2)личность есть продукт развития человечества вообще и конкретного человека в частности; она определяется и зависит от жизненного опыта, уровня знаний и образования человека, от выработанной под их воздействием жизненной позиции, социального кредо;
3)личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что его отличает от других людей. Она определяется не только уровнем его социального развития, но и зависит от внутренних психологических особенностей человека.
В общем виде структура личности человека представлена схемой на рисунке 9.2.
Рисунок 9.2 – Схема иерархии потребностей человека (по Маслоу)
Как параметры машин и механизмов, свойства строительных материалов влияют и учитываются соответственно при их подборе для производства работ и проектировании строительных конструкций, так и структура личности каждого человека должна учитываться при построении и управлении функционированием соответствующих организационных структур управления. Свое конкретное выражение это находит в следующем.
Человек в системе управления действует в рамках должностных расписаний и он обязан выполнять предписанные ему функции. Но, чтобы эти функции он выполнял наиболее эффективно, помимо прямой административной ответственности за результаты своей работы, как показывает практика, он должен иметь еще и мотивации к эффективным действиям.
Одним из признанных специалистов по практическому менеджменту А.Маслоу (1908-1970) разработаны теория и рекомендации по мотивации работников к эффективным действиям, построенные на удовлетворении их личных потребностей как индивидов. На рисунке 9.2 представлена предложенная им иерархия потребностей человека.
Потребности человека, как утверждают психологи и специалисты по менеджменту, определяют его поведение. Поэтому при построении и функционировании системы управления и взаимоотношений между ней и индивидом должен предусматриваться учет удовлетворения его потребностей.
В качестве основных регуляторов мотивации работников к эффективному труду выступают:
качество рабочей среды, характеризуемое физическими условиями работы, удобством, чистотой и дизайном рабочего места, производственными санитарно-бытовыми условиями, уровнем шума и т.д. в зависимости от характера работы;
степень вознаграждения за труд в виде заработной платы и других денежных выплат, предоставления социальных льгот, материальной помощи в повышении уровня образования и т.д.;
чувство безопасности и социальной защищенности, состоящее в ощущении принадлежности к своей фирме, хороших отношениях с сослуживцами, в уважении и одобрении с их стороны, понимании отсутствия быть лишним и т.д.;
чувство причастности к общему делу и успехам фирмы;
личностное развитие, направленное на повышение уровня профессиональных знаний и умений, профессиональной квалификации, общего социального развития личности;
«интерес» и «вызов», состоящие в удовлетворении честолюбия при осуществлении интересных идей, достижении высоких целей, несении высокой ответственности и т.д.