Малые социальные группы в структуре управления

Построение организационной структуры строительно-монта­жной организации предполагает создание и формирование соот­ветствующих групп специалистов. Объективной основой их созда­ния является разделение и кооперация труда работников управле­ния по горизонтали и вертикали.

Группы специалистов, создаваемые по воле и в соответствии с приказами и распоряжениями руководителей, принято называть формальными группами. Группы в составе аппарата управления мо­гут быть по численности разными, но, как правило, они относи­тельно небольшие и их принято называть малыми группами, имея в виду отношение их к численности организации в целом.

Малая группа в аппарате управления строитель­ной организации - это относительно небольшая группа людей-специалистов, объединенных возложенными на них целями и задачами, вступающих в деловые и личные контакты в процессе осуществления своих должностных обязанностей и социальной дея­тельности.

Сегодня не только в теории, но и на практике нет необходимо­сти доказывать, что эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет очень большое значение для успешной ее деятельности в целом. Эффективность и надежность управления при этом достигается только тогда, когда задачи ка­ждой отдельной формальной группы определены так, чтобы обеспе­чивать работу других групп. Точно так же работа отдельных работ­ников внутри группы должна быть направлена на обеспечение ра­боты других сотрудников в соответствии с распределением долж­ностных обязанностей.

Для успешного формирования и функционирования малых групп важно знать их качества, характеризующие их как объект управле­ния. К наиболее общим качествам малых групп относят:

их направленность;

организованность и интегративность;

референтность;

интеллектуальную активность и коммуникативность;

эмоциональную и волевую коммуникативность;

психологический климат в группе.

Направленность группы - это выражение социальной ценно­сти принятых ею целей, отражение мотивов деятельности, ценно­стных ориентации, норм поведения членов группы внутри и вне ее.

Организованность группы - ее способность к самоуправлению, а интегративность - мера единства и слитности в группе, общно­сти ее членов в противовес разобщенности.

Референтность группы - степень принятия ее членами общих внутри групповых норм поведения и отношений, наличие лидера в группе и степень его принятия членами группы.

Интеллектуальная активность и коммуникативность группы - это характер восприятия членами группы друг друга по профессио­нальным качествам, наличие между ними взаимопонимания, об­щего языка в производственном плане и человеческом общении.

Эмоциональная и волевая коммуникативность группы - межлич­ностные связи эмоционального характера и способность группы противостоять возникающим неблагоприятным ситуациям и кол­лизиям, надежность ее поведения в экстремальных ситуациях.

Психологический климат в группе является отражением комфор­тности пребывания в группе ее членов, их удовлетворенности в производственных, социальных и других отношениях пребывания в группе.

Как свидетельствует практика и анализ специалистов по управ­лению, эффективность работы коллективов малых групп зависит и определяется следующими основными факторами:

пригодность или непригодность ее руководителя. Это самый важный фактор. Пригодность руководителя определяется не только его ком­петентностью, знаниями, но и личными качествами быть руководи­телем. В принципе согласно нормальному закону распределения к деятельности в качестве руководителя вообще пригодны менее 20 % специалистов, а что касается менеджеров-руководителей среднего и высокого ранга, то на их долю приходится менее 4-5 %;

наличие неквалифицированных сотрудников. Такое наличие при­водит не только к некачественному исполнению отдельных част­ных работ по управлению, но и вносит дисбаланс во всю систему исполнения группой возложенных на нее функциональных обя­занностей, приводит к неудовлетворенности работой в целом тех сотрудников, которые качественно и добросовестно выполняют возложенные на них функции;

состояние микроклимата в группе. Сплоченность членов группы, их преданность коллективу, взаимная поддержка в работе повы­шает эффективность их труда. Взаимное недоверие, подозритель­ность, взаимные претензии друг к другу приводят не только к не­эффективной работе, но и к распаду коллектива;

понимание кредо организации, ясность и четкость целей, постав­ленных перед группой. Если цели организации ясны, есть уверен­ность в их достижении, имеется понимание в их социальной зна­чимости для коллектива организации, всех ее работников, для общества, то это является большим залогом сознательной и эф­фективной работы каждого сотрудника. Четкость задач, поставлен­ных перед группой, обеспечивает четкость прочтения и исполне­ния ею своих обязанностей;

степень удовлетворенности работой сотрудников. Неудовлетво­ренность характером и содержанием работы является одним из основных факторов неэффективной работы специалиста;

степень открытости и закрытости информации о положении дел в организации в целом, о принимаемых в группе решениях по производственным, социальным, бытовым и другим вопросам. Открытость в указанных вопросах способствует пониманию обста­новки и ликвидации непонимания друг друга в коллективе;

уровень творческих способностей работников, от которого зави­сит способность коллектива генерировать творческие идеи и реализовывать их. Консерватизм мышления и поступков приводит к застою и загниванию системы управления;

степень конструктивности отношений с другими смежными группами. Разрозненная работа смежных групп, их нездоровое со­перничество приводят к разнонаправленности деятельности и рас­согласованию достигаемых целей. Тесное сотрудничество и взаи­модействие всегда приводят к более плодотворной работе.

Малые группы как объекты управления необходимо рассматри­вать не только как формальные образования, предусмот­ренные в организационной структуре управления строительно-мон­тажной организацией. Поскольку члены группы представляют со­бой индивиды со своими личностными профессиональными, пси­хологическими и другими характеристиками и качествами, то между ними стихийно возникают и неформальные отношения, внутри них образуются неформальные группки со своими внутренними связями. Да и в целом в группе могут складываться неформальные отношения параллельно с отношениями, вытекающими из должностных обязанностей и функций.

Образование неформальных групп не считается явлением, отрицательно влияющим на эффективность управления. Это образование - объективный факт, и его необходимо учитывать и пользовать в процессе управления. Хорошо, когда лидеры формальных групп принимают руководителей неформальных групп, это бывает далеко не часто. Задача состоит в том, чтобы формальный, т.е. облаченный должностью руководитель группы, находил общий язык и умел взаимодействовать с неформальными лидер. Кстати, неформальных лидеров в группе может быть несколько: деловой лидер (лидер по организации и выполнению профессиональных задач), эмоциональный лидер (личность, обладающая притягательностью к себе), ситуационный лидер (личность, способ в трудную минуту взять на себя бремя ответственности по какой-либо проблеме, где она наиболее компетентна и способна) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: