Нормы международного транспортного права

Только речной транспорт регулирует нац законы, остальные – нац и м/н. Нормы транспортных соглашений и конвенций обязательны для всех стран, в них участвующих, а также для юридических лиц этих стран в том случае, если национальное законодательство содержит норму о том, что правила международных законов превалируют над внутренними. Международный закон становится нормой национального права, когда страна либо ратифицирует международное соглашение или конвенцию, либо издаёт соответствующий административный акт. Законодательство РФ построено именно по такому принципу. Нормы международного публичного права определяют отношения между государствами по вопросам их прав и обязанностей по доступу на транспортные рынки, использованию транспортных коридоров и коммуникаций, организации межгосударственных сообщений и пр. Нормы международного частного права определяют договорные отношения между участниками транспортного процесса при перевозке, экспедировании, агентировании, использовании транспортных средств и выполнении других работ и услуг, связанных с международными сообщениями. Нормы административного права регламентируют правила эксплуатации транспортных средств, организацию движения, режим работы физических лиц (перевозчиков, экспедиторов и др.), налоговые правила, таможенные процедуры, паспортный контроль и др.Классификация международных норм транспортного права1. Соглашения об общих принципах деятельности отдельных видов транспорта. Соглашения этой группы содержат правовые основы сообщений (например, правовой статус транспортных коридоров стран) и технико-технологические требования осуществления перевозок (например, правила организации движения и технические стандарты транспортных средств). 2. Соглашения об организации международного сообщения.Такие соглашения чаще всего являются двусторонними. В них закрепляются основы организационно-правового характера (порядок осуществления перевозок, условия расчётов, процедуры производства различных формальностей, налоги и сборы и др.), без которых невозможно реализовать перевозки грузов вмеждународном сообщении. 3. Соглашения и конвенции, относящиеся к международному частному праву. Каждый из международных договоров устанавливает порядок заключения и исполнения договора международной перевозки на отдельном магистральном виде транспорта. Они определяют взаимоотношения транспортных фирм и грузовладельцев.На морском транспорте — Брюссельская (Гаагско(1924)-Висбийская(1968)) конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (с изменениями и дополнениями в Протоколе 1968 г.) и Конвенция ООН о морской перевозке груза 1978 г. (Гамбургские правила), вступили в силу в 1992. Указанные конвенции регламентируют условия международных морских перевозок грузов в линейном судоходстве по коносаментам и являются альтернативными, иначе говоря, страна, присоединившаяся к Гамбургским правилам, должна заявить о выходе из состава участников Брюссельской конвенции. Россия не является участницей ни одной из вышеупомянутых конвенций, однако нормы внутреннего законодательства, изложенные в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г. применительно к международным сообщениям, полностью соответствуют положениям Гаагско-Висбийских правил. Перевозки грузов в трамповом судоходстве по чартерам, несмотря на их широкое распространение, предметом международных соглашений не являются. На железнодорожном транспорте — международные Бернские грузовые конвенции (последняя редакция 1985 г.) или CIM-COTIF, и Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (последняя редакция 1998 г.). Эти международные договоры построены на разной правовой основе, поэтому в них участвуют, за некоторым исключением, различные страны. Россия является участницей СМГС и не входит в CIM-COTIF. Особенность СМГС в том, что данный международный договор создан на базе внутреннего советского законодательства о железнодорожных перевозках (Устава железных дорог СССР 1964 г.) для стран — членов СЭВ.На автомобильном транспорте — Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки груза 1956 г. (с изменениями и дополнениями в Протоколе 1978 г.), имеющая французскую аббревиатуру CMR. РФ является участницей Конвенции, т. к. СССР присоединился к ней в 1983 г. На воздушном транспорте -— Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г., с изменениями в Гаагском протоколе 1955 г. Россия является участницей этих международных договоров как правопреемник СССР, который ратифицировал Конвенцию и Протокол соответственно в 1934 и 1957 гг. Для смешанных перевозок грузов — Конвенция ООН о смешанной перевозке грузов (Женева) 1980 г. и Правила ЮНКТАД— МТП в отношении документов смешанных перевозок (Женева) 1992 г. И Конвенция, не вступившая до сих пор в силу, и Правила являются факультативными нормами. Поэтому каждая из них регулируетусловия договора смешанной перевозки только в том случае, когда стороны договора признали это целесообразным. На практике чаще всего применяются Правила. 4. Соглашения о тарифах на перевозки.

Соглашения о тарифах чаще всего заключаются на железнодорожном транспорте. Они содержат не только правила применения и исчисления тарифов и конкретные ставки провозных платежей, сборов и штрафов, но и правила перевозок грузов, не поименованные в международных соглашениях и конвенциях.

5. Соглашения, содержащие нормы, разработанные для содействия перевозкам и облегчения их. Эти соглашения, заключаемые в виде двусторонних межправительственных договоров, содержат нормы, упраздняющие таможенные формальности по перевозимым грузам или содержащие упрощённые процедуры досмотра и оформления документов.

6. Соглашения, регламентирующие специфические аспекты транспортной деятельности. К ним относятся международные договоры, регламентирующие особые виды транспортных услуг или создающие базу для единообразия специфических правил и условий. 7. Соглашения правоохранительного характера.
26. Нормы национального транспортного права Правовое регулирование международных перевозок нормами национального праваНациональное законодательство отдельных стран играет большую роль в правовом регулировании международных перевозок грузов. Это обусловлено следующими причинами: - нормы международного права имеют пробелы, которые можно устранить только путём обращения к национальному праву отдельных стран; - некоторые условия, связанные с договором перевозки, невозможно унифицировать, и поэтому они сознательно оставлены для юрисдикции норм национального права;- международные соглашения и конвенции предусматривают издание, в порядке внутреннего законодательства, специальных норм, отражающих особенности международных сообщений, отвечающих интересам конкретных стран. Нормы национального права, применяемые к международным грузовым перевозкам, можно условно разделить на 4 группы: 1. Акты общего законодательства (нормы гражданского, административного, процессуального, налогового и др. права);2. Нормы транспортного законодательства (транспортные уставы и кодексы, а также изданные в их развитие правила перевозок, прейскуранты, тарифы и пр.) 3. Акты национального права, изданные для регулирования международных перевозок в дополнение к международным соглашениям.4. Нормы национального права, на издание которых указано в международных соглашениях и конвенциях. Правовой основой, регулирующей взаимоотношения грузовладельца и перевозчикапри осуществлении внутренних перевозок грузов в РФ, является Гражданский кодекс РФ, а также нормативные и законодательные документы по отдельным видам транспорта - Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, уставы железнодорожного, автомобильного, речного транспорта, инструкции, положения

ведомственного характера, прейскуранты по тарифным ставкам. Условия работы иностранных транспортных средств на территории России регламентируются международными соглашениями и конвенциями, участниками которых являлся бывший СССР, а сейчас РФ.


Принципы правового регулирования договора межд перевозки: сфера применения конвенций, ответственность перевозчика за действия агентов и служащих, перевозочные документы. Правовое положение получателя.

Сфера применения конвенций (межд частное право): В каждой конвенции прямо или косвенно определены док-ты, подтверждающие заключение договора перевозки, определяют предел ответственности перевозчика и за сохранность груза. Соглашения и конвенции, относящиеся к межд частному праву-оснвная группа: каждый из межд договоров устанавливает порядок заключения и исполнения договора межд перевозки на отдельном магистральном виде транспорта и в смешанном сообщении, определяют порядок взаимоотношения транспортных фирм и грузовладельцев

1) Гаагско-Висбийские и Гамбургские правила, Брюссельская конвенция-регламентируют условия международных морских перевозок грузов в линейном судоходстве по коносаментам и явл альтернативными,

2) на ж\д транспорте- межд Бернские грузовые конвенции CIM-COTIF и Соглашение о межд ж\д грузовом сообщении (СМГС-создан на базе внутреннего советского законодательства о ж\д перевозках),

3)на автомобильном транспорте – Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозке-CMR,

4)на воздушном транспорте-Варшавская конвенция,

5)для смеш перевозок-Конвенция ООН о смеш перевозке грузов и правила ЮНКТАД-МТП в отношении док-тов смеш перевозок.

1. Сферы действия конвенций (область применения).

Конвенции:

· Закрытые: сфера действия распространяется только на те страны, которые в них официлаьно участвуют. Конвенции ж/д и воздушного транспорта.

· Открытые: все остальные виды транспорта (морской, речной, автомобильный, интермодальный). Ех1. коносамент должен быть оформлен в порту страны-участницы конвенции, чтобы применялась положения конвенции. Ех2. пункт отправления/назначения в стране-участнице конвенции, чтобы применялись положения конвенции.

2. Ответственность перевозчика - перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей

4. Правовое положение получателя - он вправе, но не обязан принять груз, т.е. он правомочен с того момента, как получит груз

Правовое регулирование получателя:

a.Российский транспортный Устав и Кодексы + СМГС. В этих документах написано, что договор перевозки заключается в пользу 3-го лица. Получатель может отказаться от приема груза ТОЛЬКО в случае, если в результате повреждений и трат, полностью уничтожены свойства этого товара.

b. По нормам м/н права (без СМГС) иное положение получателя. Более формальное. У получателя есть право принять груз от перевозчика, т.о. вступить в договор перевозки. М\н право содержит положения о «правополномочном по договору лицом», сначала им является отправитель, затем им может стать получатель. * по российскому право и отправитель, и получатель могут предъявлять требования к перевозчику.

Право собственности не товар НИКОГДА НЕ ПЕРЕХОДИТ ПЕРЕВОЗЧИКУ!!! Если перевозчику не удастся реализовать товар (отправитель или получателю) он должен найти хранителя и переложить все расходы на отправителя.


28. Принципы правового регулирования договора межд перевозки: ответственность перевозчика за повреждение и утрату груза и пределы ответственности перевозчика

Размер ответственности перевозчика

Перевозчик несет императивную ответственность за груз. Определена соответственно нормативным актам. Любой договор перевозки подчиняется соответствующему нормативному акту.

Определение размера возмещения по грузу:

*таможенная стоимость не может быть ориентиром для определения размера возмещения по грузу, так как она не определяет размер фактической стоимости груза.

2 способа определения стоимости:

1) по контрактной цене

данный способ нормативно обозначен в ГК РФ (ст796) + в транспортных уставах и кодексах + СМГС (ст25). Контрактная цена товара отражает лишь договоренность сторон.

2) по рыночной цене:

зафиксировано в м\н транспортных конвенциях (за вычетом СМГС)

перевозчик обязан возместить рыночную стоимость на дату и место приема груза к перевозке.

*правила МТП ЮНКТАД в отношении смешанной перевозки груза и Будапештская конвенция договора перевозки по внутренним водным путям основываются на рыночной стоимости, но на дату и место выдачи груза получателю.

Способы определения:

-биржевая цена

-каталожная цена

-цена аналога


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: