Принципы правового регулирования договора международной перевозки: период и размер ответственности перевозчика за нарушение срока доставки груза

Договор перевозки – это соглашение между отправителем и перевозчиком, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить груз в установленное место и время за вознаграждение, а отправитель обязуется предоставить груз и оплатить услуги по договору.

Ответственность перевозчика за груз. Перевозчик несет ответственность за груз с момента приема груза к перевозке до момента выдачи груза получателю. Накладная подтверждает факт перевозки и фиксирует момент начала ответственности перевозчика по грузу. Перевозчик несет ответственность за количество и внешнее состояние принятого к перевозке груза. Любые односторонние оговорки юридической силы не имеют. Если опломбированный контейнер, то перевозчик несет ответственность за состояние контейнера и целостность пломбы.

Период. Перевозчик несет императивную материальную ответственность за груз с момента приема груза к перевозке до момента выдачи груза получателю. При подписании накладной или коносамента ставится дата, она фиксирует начало периода ответственности. Конец периода ответственности определяется тем же самым документом, но фиксируется по дате подписи получателя на экземпляре перевозчика.

Размер ответственности перевозчика. 2 способа определения стоимости:

1) по контрактной цене - данный способ нормативно обозначен в ГК РФ (ст796) + в транспортных уставах и кодексах + СМГС (ст25). Контрактная цена товара отражает лишь договоренность сторон.

2) по рыночной цене - зафиксировано в м\н транспортных конвенциях (за вычетом СМГС); перевозчик обязан возместить рыночную стоимость на дату и место приема груза к перевозке.

Предел ответственности перевозчика.

Предел ответственности – это та сумма за один кг массы брутто или за одно место или единицу отгрузки, выше которой перевозчик не возмещает ущерб ни одной из сторон перевозки.

Перевозчик действительно возмещает фактическую стоимость утраченного товара или его части, но не выше определенных соответствующими нормативными актами значений пределов ответственности. По разным конвенциям предел ответственности в СДР разный: 1сдр = 1,47usd

· Автомобильный транспорт. По КДПГ – 8,33 СДР за кг брутто груза. Морской. Гамбургские правила– 2,5 СДР за кг брутто или 835 СДР за одно место груза или отгрузки. По Гаагско-Висбийским – 2 СДР за кг брутто или 666,67 СДР за одно место груза

· Воздушный. 17 СДР за кг. За место не определяется.

· Ж/д. По СМГС нет. CIM-Cotif – 17 СДР за кг за единицу или место не определяется.

· Внутренний водный – Будапештская конвенция – 2 СДР за кг. Или 20000SDR за 20-ти тонный контейнер с грузом.

· Интермодальный. Правила МТП ЮНКТАД: если включает морским или внутренним водным, то 2 СДР за кг. Если водный не включен, то 8,33 СДР Если конвенция о смешанных перевозках: Если есть водный транспорт – 2,5 СДР за кг или 925 СДР за место.

Ответственность перевозчика за нарушение срока.Груз доставлен без коммерческих повреждений, но в иной, более поздний, нежели указанный в договоре, срок. В случае нарушения срока доставки перевозчик должен выплатить штраф, который квалифицируется как исключительная неустойка (выплата исключительной неустойки исключает возможность иных требований).

Исключительная неустойка исчисляется от размера провозных платежей.

Базой для исчисления неустойки является размер полученной перевозчиком вознаграждения. По СМГС – не более 30% провозных платежей

CMR – не больше провозных платежей

CIM-COTIF – не может превышать 4-х кратный размер провозных платежей

МТП ЮНКТАД – интермодальные – не более 2,5-кратного размера провозных платежей. Будапештская конвенция считает, что провозные платежи нужно оставить – перевозчик не штрафуется.

Юридическая гибель груза.

Нормативными актами определены сроки доставки, превышение которых означает юридическую гибель груза для отправителя или получателя. Это означает, что при превышении обозначенных сроков можно требовать от перевозчика возмещения по грузу как за его полную утрату. Юридическая утрата груза может быть никак не связана с фактической утратой груза (На ж/д – 30 суток. Воздушный – 7 суток. Авто – 30 дней. Интермодальный – 90 дней. В авто иногда не указывают срок доставки – тогда 60 дней с даты заключения договора)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: