Источники: - нормы международного права
- национальное законодательство
Каждый вид транспорта имеет свои особенности, к которым применяются свои нормы права.
3 группы права:
· Нормы публичного права – регулируют отношения между государствами по вопросам их прав и обязанностей по доступу на транспортные рынки, организации межгосударственных сообщений, транспортных коридоров и др вопросы.
· Нормы частного права – регулируют договорные отношения между участниками транспортного процесса при перевозках, экспедировании и прочее (Конвенции)
· Нормы административного права – правила эксплуатации ТС, организация движения, налогообложение, таможенные процедуры, паспортный контроль.
Правовое положение получателя:
По международному частному праву(кроме СМГС) - получатель имеет право получить груз, либо отказаться от принятия.
Российское законодательство – получатель обязан принять груз. Он может отказаться, только если повреждения или утраты привели к полной потери товарных и иных свойств груза.
|
|
Предъявление претензий.
По российскому праву – предъявляет претензию перевозчику как отправитель, так и получатель.
По МЧП – получатель становится правомочным лицом, только если примет груз у перевозчика.
Ответственность перевозчика за повреждение, порчу, полную или частичную утрату груза.
Перевозчик имеет предел ответственности – ту стоимость, выше которой перевозчик не будет выплачивать ущерб. Выражается в SDR. Перевозчик несет ответственность в пределах фактической стоимости.
По МЧП – фактическая стоимость груза определяется по рыночной стоимости товара на дату и место приема груза к перевозке, т е пункта отправления.
По российскому законодательству и СМГС – фактическая стоимость груза определяется из контрактной цены.
Претензионное право.
Российское транспортное право + СМГС – неподача претензии перевозчику лишает грузовладельца права на иск. Претензия должна быть подана в течение 6 месяцев, если срок пропущен, претензию подавать нельзя.
По МЧП (кроме воздушного и СМГС) – неподача претензии не лишает права на иск, но меняет презюмированный характер вины перевозчика.