Презумпция вины перевозчика. Претензии, основания и сроки их предъявления

Изначально, что бы ни произошло, перевозчик считается виновным в повреждении, порче, утрате груза. Презумпция вины перевозчика означает, что в случае порчи, утрат, потерь или гибели груза перевозчик будут доказывать свою невиновность.

Принцип претензионности. Претензионность – процедура досудебного решения спора в судах общей юрисдикции или в арбитражных судах.

Транспортная претензионность:

- императивная: ж/д транспорт, воздушный транспорт. Непредъявление претензий правомочным по договору лицом в установленные нормативными актами сроки лишают это лицо права на иск, что фактически означает правомочность действий перевозчика, т.е. отправитель или получатель должны знать в какие сроки необходимо предъявить претензии и стараться не пропускать сроки. Варш сис (по грузу) – 7дневный срок.

-факультативная: морской, внутренний водный, авто, интермодальные перевозки. Непредъявление требований перевозчику в установленные сроки не лишает правомочное по договору лицо права на иск, однако меняет характер вины перевозчика, т.е. в судебном или арбитражном разбирательстве необходимо доказывать вину перевозчика.

Претензии подаются по 4 поводам:

1) в случае явной утраты и повреждения грузов. Заявление о претензии должно быть сделано в момент приема груза с требованием составления коммерческого акта. Коммерческий акт – документ, в котором указано о повреждении, порче, недостатке груза.

2) в случае неявных утрат и повреждения грузов. Любой нормативный акт определяет предельные сроки, в которые необходимо предъявить обоснованную претензию.CMR - в течение 7 дней (исключая выходные, праздничные дни страны пребывания).

3) в случае нарушения сроков доставки. Претензии необходимы, если хотите взыскать с перевозчика штраф за нарушение сроков доставки. Авто – 21 день на предъявление.

4) в случае неправомочного проведения расчетов между сторонами. Требования по расчетам не урегулированы нормативно в м/н конвенциях, а также в российском транспортном праве, рекомендуется порядок расчетов и санкции за несоблюдение оговаривать в договоре перевозки.

Претензии по морю – 90 дней. Ж/д – через 60 дней с момента приема грузоперевозчиком. Воздушный – через 30 дней. Смешанные – через 90 дней с даты приема груза оператором. По российскому законодательству – через 30 дней с момента приема груза перевозчиком.

Исковая давность. В любом нормативном акте установлены сроки исковой давности по договору перевозки. Исковая давность – это сроки, в течение которых необходимо предъявлять требования в суд. Исковые процедуры следуют за претензионными. Сроки исковой давности (транспорт): Рос законодательство – 1 год; СМГС – 9 месяцев; Морской и авиа – 2 года.

Существует две группы обстоятельств, в зависимости от того, на ком лежит бремя доказывания:

Перевозчик должен доказать, что его вины нет в следующих случаях:

Повреждение, порча или утрата груза произошли в случае форс-мажорных обстоятельствах. Свидетельство об этом выдает ТПП; вследствие действий или упущений отправителя или получателя, вследствие естественных свойств груза, вследствие недостатков тары, незаметных при наружном осмотре.

Бремя доказывания лежит на предъявителе требования:

1. Груз перевозился в сопровождении.

2. Естественная убыль груза. Когда не было фактов и доказательств доступа к грузу.

3. Груз перевозился на открытом подвижном составе, и ущерб был причинен вследствие такого способа перевозки.

4. Отправителем сдан груз к перевозке под другим наименованием.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: