Реформа началась в 1996 году. В мае 1996 года указом президента №732 были одобрены направления развития железнодорожного транспорта в 1997-2005 годах и определены на этот период основные задачи: сохранение единой сети федеральных железных дорог, их техническое перевооружение и модернизация, повышение уровня оснащенности предприятий железнодорожного транспорта, удовлетворение спроса на грузовые и пассажирские перевозки, повышение их качества и безопасности, проведение сбалансированной тарифной политики.
Центральная ж/д компания
|
|
|
|
План реформы:
1 этап: 2001-2002
- подготовка нормативной базы (4 закона)
- выделение из естественной монополии доставки грузов и пассажиров
- подготовка списка активов, передаваемых РЖД
- создание ОАО «РЖД» (2003) 100%е гос. акции. В результате чего функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте полностью перешли к единому хозяйствующему субъекту – открытому акционерному обществу «Российские железные дороги». Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
|
|
2 этап: 2003-2005
- выделение из РЖД конкурентных секторов и создание «дочек» (Трансконтейнер, Рефсервис). В течение 2004-2005 года советом директоров ОАО «РЖД» приняты решения о создании 27 дочерних обществ ОАО «РЖД», в том числе по сферам деятельности: производства и капитального ремонта путевой техники; производства средств железнодорожной автоматики; капитального строительства; ремонта грузовых вагонов; научно-исследовательских работ; контейнерных грузовых перевозок; пригородных пассажирских перевозок.
- создание региональных пассажирских компаний, создание ФПК – федеральная пассажирская компания
- сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок
- сокращение грузового парка РЖД до 50%
3 этап: 2006-2010. В соответствии с Программой структурной реформы основная задача третьего этапа – создание развитого конкурентного рынка в области железнодорожных перевозок.
- развитие частной собственности на локомотивы
- создание дочки «Грузовая компания»
- рост доли частного грузового парка
- развитие частных пассажирских компаний
- оценка целесообразности и способов полного отделения перевозок от инфраструктуры
К концу третьего этапа ОАО «РЖД» будет представлять собой эффективный холдинг, конкурентоспособность которого будет расти на основе привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. В результате реализации мероприятий третьего этапа реформирования будет обеспечена реализация стратегических задач по повышению конкурентоспособности и капитализации холдинга, эффективному выводу акций дочерних компаний на фондовый рынок и их продаже инвесторам. На этой основе будут сформированы дополнительные источники инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры.
|
|