В отличие от своих предшественников, Кристаллер рассматривал проблемы «идеального» размещения не предприятий, а систем населенных пунктов (центральных мест). Это было сделано в труде «Центральные места в южной Германии», опубликованном в 1933 г.
Под центральными местамиВ. Кристаллер понимал ключевые (основные) экономические центры (населенные пункты), которые обеспечивают товарами и услугами как самих себя, так и население окружающей местности (зоны сбыта). Центральные места должны быть размещены равномерно в пространстве. Зона влияния каждого экономического центра в географическом пространстве представляет собой круг (из равносторонних фигур в круг может быть вписан только шестиугольник), поэтому зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники (т.н. «пчелиные соты»), а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просветов. Благодаря этому уменьшается среднее расстояние для сбыта продукции или поездок населения в экономические центры для покупок и обслуживания в связи с отсутствием непокрытого влиянием «пустого» пространства. Чем выше уровень иерархии каждого центрального места в системе расселения, тем большая зона сбыта товаров и услуг для него характерна.
|
|
Рис. 1. Размещение зон обслуживания и населенных пунктов по теории
В. Кристаллера.
Недостаток теории центральных мест В. Кристаллера заключается в ее абстрактном характере и ориентации на идеальное расселение без учета многообразия внешних факторов. Достоинство теории В. Кристаллера состоит в том, что она четко структурирует роль населенных пунктов в иерархически соподчиненных системах расселения и объясняет, какие товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте. В поселениях низшего ранга это продукты первой необходимости, в промежуточных – одежда, бытовые услуги и т.п., в крупных городах – предметы роскоши, театры, музеи и т.д.