1. Предмет, задачи, методы исследования и место региональ­ной эконо­мики в регионоведении. Введение

Учебная дисциплина «Экономика и экономическая география Уральского региона» является одной из основополагающих в подготовке бакалавров и специалистов в области региональной экономики, предпринимательства, регионоведения и географии. Данная учебная дисциплина является общепрофессиональной и ориентирована на развитие синтетического и аналитического мышления с выработкой умений и навыков практической деятельности. Теоретико-методологическое содержание дисциплины базируется на современной регионально-экономической парадигме с одновременным привлечением широкого круга исторических, географических и социально-экономических междисциплинарных взаимосвязей, которые обеспечивают основательный общеобразовательный контекст.

Актуальность изучения дисциплины продиктована историческими особенностями развития Урала и динамично изменяющейся текущей социально-экономической ситуацией в стране. Урал является типичным старопромышленным регионом, экономика которого на протяжении предшествующего периода развивалась по индустриальному пути. Поэтому изучение современных типологических особенностей региона позволяет понять суть происходящих трансформационных экономических процессов и выявить пути дальнейшего развития. Теоретическая и прикладная значимость дисциплины обусловлены кардиналь­ным изменением территориальной организации хозяйства, активным процес­сом административно-территориальной реформы регионов и становлением нового типа государственного федерализма. Данное учебное пособие преследует цель дать в контексте базовой экономико-гео­графической информации знания об основных элементах территориальной социально-экономической структуры регионов, закономерностях ее функцио­нирования, особенностях управления и путях совершенствования.

Учебная дисциплина «Экономика и экономическая география Уральского региона» основана на четырех главных направлениях, кото­рые реали­зуются на таких занятиях, как экономика, менеджмент, экономическая гео­графия и регионоведение. Логика отбора и построения учеб­ного материа­ла идет от постановки об­щетеоретических, методологиче­ских проблем экономической и социальной географии к практике организа­ции регионального управления на Урале.

В соответствии с учебной программой в данном пособии рассматриваются основные вопросы дисциплины «Экономика и экономическая география Уральского региона». Большое внимание уделяется теоретическим разделам – объекту, предмету, базовому понятийно-категориаль­ному аппарату, методам исследования и месту региональной экономики как составной части регионоведения в системе научных знаний. Рассматриваются особенности регионального природно-ре­сурсного потенциала, история хозяйственного освоения и заселения Урала, демографическая ситуация, структура территориального и отраслевого распределения производительных сил, закономерности размещения ключевых отраслей и отраслей рыночной специализации, а также внутрирегиональные отличия, которые в совокупности обеспечи­вают эмерджентные конкурентные преимущества Уральского региона. Также дается представление об организации, методах и инструментах регио­нального регулирования хозяйственной деятельности и особенностях муни­ципального менеджмента.

1. Предмет, задачи, методы исследования и место региональ­ной эконо­мики в регионоведении

На современном этапе развития России экономическая система страны заканчивает пере­ход к функцио­нированию в рыночных усло­виях. Данный процесс сопровождается трансформа­цией функцио­нальной струк­туры промышленного комплекса, изме­нением прин­ципов федеративного устройства государства, более активными процессами перемещения финансовых потоков, технологий, рабочей силы и т.д. Поэтому роль террито­риального (внутрирегионального) фактора в развитии страны усиливается. Значение данного фактора также трудно переоценить в связи с назревшей необходи­мостью дальней­шего освоения природ­ных ре­сурсов (особенно в вос­точной ча­сти России), развития социально-произ­водственной и транс­портной ин­фраструктуры на ма­лоосвоенных территориях Сибири и Дальнего Востока. Этот этап в совершенство­вании си­стемы рассе­ления страны связан с попыткой преодоления ее территориаль­ных диспро­порций, поскольку основная масса населения Рос­сии сосредото­чена в европей­ской части страны, а основные запасы сырьевых и энергетиче­ских ресурсов – в Си­бири и на Дальнем Востоке.

Сложившееся федеративное устройство Российской Федерации характе­ризуется самоорганизацией и самостоятельностью регионов (субъектов фе­дерации), каждый из которых является равноправным элементом админи­стративно-территориального устройства страны. Потребность в изучении регио­нальных социально-экономических комплек­сов возникает в связи с необходи­мостью обеспечения научного сопрово­ждения проводимых рыноч­ных реформ в терри­ториальном аспекте в сочетании с реформой местного самоуправления. Поэто­му в нашей стране в современный период большое развитие получил блок региональных наук. К их числу можно отнести те, кото­рые связаны с процессами государственного, регионального и муниципаль­ного управления, регионального развития и совершенствования территори­альной организации общест­ва и технико-производственных систем. В блок региональных наук входят социально-экономическая география, региональ­ная экономика, региональная социология, теория градостроительст­ва и тер­риториального планирования, и регионоведение. Ключевой из вышеперечисленных наук является регионоведение.

Регионоведение постепенно формирует методологические осно­вы исследования; характерная черта объекта и предмета изу­чения этой науки заключается в наличии множества определений. По нашему мнению, регионоведение является комплексной соци­ально-экономиче­ской наукой, которая занима­ется изуче­нием процессов фор­мирования, развития, функцио­нирования и управления региона­ми как комплексными территориальными социаль­но-экономи­ческими об­разованиями. Выде­ление регионоведения в отдельную учебную дисци­плину связано с универсаль­ностью регионального подхода в блоке социально-экономических дисциплин. Основателем региональной науки, которая возникла в США в 1950-х гг., являет­ся американский экономист Уильям Изард. В отечествен­ной науке регионоведение получило начало в рамках региональ­ной экономи­ки, которая с 1960-х гг. развивалась на стыке эко­номики и эко­номической географии как прикладная научная дисциплина.

Термин «регион» в течение длитель­ного времени в нашей стране исполь­зовался ограниченно, поскольку в экономическом районировании применя­лись иные таксономические единицы – экономический район, экономическая зона. На территории Советского Союза было выделено восемнадцать круп­ных эконо­мических районов, которые объединя­лись в три экономических зо­ны. Произо­шедшее в 2000 г. введение системы феде­ральных округов приве­ло к тому, что входящие в их состав административно-территориальные субъекты (края, обла­сти и республики) стали рассматриваться как субъекты-регионы.

Понятие «регион» многопланово по своей сути, поэтому до сих пор не имеет чет­кого единого определения. При этом необходимо разграничивать понятия «район», «территория» и «регион». Под районом обыч­но понимается определенная территория (акватория), границы которой выде­лены по взаимосвязанным признакам или явлениям. Понятие террито­рии подразумевает под собой часть земной поверхности, которая характери­зуется присущими ей природными и антропо­генными свойствами и ресурса­ми и при этом тесно не связана с какой-либо таксономической единицей райониро­вания. Под регио­ном в физико-географическом отношении понимается терри­тория, обладающая некоторой общностью почв, рас­тительности и дру­гих природных условий (напр., регион уральской тайги).

В экономи­ко-географическом плане регион пред­ставляет собой целостную хоролого-хронологическую (пространственно-вре­менную) геоси­стему, которая характеризуется комплексностью, специализацией и управ­ляемостью. Как си­стема, регион включает в себя несколько основных подси­стем:

1. системообра­зующая база – основные отрасли промышленности, со­ставляющие базис ком­мерческо-промышленных кластеров региона;

2. систе­мообслуживающий комплекс – отрасли, предназначенные для обслуживания потребно­стей про­мышленных предприя­тий и отраслей (напр., АПК, сфера услуг);

3. сложив­шаяся природная среда и экологическая ситуация;

4. демографическая обста­новка;

5. региональная ин­фраструктура.

Главным фактором, обеспе­чивающим взаи­мосвязь и взаимо­действие указанных подсистем в единую соци­ально-экономи­ческую систему, является деятельность человека.

В пространственном отношении регионы неоднородны. Они об­разуют четкую иерархическую структуру и рассматриваются на макро-, мезо- и микроуровнях.

Макрорегионы, в свою очередь, выделяются на двух уровнях:

1. в рамках мирохозяйствен­ного уровня, когда регион рассматривается как эконо­мико-географическое пространство в рамках глобальной экономики (напр., Запад­ноевропейский регион, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР);

2. в рамках территориально-геополитического уровня как экономико-географи­ческое пространство в больших по площади государствах (напр., в Рос­сии: Сибирский регион, Европейский регион).

Мезорегионы представляют собой крупные территориальные структуры, выделенные в границах государства в целях экономического районирования (сетка экономических райо­нов СССР).

Микрорегионы выделяются с точки зрения территориально-воспроиз­водственого подхода в границах структурного эле­мента административно-территориального деления суверенного государс­тва. В России таковыми являются субъекты федерации (Свердловская область, Пермский край, Челя­бинская область и т.д.).

Представляя собой территориальные социально-экономические системы, регионы характеризуются разнообразием экономической структуры, соотно­шением отраслей промышленности, т.е. всего того, что является сферой интересов региональной эконо­мики.

Региональная экономика представляет собой область научных знаний, которая изучает раз­витие и размещение производительных сил, социально-экономических про­цессов на территории регионов страны в тесной связи с природно-экологи­ческими условиями. Являясь отраслью экономических знаний, региональная эко­номика взаимосвязана с экономикой, социально-экономической географи­ей, экономической статистикой, региональным маркетингом и ме­неджментом, социологией и т.д.

Объектом изучения региональной экономики является социально-эконо­мический регион. Предметом изучения региональной экономики является социально-экономическая специфика территориального размещ­ения произ­водительных сил и особен­ностей пространственного раз­вития от­раслей хо­зяйства. Для исследований своей предметной области в региональной эконо­мике применяются различные методы, основными из которых являются ба­лансовый,­ экономико-статистический, историко-сравнительный и экономико-математическое моделирование.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Сущностьбалансового метода заключается в составлении отраслевых и региональных балансов, в основе которых находятся различного рода эконо­мические расчеты и обоснования. Составление балансов позволя­ет выбрать правильные соотношения между отраслями рыночной специали­зации, отрас­лями, дополняющими основной территориальный комплекс, и отрасля­ми сферы услуг. Балансы также необходимы для разработки рацио­нальных меж- и внутрирегиональных связей. Применение данного метода, в конеч­ном сче­те, позволяет выявить диспропорции в региональном развитии.

Картографический методвошел в арсенал региональной экономики из гео­графии. С помощью карт, картосхем и картодиаграмм можно показать не только пространственное размещение объектов, но и статистические показа­тели по ним (напр., карты плотности населения).

Системный анализ является одним из самых популярных методов научного исследо­вания, он основан на понимании региона как системы. Поэтому анализ проблем регионального развития является комплексным на основе изучения взаимодействия структурных элементов системы. В системном анализе используется принцип поэтапности: анализ начинается с постановки целей, определения задач и формулирования гипотезы. В регио­нальной экономике применение систем­ного анализа позволяет всесторонне изучить размещение и структуру произ­водства. Критерием служит опти­мальное размещение производственной сферы для удовлетворения потреб­ностей населения.

Экономико-математическое моделирование предназначено для моделиро­вания территориальных пропорций развития экономики региона, размеще­ния отраслей хозяйства и формирования промышленных комплексов регио­на.

В группу статистических методов входят корреляционный, диспер­сионный, кластерный и факторный анализы и т.д.

В исследованиях проблем социально-экономического развития регионов наиболее заметных результатов добилась экономическая география, которая к настоящему времени трансформировалась в социально-экономическую. Экономическая география рассматривает территорию преимущественно в пространственном аспекте. В свою очередь, региональная экономика имеет тесную связь с выделенными границам региона, используя преимуще­ственно экономический подход.

Актуаль­ность и практическая значимость изуче­ния эко­номики Уральско­го региона заключается в необходимости изучения и использова­ния ранее накопленного в регионе трудового и промышленного потенциала. Яв­ляясь типично старопромышленным регионом, Урал прошел длительный путь развития. Знание особенностей его экономико-географического поло­жения, природно-ресурсного потенциала, особенностей хозяйственного освоения и заселения, отраслевой и территориальной структуры хозяйства позволяет реализовать типологический подход в изучение региональной си­стемы на­шей страны.

2. Теоретические основы экономического (экономико-географического) райониро­вания

Исходной основой жизнедеятельности любого человеческо­го общества является производство материальных благ и услуг, ибо распре­делять, обме­нивать и потреблять можно лишь то, что реально произ­ведено. Поэтому огромное внимание при изучении территориальной организации общества уделяется проблеме размещения промышленного производства на террито­рии страны, так как от этого во многом зависит эффективность за­трат обще­ственного труда. Рациональное раз­мещение производительных сил позволяе­т обеспечить большую эффективность производства, получить максималь­ную прибыль при бережном и рациональном использовании природ­но-ре­сурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жиз­ни насе­ления.

Экономическое районирование является межпредметной научной областью и служит одним из инструментов исследования регионоведения, региональной экономики и географии. В самом широком смысле райо­нирование пред­ставляет собой разделение тер­ритории (акватории) по како­му-то признаку (явлению, условию) и степе­ни его выраженности или по со­четанию призна­ков.

Понятие территории является одним из основополагающих блока региональных наук и соци­ально-экономической географии. Ее можно представить как часть земной поверхности, которая характеризуется общностью прису­щих ей природ­ных и антропо­генных свойств и ресурсов. Территория харак­теризуется своей протяженно­стью, площадью, особенно­стями географиче­ского положе­ния, степенью хозяйственной освоенности, особен­ностями ре­льефа, почвы, растительности и т.д. Но для региональной эко­номики наи­большее значение имеют размеры территории. Чем больше территория госу­дарства, тем разнообразнее природные ресурсы, тем продуктивнее формируется более контрастная сре­да обитания населения и расширяются возможности для освоения более отдаленных районов. При этом огромные размеры террито­рии создают проблемы дальности пассажирских и грузовых перевозок, раз­вития регио­нальной инфраструктуры, создании опорного кар­каса расселения и т.д. Поэтому большие размеры территории государства, равно как и его ма­лая площадь, создают неравные условия для развития регионов.

Основным критерием количественной оценки территории является ее по­тенциальная «ем­кость», то есть возможность обеспечить ресурсами опреде­ленное количество на­селения и производств. Критерий «емкости» применя­ется для оценки эффективности освоения территории, что во многом опреде­ляется природно-климатически­ми условиями. Количество участков террито­рии с благоприятными природ­но-климатическими условиями невелико, поэтому они рассматриваются как особый вид ресурсов – территориальные ресурсы, оказывающие огром­ное влияние на процессы организации об­щества. Территория государства также рассматривается как пространствен­ный ре­сурс. Поэтому терри­ториальность является важнейшим принципом блока региональных наук и соци­ально-экономи­ческой геогра­фии, что играет важ­ную роль в территориальной ор­ганизации общества и производительных сил.

Территориальная организация общества представляет собой про­странственное сочетание социально-произ­водственных структур, куда входит расселе­ние населения, производства и социальной инфраструктуры, объединенных процессами регионального управле­ния. Территориальной орга­низации общества свойственны следующие осо­бенности:

1. пространственные вертикальные и горизонтальные связи между струк­турными элементами, которые свя­заны с реализацией управленческих функ­ций, движением людей, капитала, информации, технологий, товаров и услуг;

2. пространственная конфигурация, представляющая собой локализацию на поверхности суши в различных формах (социальные группы, населенные пункты);

3. территориальная дифференциация, основанная на различиях в земной поверхности по различным характеристикам.

Сущность экономического районирования заключается в делении изучае­мой территории на части (экономические районы), которые должны являться репрезентативными между собой.Материальными элементами территориального разделения труда яв­ляются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, индустри­альные центры, узлы и райо­ны, ареалы сельскохозяйственного производства, населенные пункты, транс­портные сети и производственно-коммерческие кластеры. Экономическое райони­рование основано на территори­альном разделе­нии труда, поэтому является од­ним из ведущих методов эко­номического ана­лиза и территориального пла­нирования.

Таким образом, экономическое районирование является науч­ной областью, которая занимается подтверждением состава и про­ведением границ экономических районов вкупе с обоснованием пространственного размещения произ­водительных сил. Экономическое районирование устанавлива­ет территориальные различия в изучаемых социально-экономических явле­ниях и процессах. Каждое явление охватывает не всю территорию, а лишь некоторую ее часть (ареал). Внутри ареала это явление может распространяться пол­ностью, заполняя все пространство, либо частично, занимая определенную его часть.

Соответственно, основной пространственной категорией экономического районирования является экономический район.

Экономический район – территория, которая отличается от других сово­купностью составляющих ее элементов, обладающая единством, взаимосвя­занностью и целостностью. Экономические районы складываются под воз­действием следующих внешних и внутренних факторов:

1. место района в системе географического разделения труда, обусловленного его экономико-географическим положением;

2. материально-техническая база и накопленные материальные ценности;

3. благоприятное сочетание природных и экономических условий, кото­рые влияют на специализацию района;

4. трудовые ресурсы и трудовые навыки населения;

5. государственно-правовые формы, в т.ч. и административно-территори­альное деление.

Экономи­ческое районирование может и не охватывать всю территорию региона или страны, в то время как административно-территориальное деление требует полного разделения террито­рии. В последнем случае к экономическим районам волевым путем, чаще всего по признаку территориальной смежности, присо­единяют «пу­стые» (с точки зрения динамики основных районообразующих процес­сов) территории. Ре­зультатом экономического районирования является сетка эко­номических районов, которая отражает иерархичность пространствен­ных си­стем.

Методологические принципы выделения экономических районов базиру­ются на идее доказанной объективности существования районов в географи­ческом пространстве. Соответственно, главная задача экономического райо­нирования заключается в выделении и обосновании реально суще­ствующих экономических районов на территории страны.

Существуют две основные методики районирования: вертикальная («сверху») и горизонтальная («сни­зу»). Сущность экономического районирования по вертикальной методике («сверху») заключается в том, что деление страны на районы разного поряд­ка происходит в соответствии с их иерархической соподчиненностью:

макрорайоны (Уральский экономический район)

 
 


мезорайоны (Средний, Южный Урал)

 
 


низовые районы (субъ­екты-регионы Российской Федерации)

При использовании горизонтальной методики («снизу») районирование проводится от экономических центров, вокруг которых складывается зона влияния (технополисы).

Основные общие принципы экономического районирования страны были сформулирован­ы в 20-е гг. в плане ГОЭЛРО. К ним относятся:

1. экономический принцип, согласно которому район рассматривается как часть хозяйства страны с комплексом вспомогательных и обслуживающих производств;

2. энергетический принцип, подразумевающий наиболее возможные экономические на единицу продукции;

3. национальный принцип;

4. комплексность развития хозяйства, которая предусматривает сглаживание дис­пропорций в развитии основных и вспомогательных отраслей;

5. перспективность;

6. учет межрегиональных экономических связей.

Данные принципы достаточно проработаны, сохраняют свою актуаль­ность и могут быть применимы для выделения регионов.

В нашей стране в 30-е гг. прошлого века постепенно развивалось такое направ­ление в планировании размещения производства и расселения, как районная плани­ровка. Под районной планировкой понимается комплекс ор­ганизационно-правовых и экономико-технологических мероприятий, кото­рые связаны с проектирова­нием размещения производительных сил и насе­ления в различных районах страны. В практическом плане районная плани­ровка представляет собой процесс создания схем и проектов территориаль­ного планирования в различ­ных масштабах.

Советская система экономического районирования была неотъемлемой частью перспективных пятилетних планов развития народного хозяйства. Экономическое районирование позволяло более полно использовать мест­ные ресурсы, рационально осваивать в производстве новое оборудование, развивать социальную сферу и т.д. В 1963 г. территория СССР была разделена на 18 крупных экономиче­ских районов. В РСФСР были образованы 10 крупных эко­номических райо­нов, на Украи­не – 3; в состав Прибалтийского экономического района были включены Литва, Латвия, Эстония и Калининградская область РСФСР; За­кавказский экономический район образовали союзные республики Закавка­зья – Грузия, Армения и Азербайджан, в Среднеазиатский экономический район были включены Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Киргизия. Ка­захская ССР и Белорусская ССР считались отдельными крупными экономи­ческими районами. Молдавская ССР не входила ни в один из вышеперечислен­ных экономи­ческих райо­нов.

В 1982 г. Северо-Западный экономический район РСФСР был поделен пополам на 2 района: Северо-Западный и Северный. Следовательно, послед­няя сетка экономических районов РСФСР насчитывала 11 районов: Северо-Западный, Се­верный. Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволж­ский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Си­бирский, Вос­точно-Сибир­ский, Дальневосточный.

В зарубежной экономической науке также сформулированы несколько основных теорий пространственного размещения промышленности. Основными из них являют­ся тео­рия сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена, теория промышленного штандорта А.Вебера и теория центральных мест В.Кристалле­ра. Они получили свое развитие в условиях капиталистического хозяйства конца XIX-начала ХХ вв.

Теория сельскохозяйственного штандорта [1] Й. Тюнена.

Развитие данной теории размещения связано с выходом в 1826 г. книги немецкого экономиста Й. Тюнена «Изо­лированное государство в его отно­шении к сельскому хозяй­ству и национальной экономии». Ядром этого труда являлись вопросы разме­щения сельскохозяйственного производства по отно­шению к районам потребления. Работа Тюнена явилась первым обоснованием рационального размещения производства с учетом количественных показа­телей.

Суть рассуждений в теории И. Тюнена заключается в следующем: в гра­ницах региона имеется центральный город, который является единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции. Одновременно город вы­ступает главным источником обеспечения промышленными товара­ми. Соот­ветственно, цена каждого продукта в центральном городе и сельскохозяй­ственных посе­лениях отличается на величину транспортных за­трат, которые прямо пропор­циональны весу груза и дальности перевозки.

Главный вопрос, на который пытается найти ответ И. Тюнен, заключает­ся в том, как на размещение сельскохозяйственного производства влияет рас­стояние от города и какие формы оно примет при заявленных предпосылках. Ответ на постановленный вопрос определяется путем сопоставления транс­портных затрат на перевозку продукции от места произ­водства до места сбы­та (центрального города). В ре­зультате этого выявляются зоны, которые наи­более благоприятны с точки зрения минимизации транспортных за­трат для размещения тех или иных видов сель­скохозяйственного произ­водства.

Поэтому, согласно точке зрения И. Тюнена, опти­мальной схемой разме­щения сельскохозяйственного произ­водства становится система концентри­ческих кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, кото­рые разделяют зоны размещ­ения различных видов сельскохозяйственной дея­тельности. Чем выше урожайность (продуктивность) выращиваемых культур, тем ближе к городу должно размещаться производство. Чем дороже становится выращивание той или иной культуры на единицу веса, тем целесообраз­нее размещение ее производства дальше от города. В результате И. Тюнен выделяет шесть поясов (колец) размещения сельскохоз­яйственного производства: высокопродуктивного пригородного сельского хозяйства, лесного хозяйства, плодосеменного хозяйства, трехпольного земледелия, скотоводства и лесного хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: