Полный и глубокий анализ достигнутого уровня регионального развития Российской Федерации невозможен без изучения исторических фактов, а также внешних и внутренних условий, которые повлияли на формирование и функционирование современной административно-территориальной системы страны. Поэтому представляется необходимым проследить историю формирования региональных структур в нашей стране.
Становление и развитие государственной власти и управления восходит к временам языческой Руси. Но ускоренная модернизация социально-экономического и общественно-политического развития России связано с именем Петра I. В 1708 г. основной административно-территориальной единицей России становятся губернии, которые делились на уезды, состоявшие из станов и волостей. Часть губерний была объединена в генерал-губернаторства. Царь лично назначал генерал-губернаторов, которые управляли вверенными им территориями. Петром I было выделено 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская.
Во времена царствования Екатерины II в конце XVIII в. число губерний было увеличено до 51. Наибольшие по площади и по своему значению (столичные) губернии возглавлялись крупными сановниками и наместниками, которые несли персональную ответственность перед царицей. Остальные губернии продолжали управляться назначаемыми губернаторами. Подобного рода губернское административно-территориальное разделение России было обусловлено историческими причинами, военно-политическими условиями и физико-географическими факторами.
Самые крупные перемены в административно-территориальном устройстве России произошли после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. В ходе административно-территориальной реформы 1923-29 гг. были упразднены губернии, уезды и волости, созданы области, края, округа и районы. В связи с формированием плановой социалистической модели хозяйствования основой административно-территориального деления стали принципы национально-территориального деления и экономического районирования.
Первое практическое экономическое районирование в нашей стране было осуществлено в плане ГОЭЛРО ( 1920 г. ). Это был первый план хозяйственного развития страны на основе использования энергетических ресурсов отдельных регионов. В плане ГОЭЛРО было выделено восемь крупных районов. Общей краткосрочной целью первых перспективных планов стало решение топливной и продовольственной проблемы. Но уже в среднесрочной перспективе предполагалось развитие внутреннего рынка товаров и услуг, электрификация страны, а в качестве глобальной цели предполагался переход России из аграрной в индустриальную стадию развития за счет изменения системы социальных доминант в обществе и ускорения научно-технического прогресса.
В 1921 г. Госпланом был разработан проект разделения страны уже на двадцать один экономический район. В 1963 г. утверждена сетка экономических районов СССР, количество которых достигало девятнадцати: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центральночерноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Донецко-Приднестровский, Юго-Западный, Южный, Прибалтийский, Закавказский, Среднеазиатский, Казахстанский, Белорусский. Отдельно выделялась Молдавская ССР.
Экономическое районирование РСФСР проводилось по двум макрорегионам: европейская зона в составе восьми экономических районов и восточная зона в составе трех крупных экономических районов. Разделение страны на экономические районы подразумевало экстенсивное освоение всей ее территории, смещение населения из центра и главной полосы расселения на окраины и в восточные районы. Поэтому к числу несомненных достоинств советской системы экономического районирования следует отнести выработку условий для проведения региональной социально-экономической политики (территориального планирования и прогнозирования).
Объективные и субъективные процессы, которые привели к распаду СССР, негативно отразились на Российской Федерации. Наша страна стала крупнейшим ареалом нестабильности. Одной из форм ее проявления стало разрушение сложившейся системы экономических районов и сетки административно-территориального деления. Например, существовавшие в составе РСФСР автономные республики и округа были преобразованы в республики. В настоящее время процесс дезинтеграции России приостановлен. До настоящего времени система административно-территориального деления России состояла из 21 республики, 8 краев, 47 областей, 1 автономной области, 10 автономных округов. На сегодняшний день Россия представляет собой самое крупное в мире федеративное государство, обладающее следующими географическими особенностями:
1. обширность занимаемого пространства;
2. неравномерность заселения и хозяйственного освоения территории;
3. богатство и разнообразие природных условий и полезных ископаемых;
4. многонациональный состав населения (при численном доминировании русского этноса);
5. территориальные диспропорции в развитии экономической и социальной сфер жизни общества.
Существование России как федеративного государства не подразумевает суверенитета регионов, которые также не могут выступать в роли субъектов международных отношений. Регионы России не имеют права препятствовать исполнению федеральных законов и не обладают правом выхода из состава страны. Международный опыт существования федераций (Индия, Мексика, США) показывает, что прерогативой центральных органов управления государством является решение вопросов безопасности, бюджетной политики, внешних международных отношений и т.д.
В связи с появлением новых направлений в развитии государственной региональной политики представляется необходимым выделить ряд возможных тенденций, по которым будет идти развитие региональных структур. Во-первых, это укрупнение административно-территориальных единиц. Первым шагом в этом направлении стало создание семи федеральных округов Указом Президента от 13.07.2000 г.. Это Центральный ФО (центр – г. Москва), Северо-Западный ФО (центр – г. С.-Петербург), Южный ФО (центр – г. Ростов-на-Дону), Приволжский ФО (центр – г. Нижний Новгород), Уральский ФО (центр – г. Екатеринбург), Сибирский ФО (центр – г. Новосибирск), Дальневосточный ФО (центр – г. Хабаровск).
Помимо формирования надрегиональных единиц происходит процесс укрупнения регионов. Первым объединенным регионом стал Пермский край после воссоединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области. Процесс укрупнения регионов неизбежно приведет к переходу от национально-территориального деления к историко-географическому, так как в первую очередь будут объединены национальные автономные округа с граничащими с ними крупными областями и краями. Именно таким образом постепенно произойдет формирование унитарной модели в развитии государства.