Под конкурентоспособностью понимается комплекс качественных, технических, экономических, эстетических характеристик, определяющих успех издания на рынке, т.е. его преимущества в условиях широкого предложения изданий-аналогов. В связи с тем что за изданиями стоят их изготовители, можно с полным основанием рассматривать конкурентоспособность предприятий отрасли печати (издательств, типографий).
Конкурентоспособность меняется в зависимости от рынка сбыта. Но то же самое происходит и по отношению к индивидуальным вкусам и выбору потребителей. Поэтому необходимо конкретизировать работу по конкурентоспособности издания применительно:
§ к конкретному рынку, на котором предполагается сбывать товар;
§ к конкретным потребительским сегментам на этом рынке, а следовательно, в расчете на глубоко изученные характеристики соответствующих потребностей.
Развитие рынка и повышение его требований к изданиям, усиление на нем роли покупателей, возрастание роли научно-технического фактора - все это заставляет совершенствовать формы и методы решения проблемы качества и конкурентоспособности, механизм управления качеством.
|
|
Схематично процесс планирования и обеспечения уровня качества в рыночных условиях может быть представлен так: выявление потребностей - нахождение главных характеристик изданий, определяющих их качество или степень удовлетворения потребностей - определение желаемых параметров - выявление путей достижения этих характеристик и параметров. Главные участники процесса планирования качества на первых его этапах - потребители и служба маркетинга. Процесс планирования качества носит непрерывный характер, поскольку постоянное обновление и совершенствование продукции - обязательное условие успеха предприятия на рынке.
В силу своей комплексности и многогранности конкурентоспособность и качество - проблема, требующая на уровне предприятия согласованных усилий всех подразделений и служб для принятия управленческих решений. Чтобы данное условие соблюдалось в полной мере, необходима четкая маркетинговая программа действий, определяющая цели и задачи товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики предприятия, методы и средства достижения конкурентоспособности в долгосрочном периоде, определяющая экономическую эффективность и устанавливающая предельные уровни затрат по видам продукции и в целом по предприятию.