Маркетинговый контроль - это систематическое сопоставление фактических и запланированных результатов работы предприятия в целях обеспечения его эффективной предпринимательской деятельности. Он предполагает как анализ производственно-коммерческой, так и маркетинговой деятельности предприятия. Процесс маркетингового контроля включает следующие этапы:
1) установление количественных и качественных параметров, с которыми следует проводить сопоставление (стандартов системы контроля);
2) определение временных интервалов, в течение которых сопоставления будут проводиться;
3) установление допустимой точности контрольных измерений;
4) измерение достигнутых результатов;
5) сопоставление фактических и запланированных результатов;
6) принятие необходимых корректировочных действий.
Объектами контроля являются:
- объем продаж;
- величина прибыли и убытков;
- отдельные результаты другой производственно-коммерческой деятельности;
- реакция покупателей на новые товары;
|
|
- реализация комплекса маркетинга.
С учетом указанных объектов рассматриваются следующие виды контроля:
1) Ежегодный плановый контроль.
Благодаря данному контролю осуществляется: анализ объема продаж; анализ конкурентного положения; анализ соотношения между затратами и объемом продаж; финансовый анализ; анализ отношения покупателей к предприятию и его товарам.
Контроль прибыли.
Он необходим для предприятий, реализующих свои товары на значительном числе рынков и использующих различные каналы распределения. Основной его целью является установление источников прибыли и убытков для отдельных товаров и рынков.
Исходным для проведения контроля прибыли является установление общих издержек по отдельным статьям расходов. Далее необходимо определить соответствующие доходы и составить баланс прибыли и убытков. Такие балансы составляются по различным товарам, группам покупателей и по отдельным рынкам.
На основе анализа балансов доходов и расходов анализируется как эффективность предпринимательской деятельности предприятия, так и эффективность использования маркетинга.