Рынок | Розничная цена за шт. | Спрос на товар по данной цене, шт. | Торговая наценка, руб. | Совокупные издержки:300 000 руб. (постоянные издержки) + 0,2 руб. на ед. (переменные издержки, связанные с условиями реализации), руб. | Прибыль (4)-(5), руб. |
200 000 | 600000 | 340 000 | 260 000 | ||
150 000 | 750 000 | 330 000 | 420 000 | ||
100 000 | 700 000 | 220 000 | 480 000 | ||
50000 | 450 000 | 310 000 | 140 000 |
Расчет начальной розничной цены по рыночному методу рассмотрим на примере гипотетической ситуации: розничной торговой фирме необходимо установить цену на новые женские футболки-безрукавки. Издержки обращения, связанные с работой каждого из отделов, реализующих футболки в четырех универмагах, составляют 300 000 руб., закупочная цена футболки — 5 руб. за единицу. Руководство фирмы решило протестировать новые футболки на четырех рынках с четырьмя различными розничными ценами (цены с учетом торговой наценки). Результаты тестов представлены в табл. 4.1.
Очевидно, что цена 12 руб. за штуку наиболее прибыльна (480 000 руб.). Однако определение наиболее прибыльной розничной цены далеко не всегда происходит так просто, как в этом примере. Проведение подобных тестов часто требует больших затрат.
Применяя метод ценового лидерства (не путать с одноименной стратегией ценообразования), магазины устанавливают на определенные товары цены ниже обычного уровня, рассчитывая, что это привлечет дополнительных покупателей и позволит увеличить объем продаж сопутствующих товаров. Товары, на которые установлены такие цены, часто называют «убыточными лидерами». Чтобы быть «движущими», товары могут продаваться по цене даже ниже себестоимости. Однако совсем не обязательно устанавливать столь низкую цену. Данный подход используется для часто приобретаемых товаров чувствительными к цене покупателями. В супермаркетах, например, в качестве товаров-лидеров могут выступать хлеб, яйца и молочные продукты.
Метод увязки цен означает, что два (или более) различных товара или услуги продаются вместе по одной цене, т.е. используется пакетное предложение. Например, магазин спортивных товаров предлагает «в нагрузку» к велосипеду фляжку для воды, насос, шлем, перчатки и крепления — комплект за 1790 руб. Если бы эти предметы приобретались по отдельности, покупателю пришлось бы заплатить 2370 руб. Увязка цен применяется для того, чтобы повысить объем продаж товаров как в стоимостном, так и в натуральном выражении посредством привлечения покупателей. Этот метод эффективен и в том случае, когда магазин стремится избавиться от залежалых товаров, предлагая их вместе с товарами, пользующимися высоким спросом.
Множественное ценообразование напоминает стратегию увязки цен, но товары или услуги при этом носят однородный характер. К примеру, в продовольственном магазине три литра лимонада могут продаваться за 23,9 руб., в то время как один литр напитка стоит 9,9 руб. Если вы покупаете и потребляете литр лимонада в день, вы можете сэкономить, купив сразу несколько бутылок. Данный метод направлен на повышение объемов сбыта товаров. Его особенность в том, что он позволяет покупателям делать запасы некоторых продуктов для будущего использования. Когда покупатели начинают делать запасы (косвенно увеличивая потребление), спрос просто сдвигается во времени, никак не влияя на объем сбыта товаров в долгосрочной перспективе.
Применяя метод выравнивания цен, розничные торговые предприятия предлагают ряд заранее определенных ценовых позиций (уровней) в классе товаров. К примеру, весь имеющийся ассортимент автомобильных покрышек продается только по трем ценам — 2999, 4999 и 7999 руб. за штуку. Использование метода выравнивания придает работе розничных торговых предприятий дополнительную гибкость. От этого выигрывают и покупатели, и продавцы, так как устраняется некая растерянность и тех и других от разнообразия цен. Все товары определенного уровня качества продаются по единой цене в одном месте. Покупателю остается выбрать либо дешевые, либо средние по цене, либо дорогие покрышки. Закупая товары, магазины могут выбирать те из них, что соответствуют этим ценовым уровням. В случае выравнивания цен торговая наценка на различные товары может быть несколько ниже или выше в зависимости от цены закупки.
Цена, установленная предприятием розничной торговли с использованием рассмотренных методов, — это прейскурантная цена, т.е. «официальная» цена, допускающая корректировку. Розничные торговые компании, как правило, создают целую систему цен и скидок, которая отражает различия в спросе и издержках в зависимости от конкретных условий: географии, требований целевых сегментов рынка, распределения закупок по времени, объемов заказов, графиков поставок, гарантий, договоров об обслуживании (см. приложение 5).
При корректировке цен с учетом территориального аспекта компании вносят изменения на основе различий в транспортных издержках, связанных с местоположением продавца или покупателя. Такие поправки наиболее значимы применительно к громоздким грузам, когда высокие транспортные расходы становятся существенной статьей расходов магазина.
Цена с компенсацией стоимости доставки, как ясно из самого названия, означает, что покупатель берет на себя все транспортные расходы. Он вправе вычесть стоимость доставки из прейскурантной цены. Если транспортные расходы составляют значительную долю совокупных издержек, компенсация транспортных расходов обеспечивает продавцу важное преимущество над конкурентами. Компании, которые стремятся расши рить торговую территорию, берут на себя транспортные расходы, чтобы привлечь покупателей из более отдаленных районов. Эта практика может оказаться весьма дорогостоящей.
Цены с доставкой включают транспортные расходы на доставку товара потребителю. В данном случае различают три разновидности цен.
Однозоналъная цена означает, что все покупатели платят одинаковую цену за товар независимо от их местоположения. Магазин включает в совокупные издержки в расчете на единицу товара некую среднюю сумму транспортных расходов, не дифференцируя ее в зависимости от местоположения покупателя. Из этого следует, что покупатель, расположенный ближе к продавцу, субсидирует транспортные расходы более удаленных от него покупателей. Этот метод ценообразования торговые предприятия чаще всего применяют, если транспортные расходы составляют незначительную долю конечной цены.
При многозональных ценах торговая фирма делит торговую территорию на географические зоны и устанавливает цены в зависимости от транспортных расходов до соответствующей зоны. Зональная система имеет смысл при высоких транспортных расходах. Покупатели, расположенные ближе к продавцу, в этих случаях возражали бы против одинаковой цены. Зональный метод позволяет учесть различия в расходах по доставке в разные районы.
При ценах базисного пункта предприятие розничной торговли устанавливает место, именуемое базисным пунктом, начиная с которого транспортные расходы добавляются к прейскурантной цене. Например, доставка товаров на дом по Москве бесплатна, а с момента пересечения МКАД начисляется определенный тариф.
Для того чтобы стимулировать потребителей к оперативной оплате счетов, большим объемам заказов и внесезонным закупкам, многие торговые компании готовы к коррекции базисных цен, поощряя снижение издержек обращения. При этом обязательно соизмерять величину предоставляемой скидки с ее воздействием на реальный объем продаж.
Скидка за количество используется в случае покупки определенного объема товара. Объемные покупки сокращают расхо- | ды, связанные с принятием и обработкой заказа, доставкой и i т.д. Количественные скидки могут носить ненаконительный (ограничены одним заказом) или накопительный характер (позволяют покупателю суммировать свои закупки в течение определенного периода). Накопительные скидки — это важнейший стратегический инструмент, так как они стимулируют закупки товара у одной торговой компании.
Сезонные скидки — это ценовые стимулы для покупки потребителями товара вне сезона продаж. Покупатели приобретают товар по более низким ценам и хранят его до наступления сезона. Эти скидки выгодны покупателям, так как экономия обычно превышает дополнительные расходы по хранению товара.
Скидки за платеж наличными позволяют продавцам сохранять ликвидность и избегать накопления просроченных счетов. Примерами могут служить бензозаправочные станции, а также магазины, торгующие по более низким ценам при оплате наличными, а не чеками и кредитными карточками.
Скидки при досрочной оплате призваны стимулировать быструю оплату товара покупателями. Скидка предусмотрена для покупателей, которые не задерживают оплату счетов, и предоставляется всем, выполнившим это условие. Предоставление подобных скидок — обычная практика для многих сфер деятельности, приводящая к понижению расходов на взимание задолженностей и уменьшению суммы безнадежных долгов. Покупателям выгодно производить оплату быстро, так как экономия обычно превышает любой доход, который они могли бы получить, пользуясь своими деньгами на протяжении более длительного срока.
Для активизации продаж предприятия розничной торговли используют различные стимулы.
Экономические стимулы чаще всего применяются в ответ на снижение цен конкурентами. Достаточно эффективны они и для побуждения пользователей конкурирующих марок попробовать товар. Магазины прибегают к экономическим стимулам при реализации более дешевых товаров из ассортимента. Если не злоупотреблять экономическими стимулами, они могут быть действенным способом адаптации цены к краткосрочным изменениям условий конкуренции. Торговые компании применяют несколько видов экономического стимулирования продажи товаров.
— Назначение цены «убыточного лидера» означает, что магазины снижают цену на популярные торговые марки, чтобы стимулировать дополнительный приток покупателей. Но производители, как правило, не приветствуют использование их торговой марки в качестве «убыточного лидера», поскольку такая практика подрывает их репутацию, а также вызывает жалобы со стороны других предприятий розничной торговли, которые взимают за этот товар прейскурантную цену.
— Назначение цены для особых случаев допускается в определенные моменты для привлечения большего количества покупателей. Так, в январе устраиваются распродажи белья для того чтобы привлечь в магазины утомленных предновогодними покупками людей.
— Финансирование под низкий процент часто называете потребительским кредитованием. Вместо снижения цены на товары магазины (совместно с кредитными учреждениями или производителями) предлагают покупателю кредитование под низкий процент или отсрочку платежа на тех же условиях.
— Гарантии и контракты на обслуживание стимулирует сбыт, поскольку предоставляются бесплатно или по снижение цене.
— Возвраты позволяют потребителю получить назад час стоимости покупки спустя определенное время. Положительный эффект для магазина в данном случае достигается за счет высокой скорости оборота средств, таким образом сумму «возврата» можно рассматривать как беспроцентный кредит со стороны покупателя.
— Купоны дают право обладателю на покупку на особых условиях, что стимулирует потребителя воспользоваться подобной возможностью.
Кроме экономических стимулов продавцы достаточно широко используют психологические стимулы. Они рассчитаны на эмоции, на психологию восприятия цены потребителем, давая, к примеру, возможность сравнения старой и новой цены, их значительной для покупателя разницы. К психологическим сти-1 мулам относятся:
— психологические скидки, смысл которых заключается в установлении искусственно завышенной цены и последующих значительных скидок с нее, например: «было 359 руб., стало; 299 руб.»;
— неокругленные цены, т.е. окончание цены на уровне «неполного рубля», например, цены на отдельные сорта мороженого 7 руб. 99 коп., 8 руб. 79 коп. Разница между 99 и 100 руб. для потребителя более существенна, чем один рубль.
Ценовая дискриминация — весьма эффективная «уловка» при ценообразовании. Торговые компании часто корректируют базисные цены с тем, чтобы они соответствовали различиям между покупателями, товарами, местами продаж и т.п. При назначении дискриминационных цен магазин предлагает товар по двум или более различным ценам, которые не отражают разницы в издержках. Ценовая дискриминация принимает различные формы в зависимости от:
— групп покупателей: различные группы клиентов платят разные цены за один и тот же товар — например, пенсионеры, имеющие льготы, в специальных магазинах могут приобретать товары по более низким ценам, чем остальные покупатели;
— вариантов товара: модификации товара продаются по различным ценам, что не соответствует издержкам. Часто это касается новых моделей бытовой техники, сотовых телефонов;
— имиджа магазина: некоторые торговые компании продают один и тот же товар по двум различным ценам в зависимости от позиционирования. В автосалонах на машины модных престижных цветов устанавливаются обычно более высокие цены;
— местонахождения предприятия розничной торговли: товар продается по разной цене в разных местах, хотя расходы, связанные с его предложением, одинаковы;
— времени реализации: цены меняются с учетом сезона, дня недели и даже времени суток.
Для эффективного использования ценовой дискриминации должны быть соблюдены определенные условия. Во-первых, необходима сегментация рынка по уровню спроса на товар. Во-вторых, представители сегмента, покупающего товар по низкой цене, не должны иметь возможности перепродать этот товар в более дорогом сегменте рынка. В-третьих, конкуренты должны быть лишены возможности предлагать продукцию по низким ценам в тех сегментах рынка, в которых компания реализует товар по высоким ценам. В-четвертых, затраты на сегментацию рынка и ценообразование на рынке не должны превосходить дополнительные доходы, полученные в результате ценовой дискриминации. В-пятых, установление дискриминационных цен не должно вызывать обиды и неприязни покупателей. В-шестых, конкретная форма ценовой дискриминации не должна противоречить закону.