Бюджетная система РФ и принципы ее построения

Содержание бюджета как экономической категории сводится к тому, что государственный бюджет выражает денежные отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны, составления финансового плана.

Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Бюджет является важнейшим рычагом воздействия на процесс общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Через изменение уровня государственных расходов и налогообложения правительство может регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), и тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру.

Бюджетная система – это, основанная на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны.

Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- III уровень - местные бюджеты.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Основные функции бюджета заключаются в следующем:

· образование основного общегосударственного фонда денежных средств;

· использование средств основного общегосударственного денежного фонда;

· контроль за движением бюджетных ресурсов, а на этой основе — за динамикой экономического развития и ходом социально-экономических процессов в целом.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение через образование бюджетного фонда страны. Конкретная величина бюджетного фонда зависит от ряда факторов:

· уровня развития экономики;

· методов хозяйствования на предприятиях, в учреждениях, организациях;

· масштабов намечаемых структурных сдвигов в пропорциях народного хозяйства и т. д.

Существенный признак бюджета – его плановость. Бюджет – это план государственного хозяйства на предстоящий период.

Как финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс формирования и распределения денежных ресурсов государством, необходимых для выполнения его основных функций.

Поступление в бюджет это доходы бюджета.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ, и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, пошлины, сборы.

К неналоговым доходам относятся:

· доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

· доходы от платных услуг, предоставляемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия;

· доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

· другие неналоговые доходы.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

· средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

· средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;

· средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд;

· часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и др.

К неналоговым доходам бюджета относятся также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

- от нерезидентов;
- от бюджетов других уровней;
- от государственных внебюджетных фондов;
- от государственных организаций;
- от наднациональных организаций;
- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов.

Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные (закрепленные) доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов; неналоговые доходы в перечне, представленном выше; иные неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Формирование расходов бюджетов всех уровней базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 % утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

· ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

· средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

· трансфертов населению;

· бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и т. д.);

· субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

· инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

· бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

· кредитов иностранным государствам и т. д.

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.

Исключительно из федерального бюджета финансируются расходы общенационального уровня:

· обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

· функционирование федеральной судебной системы;

· осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

· национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· обслуживание и погашение государственного долга РФ;

· прочие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются расходы, связанные с осуществлением их полномочий:

· обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

· обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

· обеспечение реализации региональных целевых программ;

· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

· прочие расходы.

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

· содержание органов местного самоуправления;

· формирование муниципальной собственности и управление ею;

· организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

· организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

· прочие расходы.

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

· государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;

· обеспечение правоохранительной деятельности;

· научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

· обеспечение социальной защиты населения;

· прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик. Ввиду исключительной сложности бюджета как экономической категории используются различные виды классификации.

Классификация доходов бюджетов основывается на законодательных актах РФ

1. по источникам

2. по способам их получения.

Классификации расходов.

1. Функциональная

2. Экономическая

3. Ведомственная

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Делиться на четыре уровня.

1-й Уровень. Определяется расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

2-й Уровень. Подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

3-й Уровень. Целевые стати расходов федерального бюджета, отражающая их финансирование по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

4-й Уровень. Детализируются направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджета; их перечень утверждается федеральным законом.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов соответствующего уровня и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации.

Бюджетная классификация доходов и расходов бюджетов РФ, источников финансирования дефицитов бюджетов является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

По бюджетной классификации выделены источники покрытия бюджетного дефицита, сгруппированные на внутренние и внешние: кредиты Центрального банка РФ (инфляционный источник, связанный с эмиссией денег), выпуск и размещение государственных ценных бумаг в стране и за рубежом, займы у коммерческих банков (отечественных и зарубежных), иностранных правительств и международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР).

Бюджетная классификация выделяет также государственный долг, в составе которого все долговые обязательства группируются на внутренние и внешние.

Нарушение соразмерности между расходами и доходами:

1. Профицит - когда доходы превышают расходы

2. Дефицит - когда расходы превышают доходы

Дефицит бывает:

· Структурный - заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета.

· Циклический - разность между реальным и структурным дефицитом. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. В случае, когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, говорят об излишке доходов бюджета.

Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. Многие экономисты считают финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2 – 3 % от ВНП.

Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3 % ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10 % суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20 % суммы доходов — это критический дефицит.

Основные концепции регулирования бюджетного дефицита:

1. Бюджет должен балансироваться ежегодно

2. Бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла

3. Концепция функциональных финансов: Главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведёт к дефициту госбюджета

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов (в федеральных государствах— и бюджетов членов федерации).

Бюджетным годом или периодом называется время, протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства.

Бюджетный цикл – деятельность государственных органов от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении.

Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется:

· Бюджетным кодексом РФ;

· соответствующим законом субъекта Федерации;

· соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.

В основе организации бюджетного процесса лежат общие принципы организации бюджетной системы:

· единства бюджетной системы;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов и расходов;

· сбалансированности бюджета;

· эффективности и экономии использования бюджетных средств;

· общего покрытия расходов бюджетов;

· гласности;

· достоверности;

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент РФ;

· органы законодательной (представительной) власти;

· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;

· органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля;

· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

· иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и ее субъектов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Особыми бюджетными полномочиями наделено Министерство финансов РФ, которое:

· составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, а также принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;

· разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

· осуществляет управление государственным долгом РФ;

· организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

· осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений и т. д.

Особая ответственность за организацию и непосредственное исполнение бюджетного процесса возложена на Федеральное казначейство. Оно несет ответственность за:

· правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;

· финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций и др., осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями;

· исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: