Себестоимость: понятие и виды

Себестоимость– это совокупная стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию по установленному составу.

Калькулирование - это система расчетов, с помощью кот. определяется себест-ть всей товарной продукции и ее частей, себест-ть конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и реализацию продукции.

В себест-ть продукции включаются следующие виды затрат:

• ст-ть маркетинговых исследований;

• подготовка и освоение новой прод-ции, вкл. затраты на НИОКР.

• произв-во прод-ции, включая затраты на сырье, материалы, энергию,

амортизацию основных фондов и оплату труда работников;

• обслуживание производственного процесса и управление им;

• затраты, связанные со сбытом продукции;

• затраты, связанные с подготовкой кадров (поиск, переквалификация,

повышение квалификации и т. п.);

• текущая рационализация производства.

Себест-ть как единицы, так и всей совок-ти прод-ции, в зависимости от этапов ее формирования, м.б. 4 видов:

1. Операционная – условно-переменные материальные затраты и расходы на оплату труда.

2. Цеховая – операционная себест-ть и общепроизводственные расходы (изготовление продукции)

3. Производственная – цеховая себест-ть и общехозяйственные расходы (выпуск продукции)

4. Полная – производственная себес-ть и расходы на продажу

Для управления себест-ти прод-ции исп-ся след. система показателей:

1. Себест-ть единицы прод-ции – измеряется путем распределения затрат на произв-во, включаемых в себест-ть прод-ции.

2. Себест-ть всей прод-ции предприятия – совокупная себест-ть всех изделий, работ, услуг, вкл. в объем выпущенной прод-ции. – Этот показатель явл-ся универсальным, тк рассчитывается различными орг-циями независимо от типа произв-ва и хар-ра выпускаемой прод-ции.

3. Затраты на рубль товарной продукции (Себест-ть всей товарной прод-ции разделить на объем товарной прод-ции).

Расчеты фактической себестоимости (S факт ) осуществляются по формуле:

где нормативная себестоимость, руб.;

Он — отклонения от норм, нормативов (экономия или перерасход)

5.Формирование, распределение и планирование выручки организаций.

Выручка от реализации продукции – это денежные средства, которые поступили на счет предприятия от реализации продукции.

В зависимости от направлений деятельности предприятия доход подразделяют на основной, инвестиционный и финансовый.

1. Выручка от основной деятельности – это выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

2. Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.

3. Выручка от финансовой деятельности – это выручка от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Распределение.Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии. Из выручки осуществляют отчисления налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции. Выручка от реализации, несмотря не внешние признаки (денежная форма, поступление средств за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, регулярность поступления, источник различных платежей предприятия), не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего необходимо возместить понесенные затраты, выплатить заработную плату. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия, т.е. прибыли.

Планирование.Еежедневный оперативный контроль за отгрузкой и реализацией продукции.

Годовое и квартальное планирование выручки. Оперативное планирование выручки используется для обеспечения своевременности поступления фактической выручки.

При меняют два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.

Метод прямого расчета выручки заключается в том, что по каждому изделию в отдельности по приведенной формуле (2) рассчитывается объем реализации в отпускных ценах и суммируются результаты:

где – выручка от продаж в планируемом периоде;

– цена единицы i -го вида продукции, I = 1, … n;

– объем реализованной продукции i -го вида в натуральных единицах измерения.

Метод предполагает, что весь объем производственной продукции приходиться на предварительный оформленный пакет заказов, спрос на который гарантирован. Это наиболее достоверный метод планирования выручки.

расчетный метод

где ТП – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде (в ценах реализации);

– изменение остатков готовой продукции на складе на конец планируемого периода по сравнению с началом в продажных ценах;

– изменение остатков товаров отгруженных, учитываемых на счете 45 на конец планируемого периода по сравнению с его началом в продажных ценах.

Величина выручки от продаж продукции по методу оплаты в плановых финансовых расчетах может быть определена по формуле:

где – изменение остатков товаров отгруженных, учитываемых на счете 45 на конец планируемого периода по сравнению с его началом в продажных ценах.

При планировании остатков нереализованной готовой продукции на складе следует исходить, прежде всего, из их фактического наличия, а в случае отсутствия текущих данных – по состоянию на последнюю отчетную дату и ожидаемого выпуска товарной продукции с учетом ее реализации в соответствии с имеющимися заказами на начало планируемого периода.

При планировании выручки по отгрузке нереализованной продукции считается только готовая продукция на складе на начало и конец планируемого периода.

Выручка от реализации должна покрывать совокупные затраты предприятия и приносить ему прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: