Прибыль: понятие, виды, анализ. Формирование и распределение прибыли

При́быль — превышение в денежном выражении доходов (выручки от реализации товаров и услуг) над затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка – Затраты.

Нормальная прибыль – это сумма денежных средств, которые получил бы собственник данного предприятия, вложив свой капитал в какое угодно любое предприятие. Другими словами, нормальная прибыль – это скрытые, альтернативные издержки капитала, вложенного в дело собственниками предприятия. Показатель нормальной прибыли позволяет оценить целесообразность осуществления той или иной коммерческой деятельности.

Основными показателями прибыли являются:

· общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);

· валовая прибыль;

· прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

· прибыль от финансовой деятельности;

· прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;

· налогооблагаемая прибыль;

· чистая прибыль,

· консолидированная прибыль,

· маржинальная прибыль.

Большинство этих показатели содержатся в форме № 2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятия – «Отчет о прибылях и убытках». Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг без НДС, акцизов и других аналогичных платежей и производственной себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов и затратами на ее производство и реализацию т.е. полной себестоимостью. Прибыль (убыток) от финансовой деятельности определяется как результат по операциям, отражаемым на счетах 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов». Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплату в бюджет экономических санкций, на благотворительные и другие цели. Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Маржинальная прибыль включает в себя постоянные расходы и финансовый результат деятельности предприятия (прибыль) и рассчитывается путем вычитания из выручки от реализации продукции суммы переменных затрат на производство продукции.

В практике коммерческой деятельности используют и другие виды прибыли.

· Операционную прибыль, то есть прибыль, полученную от реализации товаров, работ, услуг;

· Прибыль от обычной деятельности;

· Прибыль, получаемая от внереализационных операций;

· Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;

· Прибыль от основной деятельности;

· Прибыль к распределению;

· Прибыль, причитающаяся акционерам;

· Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

· Нераспределенная прибыль;

· Номинальная прибыль;

· Реальная прибыль;

· Недополученная прибыль и т. д.

Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков:

По направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования:

  • анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности - операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли;
  • анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.

По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли:

  • внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками предприятия с использованием всей совокупности имеющейся информации. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну;
  • внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой предприятием в открытой печати отчетности.

По масштабам деятельности можно выделить следующие формы анализа прибыли:

  • анализ прибыли по предприятию в целом. В процессе этого анализа изучается формирование, распределение и использование прибыли без выделения отдельных структурных подразделений предприятия (используется в финансовом анализе);
  • анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете);
  • анализ прибыли по отдельным изделиям (является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете).

По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли:

  • полный анализ проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе;
  • тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли (влияние проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли;
  • влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия и др.).

По периоду и глубине проведения выделяют:

  • предварительный анализ прибыли (экспресс-анализ прибыли, прогнозный анализ), связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых или инвестиционных операций, при составлении бизнес-плана, анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов предприятия;
  • оперативный анализ прибыли, проводимый в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли;
  • последующий (углубленный) анализ прибыли, осуществляемый по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, выявления факторов, повлиявших на изменение прибыли в сравнении с бизнес-планом, показателями реализуемого инвестиционного проекта или предыдущим периодом, а также для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого предприятием бизнес-плана;
  • детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по предприятию, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.

Принципы распределения прибыли:

• прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

• прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

• величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

• прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

Планирование прибыли. Эффект операционного (производственного) рычага и сила его воздействия на величину прибыли предприятия

Планируется прибыль раздельно по видам:

• от реализации товарной продукции;

• от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

• от реализации основных фондов и другого имущества;

• от внереализационных доходов и расходов.

В настоящее время при планировании прибыли возможно применение следующих методов:

• Прямого счета;

• Нормативного;

• Аналитического: факторного, по показателям базовой рентабельности и др.

МЕТОД ПРЯМОГО СЧЕТА наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС, акцизов и нало га с продаж. Расчет можно осуществить по формуле:

где

- плановая прибыль;

Т - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц -цена на единицу продукции (за вычетом НДС, акцизов и налога с про даж);

С полная себестоимость единицы продукции.

Выпуск товарной продукции в планируемом периоде определяется с учетом производства и изменения остатков нереализованной продукции. В результате плановая прибыль может быть представлена выражением:

где:

– прибыль в остатках нереализованной продукции на начало года;

- прибыль в товарном выпуске планируемого года;

– прибыль в остатках нереализованной продукции на конец года. Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает в себя пять последовательных этапов:

• Расчет базовых показателей за предшествующий год.

• Постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый период.

• Программирование индексов инфляции

• Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.

• Выбор оптимального варианта.

существует МЕТОД СОВМЕЩЕННОГО РАСЧЕТА. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в иенах предстоящего года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую при быль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.

Точка безубыточности — минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.

Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Это связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации.

Силу воздействия производственного рычага (СВПР) можно рассчитывать по следующей формуле:

где: В – выручка от реализации,

VC - переменные издержки,

П – прибыль,

V – объем реализации продукции,

p – цена за единицу продукции,

с – удельные переменные затраты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: