Центральный банк является центральным звеном кредитной системы. Центральное положение главного банка любой страны обусловлено его ролью в национальной кредитной системе и историей его возникновения как института.
Центральные банки существовали не всегда. Их прообразом в странах Западной Европы послужили частные коммерческие эмиссионные банки. Этим банкам правительство давало право на эмиссию банкнот. Банк-эмитент принимал вклады в виде золотых и серебряных депозитов, а взамен выдавал свои банкноты. Эти банкноты являлись свидетельством о наличии денег в хранилищах банков. При их предъявлении банк-эмитент обязан был вернуть весь депозит или его часть. В какой-то момент выяснилось, что банкноты, также как и полноценные деньги, можно использовать в качестве средства обращения и платежа. Оказалось, что при совершении покупки необязательно обращаться в банк за деньгами. Продавцу можно передать банкноту (или вексель), по которому он сам сможет получить свои деньги в том же или ином банке. Такая схема позволила сократить трансакционные издержки и сделать обмен более безопасным.
|
|
Эмиссионные банки сосредоточили в своих руках денежную власть. Они могли создавать деньги (то есть эмитировать банкноты), не обеспеченные резервами (золотом). В таких случаях они могли пользоваться властью в ущерб экономике страны. Государство пыталось ограничивать власть эмиссионных банков. Оно стало выдавать лицензию на право эмиссии банкнот только какому-то одному банку на ограниченный период, утверждать пределы эмиссии.
Государству всегда был нужен свой банк для обслуживания государственного долга, выполнения расчетных операций, хранения государственных резервов и кредитования государственных расходов. Эмиссионный банк, действующий в интересах правительства, мог бы осуществлять эмиссию для покрытия дефицита государственного бюджета. Поэтому эмиссионные банки постепенно переходили под государственный контроль. После истечения срока лицензии на право эмиссии, полномочия по обслуживанию государства и эмиссии банкнот переходили вновь создаваемому банку, контролируемому государством.
Банк Франции был поставлен в привилегированное, но зависимое от государства положение в 1803 году, а в 1945 – национализирован. Банк Англии получил привилегии от государства сразу при создании в 1694, а национализирован в 1946 году. В России эмиссионный банк был создан в 1860 году сразу как государственный. Федеральная резервная система США была создана в 1913 году, хотя и на основе частного капитала, но под полным государственным контролем.
Центральные банки можно классифицировать по форме собственности:
|
|
1) Государственные. Капитал этих банков полностью принадлежит государству (Банк России, Банк Англии, Бундесбанк ФРГ).
2) Акционерные. Капитал этих банков полностью рассредоточен среди негосударственных организаций (пенсионные и инвестиционные фонды, банки, некоммерческие организации). Примером является Федеральная резервная система США, весь капитал которой принадлежит коммерческим банкам.
3) Смешанные. Это центральные банки, часть капитала которых принадлежит государству, а часть – коммерческим банкам, другим финансовым организациям и некоммерческим организациям. Капитал Банка Японии на 55% принадлежит правительству и на 45% - частным компаниям.
Но независимо от собственника капитала, центральный банк любой страны и его деятельность регулируются специальным законодательством. В нем обычно определяются цели, задачи и функции центрального банка, его структура, права и обязанности по отношению к кредитным организациям, подотчетность, порядок назначения и увольнения руководства.
Центральные банки тесно взаимодействуют с правительством для проведения единой макроэкономической политики. Несогласованные действия центрального банка и министерства финансов обычно приводят к неприятным макроэкономическим последствиям (инфляция, неплатежи, спад объемов производства). Об эффективности такого взаимодействия, его механизме и экономических последствиях будет сказано ниже, в теме «Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках».
Хотя центральный банк сильно зависит от правительства и вынужден взаимодействовать с ним, он обычно является юридически самостоятельным. Это означает, что никто не вмешивается в текущую деятельность центрального банка, которую он проводит для достижения уже установленных задач и целей. Кроме этого, центральный банк обычно не отвечает по обязательствам правительства, а правительство не отвечает по обязательствам центрального банка; ресурсы центрального банка чаще всего не могут использоваться правительством для достижения своих краткосрочных целей.
Центральный банк подотчетен национальному законодательному собранию или специальной банковской комиссии, образованной законодательным собранием.