Существуют следующие типы нормативных (то есть которые так или иначе все проходят, это нормально) кризисов, связанных с профессиональной деятельностью:
· Кризис учебно-профессиональной ориентации
Особенности данного кризиса у лиц, которые намерены выбрать профессию, связанную с работой в экстремальных ситуациях, в первую очередь связаны с профессиональным отбором. Определение профессиональной пригодности в этой области связано не только с тем, что может быть сформировано (например, знания по определённым предметам), но и с физическими и психическими особенностями, которые индивид поменять не в силах (так, никто не может по своему желанию прибавить рост или изменить темперамент.
· Кризис профессионального обучения
От 3 до 6 первых месяцев обучения. Данный кризис связан с осознанием себя на своём/не своём месте, с профессиональной идентификацией. Здесь присутствует необходимость подстроиться под существующую систему, стать таким, как все и в то же время сохранить себя. Особенности этого кризиса у лиц, работающих в экстремальных ситуациях связаны с системой жёсткой субординации (они учатся выполнять приказы), иногда – с формой и жизнью в казарме.
· Кризис профессиональной адаптации
3 – 5 лет после начала профессиональной деятельности, в зависимоти от имеющихся у человека способностей и ресурсов. Человек адаптируется к новым требованиям и нагрузкам, субъективно сложность работы падает, и она становится скучной, рутинной. Как итог, возможны несколько вариантов:
- в случае, если были использованы не когнитивные и личностные, а эмоциональные ресурсы (человек работал на пределе), наступает эмоциональное выгорание. В таком случае, лучше всего менять работу/вид деятельности (очевидно, она изначально была выбрана неправильно)
- может возникнуть неадекватная оценка своих возможностей и ситуации, т. к. всё кажется привычным и лёгким. Это – источник особой опасности, потому что люди начинают пренебрегать нормами и правилами личной безопасности, чрезмерно рисковать и т. д. Можно представить, к чему ведёт такое поведение в экстремальной ситуации.
- позитивный исход: смены деятельности. От кардинальной до простого изменения служебных обязанностей. Так, например, хорошим решением является перенаправление такого сотрудника на должность, связанную с обучением новичков.
- позитивный исход: карьерный рост. Освоив одну ступеньку, человек может продвигаться дальше, нагрузка будет расти, вызывая новую необходимость адаптации и как следствие – не приводя его к возможным негативным последствиям.
· Кризис профессиональной карьеры
· Наступает, когда ситуация на работе относительно стабилизировалась. Работник адоптирован и знает примерно, чего можно ждать от себя, работы и коллектива. Возникает риск застоя, прекращения движения и профессионального роста. Возможна потеря интереса к работе в связи с возникновением других ценностей в жизни, других сфер интереса. Однако возможно и возникновение новых профессиональных ценностей, когда для части работников "вдруг" обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов)
· Кризис социально-профессиональнойсамоактуализации
Связан с тем, что человек осознаёт – он достиг максимума, пика своей карьеры в этой профессии. Часто он совпадает с другим нормативным кризисом – к. среднего возраста. Здесь встаёт проблема аутентичности, тождественности самому себе.
· Кризис угасания профессиональной деятельности
Специфика этого кризиса (у тех, кто работает в экстремальных ситуациях) – возможность выхода на пенсию наступает довольно рано, то есть часто у человека ещё есть потенциал, он как раз хорошо и глубоко освоил все тонкости своего дела (и мог бы, например, быть хорошим начальником/учителем), а ему приходится уходить из системы. И, скорее всего, снова искать себя, профессионально самоопределяться на новом поле.
· Кризис социально-психологической адекватности
Суть этого кризиса – противостояние личности человека и профессиональной среды. Здесь профессиональная среда (и постоянное воздействие экстремальных ситуаций) оказывают довольно сильное воздействие на личность. (это из того, что Шклярук рассказывал)
А вообще его вроде как связывают с выходом на пенсию, утратой старых идентификаций и положения в обществе, и, соответственно, необходимостью по-новому выстроить свой быт, отношения и т. д.