Иллюстрации к выполнению тахарата

Нийят

Шестой шарт (условие) намаза — это нийят — намерение со­вершить ради Аллаха намаз и знать, какой намаз будет совершать­ся (утренний, предвечерний и т.д.).

Нийят делается от всей души. Формальное намерение, выра­женное без искренности, означает несоблюдение шестого условия намаза — нийята. Один из известных исламских ученых Имам Раб-бани (1563—1625 гг.) в 186-м письме, включённом в сборник «Мак-тубат», пишет так: «Если бы было позволено выражать Нийят лишь языком, то многие ограничились бы произнесением слов нийята, пренебрегая его мысленным выражением. Таким образом, был бы сведён на нет один из фардов намаза — нийят от души. И тогда на­маз не был бы зачтён».

Следовательно, нийят должен идти из глубины сердца. При совершении намазов фард, праздничных намазов и витр-намаза,


нийят должен быть сделан именно на этот намаз. Например, так: «Намерился совершить утренний намаз или джума (пятничный) намаз, витр-намаз, праздничный намаз».

При совершении нафиль-намазов достаточно сделать нийят следующим образом: «Намерился совершить намаз», не конкрети­зируя названия намаза.

АЗАН/ИКАМАТ

Азан — призыв к намазу.

Икамат — объявление о выстаивании намаза.

Азан является сунной-муаккада, близкой по силе и важности ваджибу. Наступление времени каждого намаза оглашается аза­ном. В течение суток совершаются пять обязательных намазов и, следовательно, столько же раз произносится азан. Вот содержание азана:

Смысл:

Аллах превыше всего, Аллах превыше всего,

Аллах превыше всего, Аллах превыше всего,

Я свидетельствую, Что нет божества, кроме Аллаха.

Я свидетельствую, Что нет божества, кроме Аллаха.

Я свидетельствую, Что Мухаммад — посланник Аллаха.

Я свидетельствую, Что Мухаммад — посланник Аллаха.

Идите на намаз! Идите на намаз!

Идите к успеху! Идите к успеху!

Аллах превыше всего, Аллах превыше всего!

Нет божества, кроме Аллаха!

(Намаз лучше, чем сон. Намаз лучше, чем сон).

Следует заметить, что при призыве к утреннему намазу после слов: «Хаййя 'аляль-фалях» перед «Аллаху акбар» добавляют­ся слюва: «Ассаляту хайрун минан наум! Ассаляту хайрун минан наум!».

Слова икамата совпадают со словами азана, но в икамате после слов «Хаййя 'аляль-фалях» перед «Аллаху акбар» произносятся слова «Кад каматис-салях. Кад каматис-салях».

Независимо от того, где вы находитесь — дома или вне него, рекомендуется провозглашать и азан, и икамат. Произносить азан до наступления времени намаза недопустимо.

Согласно Сунне, чтение азана не приурочено к определённому часу, а относится непосредственно к моменту совершения намаза. Поэтому произнесение азана желательно и при исполнении пропу­щенного намаза (када).

К соглашению азана не допускаются невежественные (неграмот­ные в Исламе) и распутные люди — это считается макрух. Произ­носите азан позволяется и несовершеннолетнему мальчику (мум-майиз'у), который в состоянии отличить добро от зла, ошибочное от правильного. Женщинам произносить азан и икамат не разре­шается.

 
 

Азан следует слушать с почтением, повторяя про себя слова прославления и свидетельства, а после его завершения читается


 
 

Смысл: «О Аллах, Владыка этого совершенного призыва и готовящегося намаза! Дай Мухаммаду «аль-Василя» (наивысшую ступень в Раю) и превосходство и воскреси его на «Макам-Мах-муд» (хвалимом месте), которое Ты обещал ему. Нет сомнения, что Ты выполнишь Своё обещание».

РУКНЫ НАМАЗА

Существует шесть составляющих намаза, именуемых рукнами:

1. Такбир ифтитах.

2. Кыям.

3. Кыраат.

4. Руку'.

5. Сажда.

6. Ка'да-ахира.

ТАКБИР ИФТИТАХ

Первый из рукнов намаза называется такбир ифтитах — начало намаза словами «Аллаху акбар». При произнесении такбира пер­вый слог нельзя растягивать (как А-а-аллаху). Если кто-то сделает так, это будет означать, что он не приступил к намазу, а если это до­пущено им уже во время совершения (например, перед поклоном), то намаз нарушается.

Кыям

Второй рукн намаза — кыям — это стояние. Кыям является не­пременным условием при совершении намазов фард и ваджиб. Здоровым людям, которые могут стоять на ногах, нельзя совершать намаз сидя.

Намазы нафиль и мустахаб, если даже нет какой-либо уважи­тельной причины, можно совершать сидя. Однако сунны утреннего намаза обязательно совершаются стоя. Предпочтительнее все на­мазы совершать стоя.

КЫРААТ

Кыраат — это третий рукн намаза. Он заключается в чтении наи­зусть аятов Священного Корана вслух так, чтобы читающий слышал себя.

Кыраат является фардом (обязательным) при совершении витр и нафиль намазов, а также в каждом ракаате намаза, состоящего из двух ракаатов, и в двух первых ракаатах намазов, состоящих из четырёх ракаатов.

Чтение аятов в последних двух ракаатах намаза сунны считает­ся сунной. Объём кыраата, являющегося фардом — это три корот­ких аята или один длинный аят, равный трём коротким.

НЕКОТОРЫЕ СУРЫ И АЯТЫ, ЧИТАЕМЫЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НАМАЗА

СУРА «АЛЬ-ФАТИХА»

Смысл:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху — Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властителю Дня Суда!

Только Тебе мы поклоняемся и только к Тебе взываем о по­мощи!

Веди нас прямым путём, путём тех, которых Ты облагоде­тельствовал, не тех, что [подпали под Твой] гнев, и не [путём] заблудших».

АЯТ «АЛЬ-КУРСИ»

Смысл: «Аллах — нет божества, кроме Него, Вечно Живого, Вечно Сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему при­надлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступничать перед Ним [за кого бы то ни было]? Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает. Ему подвластны небеса и земля, Ему не в тягость их охранять. Он — Всевышний, Великий».

СУРА «АЛЬ-ИНШИРАХ»

Смысл: «Разве не раскрыли Мы [для Веры] сердце твоё [о, Мухаммад]? Не облегчили ношу твою, отягчавшую спину твою? Разве не Мы возвысили упоминание [имени] твоего? Ведь воис­тину за тягостью — облегчение. Воистину за тягостью — об­легчение. Когда же освободишься ты, то обратись [к молитве] и устреми [помыслы] к Господу своему».

СУРА «АЛЬ-ФИЛЬ»

Смысл: «Неужели ты не знаешь, что сотворил твой Господь с воинством слона? Разве Он не разрушил их козни и не послал на них стаи птиц? Они осыпали их осколками обожжённой глины и превратили в подобие нивы, изъеденной [саранчой]».

СУРА «АЛЬ-КУРАЙШ»

Смысл: «Ради единения племени Курайш, единения их во вре­мя перехода зимнего [в Йемен] и перехода летнего [в Сирию], пусть поклоняются они [т.е. курайшиты] Господу Храма этого 1Мекканского], Который накормил их во время голода и избавил от страха [перед эфиопами]».

СУРА «АЛЬ-МАУН»

Смысл: «Думал ли ты о том, кто отрицает расплату [дня Судного]? Ведь это тот, кто гонит сироту и не призывает [лю­дей] кормить бедняков. Горе же тем молящимся, которые не тво­рят молитвы истово, которые лицемерят и запрещают [к тому же] подавать милостыню».

СУРА «АЛЬ-КАУСАР»

Смысл: «Воистину даровали Мы тебе [Мухаммад] изобилие. Так твори же молитву обрядовую и закалывай [животное жерт­венное]. Воистину тот, кто ненавидит тебя — всего лишь ку­цый».

СУРА «АЛЬ-КЯФИРУН»

Смысл: «Скажи, [Мухаммад]: "О вы, неверные! Я не поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь, а вы не поклоняетесь тому, чему я поклоняюсь. Я ведь не поклонюсь тому, чему вы поклонялись, и вы не поклонитесь тому, чему я поклоняюсь. Вам — ваша вера, мне же — моя вера!"»

СУРА «АН-НАСР»

Смысл: «Когда подоспеет помощь Аллаха и настанет победа, и когда ты увидишь, что люди толпами станут принимать веру Аллаха, то воздай хвалу Господу твоему, и проси у Него проще­ния, ибо Он — прощающий».

СУРА «АЛЬ-МАСАД»

Смысл: «Да отсохнут руки Абу Лахаба! Да сгинет он сам! Не спасли его ни богатство, ни то, что он обрёл. И вскоре войдёт он в огонь пылающий. А жена будет таскать дрова [для огня], а на шее у неё — вервь из пальмовых волокон».

СУРА «АЛЬ-ИХЛЯС»

Смысл: «Скажи: "Он — Аллах, единый, Аллах вечный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"».

СУРА «АЛЬ-ФАЛЯК»

Смысл: «Скажи: "Ищу убежища у Господа рассвета от зла того, что Он сотворил, от зла ночного мрака, когда он засти­лает [мир], от зла дующих на узлы [колдуний], от зла зависти завистника"».


Смысл: «Скажи: "Ищу убежища у Господа людей, царя людей, Бога людей, от зла искусителя, исчезающего [при упоминании имени Аллаха], подвергающего искушению сердца живых созда­ний, как джиннов, так и людей [представляющего]"».

НЕКОТОРЫЕ ДУА, ЧИТАЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА

ТАКБИР И «СУБХАНАКА»

Смысл:

«Аллах — превыше всего.

Аллах, обращаюсь к Тебе, прося прощения и восхваляя Тебя.

Имя Твоё благословенно. Твоё величие безмерно (Твоя слава безгранична), и нет никакого божества, кроме Тебя».

3 Данный отрывок читается только в намазе джаназа.

 
 

Смысл: «Почести Аллаху, и молитвы, и добрые слова. Мир тебе, о Пророк! И милость Аллаха, и Его благодать. Мир нам и праведным рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и По­сланник».

САЛАВАТ-ШАРИФ (МОЛИТВА БЛАГОСЛОВЕНИЯ)

Смысл: «О Аллах! Благослави Мухаммада и семью Мухаммада, так же, как благословил Ты Ибрахима и семью Ибрахима.

О Аллах! Ниспошли благодать на Мухаммада и семью Мухам­мада, так же, как ниспослал на Ибрахима и на семью Ибрахима во всех мирах! Истинно, Ты достоин похвалы и славы».


Смысл: «О наш Господь! Дай нам благополучие в земной жизни и будущей вечной жизни и спаси нас от огня Ада».

Смысл: «О наш Господь! Прими наши покаяния и прости в день Отчета меня, моих родителей и всех мусульман».

ДУА, ЧИТАЕМОЕ ПОСЛЕ «РАББАНА АТИНА» ПЕРЕД САЛЯМОМ

Смысл: «Мой Аллах, прибегаю к Твоей защите от мучений ода, от мучений в могиле, от подстрекательства даджаля 1, от искушения жизни и смерти».

Абдуллах ибн Аббас (радыйаллаху анху) передал, что наш Про­рок настаивал на запоминании этого дуа подобно суре из Священ­ного Корана.

Имеются и другие дуа, рекомендованные Посланником Аллаха (| шляллаху алейхи ва саллям).

 
 

Смысл: «Аллах мой, просим у Тебя помощи, направления на путь истины и прощения наших грехов. Верим только в Тебя, рас­каиваемся перед Тобой, и только на Твою помощь полагаемся. За каждое добро мы воздаём хвалу Тебе и благодарим за блага, кото­рые Ты даруешь. Никогда не впадаем в неверие (отрицая Тебя). Мы против тех, кто не признаёт Тебя, и отказываемся от них.

Аллах мой, молимся только Тебе, совершаем намаз и поклоня­емся лишь Тебе. Мы всеми силами стараемся проявлять покор­ность Тебе. Надеемся только на Твою милость и боимся Твоей кары. Ведь Твоя кара постигнет неверных».

РУКУ'

Руку' — это четвёртый рукн намаза. Руку' выполняется после чтения наизусть сур и аятов Корана в положении стоя. При поклоне мужчинам голову и спину следует держать прямо (на одной линии). В этот момент женщины кладут кисти рук чуть выше коленей. А мужчины обхватывают колени разведёнными пальцами рук.

Тот, кто совершает намаз сидя, выполняя руку', голову наклоня­ет до уровня колен.

САЖДА

Пятый рукн намаза — это сажда.

Сажда выполняется после руку', когда совершающий намаз иновь принимает положение стоя." Это земной поклон, при котором:юмли или пола касаются семь частей тела: лоб, нос, кончики паль-цов обеих ног, колени и ладони. Взгляд при саджда направляется на крылья носа. Ладони с сомкнутыми пальцами кладутся справа и | пева на уровне лица в направлении киблы.

КА'ДА-АХИРА

Шестой рукн намаза именуется ка'да-ахыра и означает послед­ние сидение.

Ка'да-ахира — последнее сидение в намазе - длится столько, чтобы успеть прочитать молитву «Аттахийят».

Во время ка'да мужчины садятся на обе ноги, но перемещают цннтр тяжести на левую ногу, а пальцы правой направляют в сторо­ну Киблы. Женщины садятся на бёдра, перенеся обе стопы в пра­вую сторону. Такое сидение именуется «таваррук». Руки при сиде­нии лежат на коленях свободно в направлении киблы.

ВАДЖИБЫ НАМАЗА

1. Произносить именно слова «Аллаху акбар» в начале намаза.

2. Читать наизусть суру «аль-Фатиха».

3. Читать после суры «аль-Фатиха» одну короткую суру или рав­ноценный суре по длине аят.

4. Выполнять кыраат (чтение сур или аятов) в первых двух ра-кнатах.

5. Выполнять два сажда (земных поклона) друг за другом.

6. Соблюдать тадиль-аркан, то есть чётко и спокойно исполнять моменты намаза с фиксацией каждой части тела в определённом ДЛЯ неё положении.

7. Читать молитву «Аттахийят» во время ка'да.

8. Салям при завершении намаза.

9. Читать про себя (беззвучно) суру «аль-Фатиха» и другие суры
или аяты при выполнении фардов полуденного и послеполуденного
намазов.

10.Читать вслух имаму суру «аль-Фатиха» и другие суры и аяты при выполнении фардов утреннего, вечернего и ночного намазов, а также при совершении пятничного и праздничного намазов.

11.Сидеть после двух первых ракаатов при совершении нама­зов, состоящих из трёх или четырёх ракаатов.

12.Читать суру «аль-Фатиха» до чтения дополнительной суры или аята.

13.Совершать сахв-сажда за пропущенный по забывчивости ка­кой-либо ваджиб намаза.

14.Читать дуа «Кунут» во время намаза витр.

15.Одновременно касаться земли лбом и носом во время саж-

да.

СУННЫ НАМАЗА

1. Произносить азан.

2. Поднимать руки при первом такбире (при произнесении «Ал­лаху акбар») у мужчин на уровень ушей, а у женщин — на уровень плеч.

3. Складывать руки сразу же после Такбира. Женщины кладут руки на грудь: правую руку — на левую. Мужчины кладут сложен­ные руки ниже пупка, обхватив запястье левой руки большим паль­цем и мизинцем правой руки.

4. Читать «Субханака».

5. Читать «А'узу...» и «Бисмиллях...».

6. Читать в каждом ракаате «Бисмиллях...» перед сурой «аль-Фатиха».

7. Произносить «аминь» после суры «аль-Фатиха».

8. Произносить такбир во время поклона и возвращения из него при руку' и сажда.

9. Троекратно читать тасбих во время руку': «Субхана раббийиль-азым».

10.Соблюдать правильное положение рук и корпуса во время руку'. При поясном поклоне мужчины обхватывают колени чуть разведенными пальцами, спину и голову держат на одном уровне в горизонтальном положении (требование держать голову и спину на одном уровне на женщин не распространяется, а руки на колени они кладут, не размыкая пальцев).

11.Произносить имаму вслух при выпрямлении после руку' (поясного поклона) слова «Сами'аллаху лиман хамидах».

12.Произносить остальными молящимся при выходе из руку' | нова «Раббана лякаль-хамд».

13.Произносить при совершении намаза в одиночестве обе ука­занные фразы.

14.Троекратно читать при сажда слова «Субхана раббийальн'ля».

15.Правильно класть пальцы при сажда: руки кладут на землю I сомкнутыми пальцами.

16.Правильно располагать живот и класть руки при сажда муж­чинам: живот не прижимать к бёдрам, руками, кроме ладоней, не прикасаться земли.

17.Правильно располагать живот и класть руки при сажда жен­щинам: живот прижимать к бёдрам, а локти прижимать к туловищу.

18.Правильно класть руки при чтении «Атахийята» и сидении: руки положить на бёдра, пальцы свободны.

19.Правильно сидеть при чтении «Аттахийята» мужчинам — настопе левой ноги, при этом правую стопу располагать вертикаль­но.

20.Правильно сидеть при чтении «Аттахийята» женщинам — на левом бедре, перенеся обе стопы вправо.

21.Салям для выхода из намаза начинать с правой стороны.

22.Читать салават нашему Пророку (салляллаху алейхи ва сал-мим) при последнем сидении.

ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА

1. Вставать всем молящимся при произнесении муэдзином слов «Хаййя-'аляссалях».

2. Касаться большими пальцами мочек ушей при произнесении вступительного такбира.

3. Направлять при кыяме взгляд к месту сажда.

4. Направлять взгляд при руку на кончики пальцев ног.

5. Читать тасбих при руку' и сажда по пять или семь раз.

6. Касаться при сажда земли сначала носом, потом лбом.

7. Направлять взгляд при сажда на крылья носа.

8. Направлять взгляд при саляме на плечи.

9. Прикрывать рот тыльной стороной правой руки при нестерпимой зевоте.

10.Совершать намаз в как можно более чистой одежде.

11.Отдавая салям в правую сторону, делать намерение (нийят) приветствовать единоверцев и ангелов, находящихся справа.

12.Отдавая салям в левую сторону, делать намерение (нийят) приветствовать единоверцев и ангелов, находящихся слева.

13.При совершении намаза в одиночку, давая салям, делать на­мерение приветствовать ангелов, записывающих дела и поступки человека — Кираман-Кятибин и Хафаза.

14. Сдерживать, по возможности, кашель.


ДЕЙСТВИЯ МАКРУХ В НАМАЗЕ

1. Оглядываться без надобности по сторонам во время совер­шения намаза.

2. Отвлекаться на внешний вид и одежду (но при этом допустимо одёрнуть лёгким движением одежду, прилипшую к телу).

3. Беспричинно хрустеть (щёлкать) пальцами.

4. Убирать камни, находящиеся на месте сажда.

5. Подбочениваться (подпирать бока руками).


6. Чесать одно и то же место один или два раза (но если во время намаза течёт из носа, то лучше вытереть нос, чем пачкать местомолитвы).

7.Не имея оснований, сидеть «по-турецки».

8.Совершать намаз, глядя в лицо другому человеку.

9. Совершать намаз, расположившись против горящих углей или огня.

10.Совершать намаз, когда перед молящимся, над его головой, справа и слева от него или позади него имеются изображения жи­вых существ. Это не допускается и в том случае, если на его соб­ственной одежде есть подобные изображения, доступные глазу.

11.Потягиваться.

12.Зевать.

13.Сидеть во время чтения «Аттахийят» на пятках, когда паль­цы ног опираются на землю.

14.Сидеть на ягодицах, прижав согнутые ноги к груди или упи­раясь руками.

15.Совершать намаз в старой и плохой одежде при наличии новой и хорошей («Хорошо молиться в привычной, повседневной одежде, но нет ничего предосудительного, если намаз совершает­ся в домашней одежде, как то: пижама, халат и т.д.» — «Нимати Ислам»).

16.Совершать намаз без головного убора (однако если моля­щийся делает это неумышленно, тогда это не считается макрух).

17.Изменять направление пальцев рук и ног во время и вне саж­да — они должны быть направлены в сторону Киблы.

18. Отказываться занимать при коллективной молитве свободное место в переднем ряду и оставлять это место пустым.

19.Совершать намаз, находясь напротив могилы.

20.Совершать намаз перед нечистотами, не прикрытыми заве­сой.

21.Совершать разные намазы, стоя в одном ряду с женщинами, ш.пи даже они стоят на некотором расстоянии, но не отделены за­весой.

22.Совершать намаз, сдерживая возникшую потребность пойти в туалет.

23.При возвращении из сажда отрывать от земли колени раньше рук.

24.Отрывать от земли одну ногу во время сажда.

25.Делать руку' раньше имама.

26.Возвращаться из руку' раньше имама.

27.Делать сажда раньше имама.

28.Возвращаться из сажда раньше имама.

29.При сажда, без причины опираться на руки раньше, чем на колени.

30.Вставать, опираясь без причины о землю или о стену.

31.Обтирать во время намаза землю со лба.

32.Нарушать очерёдность сур, читаемых дополнительно к суре «аль-Фатиха», пропускать одну суру, находящуюся между сурами, читаемыми в первом и последующих ракаатах. Например, если как дополнительная в первом ракаате читается 101-я сура, то во вто­ром может читаться сура 102-я, но не 103-я, но можно читать 104-ю или любую последующую суру.

33.Читать в последующем ракаате суру или аят, которые пред­шествуют аяту, прочитанному в предыдущем ракаате. Например, в первом ракаате читать 10-ый аят, а во втором-5-ый.

34.Читать при совершении намаза фард одну и ту же суру дваж­ды в одном ракаате, а также в каждом из двух ракаатов.

35.Читать во втором ракаате намаза фард на три аята больше, чем было прочитано в первом ракаате.

36.Читать Коран вместе с имамом, если следуешь за имамом.

37.Во время сажда без причины касаться земли чалмой, а не лбом.

38.Во время кыяма без причины прислоняться к стене.

39.Во время кыяма стоять, перенеся центр тяжести на правую или левую ногу.

40.Стоять без причины на одной ноге.

41.Считать на пальцах во время совершения намаза количе­ство прочитанных аятов и произнесённых тасбихов.

42.Совершать намаз в одиночку во время совместного (коллек­тивного) намаза.

43.Находиться имаму вне михраба.

44.Стоять имаму на месте, которое на локоть (50см) ниже джамаата (участников совместного намаза).

45.Стоять имаму на месте, которое на локоть (50см) выше джамаата (если с имамом рядом стоит какой-либо другой человек, этот запрет теряет силу).

46.Произносить вслух «Бисмиллях...» и «Аминь».

47.Заканчивать кыраат (чтение сур и аятов) при наклоне в руку'.

48.Несвоевременно произносить такбиры, зикр, а также читать суры и аяты в положении руку'.

49.Произносить тасбих руку' и сажда после подъёма головы.

50.Совершать намаз с непокрытыми плечами или с засученны­ми рукавами.

51.Совершать намаз, не обозначив условную границу перед со­бой (сутра), если есть вероятность прохождения живых созданий перед молящимися (сутрой может служить какой-либо предмет).

52.Принюхиваться к чему-либо.

53.Вздыхать, если даже вздох будет неслышным (а если будет слышным, намаз нарушается вовсе).

54.Обматывать голову полотенцем или чем-либо другим, остав­ляя открытой макушку.

55.Совершать намаз с покрытым ртом и носом (повязкой или чем-то другим).

56.При совершении коллективного намаза, имаму второй груп­пы повторно занимать место имама первой группы в михрабе.

Таковы действия, считающиеся макрух при совершении намаза.


ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ НАМАЗ

1. Разговаривать и смеяться, даже негромко, когда смех слышен самому (если смех слышен другим, то нарушается не только намаз, но и тахарат — ритуальная чистота того, кто смеётся).

2. Стонать, издавая возгласы типа «ах» и т.д.

3. Плакать (однако плач, вызванный страхом перед наказанием Аллаха, не портит намаз).

4. Откашливаться для прочищения горла без особой надобно­сти.

5. Жевать жвачку.

6. Выдёргивать волосы трижды во время одного рукна.

7. Трижды за время одного рукна чесать какую-либо часть тела, нарушив должное положение рук.

8. Перемещаться за время одного ракаата на расстояние двух и более рядов.

9. Расчёсывать волосы или бороду.

10.Совершать один и тот же намаз за одним имамом, стоя в одном ряду с женщиной, если вас не разделяет пустое простран­ство, где мог бы поместиться один человек.

11.Отворачивать без причины лицо и корпус тела от киблы.

12.Говорить об ошибках других при совершении намаза, кроме ошибок имама.

13.Читать Коран с ошибками, которые искажают смысл.

14.Намеренно приветствовать и отвечать на приветствие (в слу­чае если дают салям, полагая, что намаз окончен, намаз не нару­шается, но из-за этой ошибки необходимо выполнить сахв сажда).

15.Иметь открытой одну четвёртую часть аурата (мест, под­лежащих укрытию) в течение времени, за которое можно трижды произнести тасбих (при умышленном обнажении аурата намаз на­рушается).

16.Ударять при сажда обеими ногами или трижды одной ногой о землю.

17.Одновременно отрывать от земли обе ноги при сажда.

КАК СОВЕРШАЮТ НАМАЗ

Человек, готовящийся совершить намаз, должен убедиться, что на его одежде, теле, а также на месте, где будет совершаться на­маз, нет нечистот, которые препятствуют намазу. Затем он совер­шает тахарат, встаёт в направлении киблы. Старается полностью отключиться от мирских забот, помня и внутренне чувствуя, что он предстал перед Аллахом. От всего сердца выражает намерение (нийят) совершить намаз.

Например, если кто-то собирается совершить сунну утреннего намаза, он искренне делает своё намерение сердцем так: «Я наме­рен ради Аллаха совершить сунну сегодняшнего утреннего нама­за». Если совершается фард утреннего намаза: «Я намерен ради Аллаха совершить фард сегодняшнего утреннего намаза». При нафиль-намазе: «Я намерен ради Аллаха совершить нафиль-на-маз». Затем он должен поднять обе руки с раздвинутыми пальца­ми, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек, и произнести такбир ифтитах (начальный такбир «Аллаху акбар» (фото 13). А женщины поднимают руки так, чтобы кончики пальцев оказались на уровне плеч (фото 14).

Затем мужчины кладут правую руку ладонью на левую руку, об­хватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опускают сложенные таким образом руки чуть ниже пупка (фото 15). Женщины складывают руки на груди, положив правую руку поверх левой (фото 16). Взгляд, как у мужчин, так и у женщин направлен на место их сажда.

После того как руки соответствующим образом сложены, читает­ся дуа «Субханака». Затем произносится «А'узу...», «Бисмиллях...» и читается сура «аль-Фатиха», в конце которой произносится «Аминь». После этого читается дополнительная сура или один аят, равный по длине небольшой суре. Затем, опустив руки с такбиром «Аллаху акбар», наклоняются в руку'.

Во время руку' мужчины опираются ладонями о колени, обхва­тывая колени раздвинутыми пальцами. Голову и спину при этом держат на одном уровне, прямо (фото 17). Женщины наклоняются меньше (фото 18). В положении руку' трижды произносится «Суб­хана раббийаль-азыйм».Во время руку' следует смотреть на кон-


чики пальцев ног. Однако голову не опускают, её держат прямо, на уровне спины. После руку' возвращаются в вертикальное положе­ние. При выпрямлении произносят «Самиаллаху лиман хамидах» и «Раббана лакаль хамд».

После выпрямления со словами «Аллаху акбар» молящийся выполняет сажда. При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого лбом и носом коснуться места сажда (при сажда лоб и нос тесно прикасаются к земле, ощущая её твёрдость). Пальцы рук и ног должны быть направлены в сторону Киблы.

В положении сажда локти у мужчин несколько развёрнуты в сто­рону, живот не прижимается к бёдрам, а пальцы ног направлены в сторону Киблы (фото 19); женщины, наоборот, локти прижимают к телу, живот — к бёдрам и пальцы ног не поворачивают в сторону Киблы, а прижимают тыльной стороной стоп к земле (фото 20).

В положении сажда три раза произносится «Субхана раббий-аль-а'ля». После этого со словами «Аллаху акбар» поднимаются из сажда в положение сидя. Выдержав в этом положении паузу, до­статочную для произнесения «Субханаллах», со словами «Аллаху акбар» снова опускаются в сажда. При втором сажда также трижды произносится «Субхана раббийаль-а'ля». Затем со словами «Алла­ху акбар» встают для выполнения второго ракаата. Руки смыкают в прежнем положении. Снова произносится «Бисмиллях...», читается сура «аль-Фатиха», дополнительная сура или аяты. Затем, как и в первом ракаате, выполняются руку' и сажда.

После второго сажда второго ракаата следует сесть на ноги, по­ложив левую ногу на землю, а правую ногу чуть выдвинув в сторону и загнув пальцы в направлении киблы (фото 21). Женщины садятся на бёдра, перенеся стопы ног вправо (фото 22). В положении сидя читаются молитвы (дуа): «Аттахийят...», «Аллахумма салли...», «Аллахумма барик...». После этого читаются такие дуа, как «Раб­бана Атина...».

Затем произносится приветствие «Ассаляму аляйкум уа рах-матуллах» с поворотом головы сначала в сторону правого плеча (фото 23 и 24), а затем — в сторону левого. На этом намаз считает­ся оконченным (фото 25 и 26).

Фард утреннего намаза совершается точно так же, как и сунна этого намаза. Мужчины до фарда читают икамат (объявление О совершении обязательного намаза). После выхода из намаза с произнесением слов «ассаляму алейкум ва рахматуллах» читает­ся «Аллахумма антас-саляму уа минкас салям. Табаракта йа заль-джаляли уаль-икрам» («О Аллах! Ты есть Мир, и от Тебя исходит Мир. Умножилась Твоя милость. О обладатель величия и почёта!»), а затем читается следующий тасбих:

Смысл: «Аллах чист от всех недостатков! И хвала Аллаху! Нет Божества, кроме Аллаха. Избавиться от неповиновения можно, только если поможет в этом Всевышний и Великий Ал­лах».

После этого читается один раз аят «аль-Курси» («Аллаху ля иля-ха илля хуаль...»), затем следует тасбих: тридцать три раза произ­носится «Субханаллах», тридцать три раза — «Альхамдулиллях» и ||1идцать три раза — «Аллаху акбар».

После тасбиха читается следующее дуа, содержащая восхвале­ние Аллаха, признание Его единства и могущества (тахлил, тахмид, такбир):

"Аллаху Акбар. Ля иляха илляллаху вахдаху ля шарика лях. Ля-хуль мульку уа ляхуль хамду юхйи уа юмит. Уа хува хаййун ля ямуту биядихиль хайру уа хува 'аля кулли шай-ин кадир".

Смысл: «Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха, Единого, не имеющего сотоварища, власть принадлежит Ему. Хвала только Ему. Он воскрешает и отнимает жизнь. Он Живой и Бессмертный. Милость в Его руках. Он — Всемогущ».

После произнесения этого такбира, подняв руки, совершают дуа (фото 27 и 28).

Все намазы совершаются подобным образом. Однако, согласно достоверным сведениям, в первом сидении при совершении нама­зов фард из трёх или четырёх ракаатов, намазов суннат-муаккада из четырёх ракаатов и намаза витр читается только «Аттахийят...», а «Аллахумма салли...» и «Аллахумма барик...» не читаются.

При выполнении таких сунн-гайри-муаккада, как сунна пред­вечернего намаза (аль-аср) и сунна из четырёх ракаатов ночного намаза (аль-иша), выполняемого перед фардом, во время первого сидения после «Аттахийята» читаются и «Аллахумма салли...», и «Аллахумма барик»; в начале третьего ракаата, в отличие от дру­гих намазов из четырёх ракаатов, читается «Субханака...», затем произносится «А'узу...» и «Бисмиллях...», после них читается сура «аль-Фатиха».

Намерение выражают только мысленно или мысленно и на сло­вах, повернувшись лицом в направлении Киблы.

При совершении сунны утреннего намаза нийят мысленно выра­жается так: «Намерился ради Аллаха совершить сунну сегодняшне­го утреннего намаза», а при выполнении фарда: «Намерился ради Аллаха совершить фард сегодняшнего утреннего намаза».

При совершении сунны полуденного намаза нийят мысленно выражается так: «Намерился ради Аллаха совершить сунну сегод­няшнего полуденного намаза», а при выполнении фарда: «Наме­рился ради Аллаха совершить фард сегодняшнего полуденного на­маза». Затем при сунне, выполняемом после фарда: «Намерился ради Аллаха совершить последнюю сунну сегодняшнего полуден­ного намаза».

При сунне послеполуденного намаза — «Намерился ради Алла­ха совершить сунну сегодняшнего послеполуденного намаза»; при фарде — «Намерился ради Аллаха совершить фард сегодняшнего послеполуденного намаза».

При фарде вечернего намаза — «Намерился ради Аллаха со­вершить фард сегодняшнего вечернего намаза»; при выполнении


сунны — «Намерился ради Аллаха совершить сунну сегодняшнего вечернего намаза».

При совершении ночного намаза-сунны, выполняемого до фар" да, - «Намерился ради Аллаха совершить сунну, выполняемую перед фардом сегодняшнего ночного намаза»; при фарде - «На­мерился ради Аллаха выполнить фард сегодняшнего ночного намаза»; при сунне, выполняемой после фарда, - «Намерился ради Аллаха совершить сунну, выполняемую после фарда сегодняшнего ночного намаза».

При совершении витр-намаза — «Намерился ради Аллаха со­вершить витр-намаз».

ПЯТИКРАТНЫЙ НАМАЗ

УТРЕННИЙ НАМАЗ (АС-СУБХ или АЛЬ-ФАДЖР)

Утренний намаз состоит из четырёх ракаатов, два из которых —' сунна и два — фард. Сначала исполняется сунна, потом — фард.

Совершающий намаз приводит себя в состояние тахарат, еслИ у него нет ритуального омовения. Встаёт лицом по направлению К Кибле и, стоя, сердцем делает нийят: «Намерился ради Аллаха со-вершить сунну сегодняшнего утреннего намаза», затем произносит" вступительный такбир: «Аллаху акбар» и совершает два ракаате намаза. (Порядок совершения намаза описан в разделе «Как со' вершается намаз»).

Фард утреннего намаза выполняется в точности как сунна. Фар/1 начинается с произнесения икамата - возвещения начала намазе (женщины при совершении всех намазов от произнесения икаматЗ освобождаются) и нийята (намерения): «Намерился ради Аллахе совершить фард сегодняшнего утреннего намаза». Для тех, кто знает, при совершении фарда утреннего намаза считается сунной прочесть длинную суру. После выполнения двух ракаатов и саляма читаются тасбих и дуа. Порядок их чтения был приведён выше.

ПОЛУДЕННЫЙ НАМАЗ (АЗ-ЗУХР)

При совершении полуденного намаза необходимо, сделав сна­чала нийят, совершить сунну полуденного намаза. Первые два ракаата выполнить точно так же, как при сунне утреннего намаза, затем перейти в положение сидя и прочитать «Аттахийят». Не отда­вая «салям». встать со словами «Аллаху акбар» на третий ракаат и прочитать суру «аль-Фатиха» и дополнительную суры (аяты). При выполнении четвёртого ракаата после чтения суры «аль-Фатиха» и дополнительные суры (аятов) снова сесть и в этом положении прочитать дуа «Аттахийяту...», «Аллахумма салли...», «Аллахумма барик...», «Раббана атина...» и произнести «салям».

Фард полуденного намаза совершается подобно сунне. Муж­чины читают икамат. Нийят делают так: «Намерился ради Аллаха совершить фард сегодняшнего полуденного намаза». В третьем и четвёртом ракаатах читается только одна сура «аль-Фатиха». До­полнительная сура или какие-либо аяты не читаются. Кроме суры «аль-Фатиха» ничего не читается в третьем и четвёртом ракаатах и других фард-намазах.

Сунна полуденного намаза, выполняемая после фарда, совер­шается точно также, как сунна утреннего намаза с нийятом: «На­мерился ради Аллаха совершить последнюю сунну сегодняшнего полуденного намаза».

ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЙ НАМАЗ (АЛЬ-'АСР)

Человек, собирающийся совершить послеполуденный намаз, сначала должен выполнить четыре ракаата сунны. Приступая к на­мазу, сделать нийят: «Намерился ради Аллаха совершить сунну се­годняшнего послеполуденного намаза». Первые два ракаата чита­ются как сунна утреннего намаза. Однако во втором ракаате после «Аттахийяту...» читаются также «Аллахумма салли...» и «Аллахум­ма барик...». Не произнося «салям», со словами «Аллаху акбар» следует встать и приступить к третьему ракаату и совершить ещё два ракаата, но до суры «аль-Фатиха» читаются «Субханака...», «А'узу...» и «Бисмиллях...».

Фард послеполуденного намаза совершается подобно фарду по­луденного намаза. Меняется только нийят: «Намерился ради Алла­ха совершить фард сегодняшнего послеполуденного намаза». До того, как приступить к выполнению фарда, мужчины должны не за­бывать произнести икамат.

ВЕЧЕРНИЙ НАМАЗ (АЛЬ-МАГРИБ)

В вечернем намазе сначала выполняется фард, вслед за этим - сунна. Желающий совершить вечерний намаз, сделав икамат и сделав сердцем нийят: «Намерился ради Аллаха совершить фард сегодняшнего вечернего намаза», выполняет три ракаата намаза.

Первый и второй ракааты'выполняются как фард утреннего на­маза. Затем, сидя следует прочитать «Аттахийят...» и со словами: «Аллаху акбар» встать для совершения третьего ракаата. Прочи­тав в третьем ракаате лишь суру «аль-Фатиха», совершив руку' и сажда, вновь занять положение сидя. Сидя читаются такие дуа, как «Аттахийят...», «Аллахумма салли...», «Аллахумма барик..», «Раббана атина...» и отдаётся «салям».

После фарда делают нийят: «Намерился ради Аллаха совер­шить сунну сегодняшнего вечернего намаза» и выполняются два ракаата сунны подобно сунне утреннего намаза.

НОЧНОЙ НАМАЗ (АЛЬ-'ИША)

В ночном намазе совершаются сначала четыре ракаата сунны подобно сунне послеполуденного намаза. После этого делается икамат, затем совершаются четыре ракаата фарда подобно фарду полуденного намаза, затем два ракаата сунне подобно сунне утрен­него намаза. Разница между ними состоит только в нийяте.


НАМАЗ ВИТР

Намаз витр является ваджибом и состоит из трёх ракаатов. Он совершается после ночного намаза. В каждом ракаате читаются «аль-Фатиха» и ещё одна сура.

Намаз витр совершается следующим образом. Нужно сделать нийят: «Намерился ради Аллаха совершить намаз витр», затем, сказав такбир: «Аллаху акбар», встать для совершения намаза. После выполнения двух ракаатов, как при сунне утреннего намаза, сидя читается только «Аттахийят...».

Затем, произнося «Аллаху акбар», нужно встать для выполне­ния третьего ракаата, в котором читается «аль-Фатиха» и ещё одна сура. После этого руки опускают вниз, но руку' не делают, а, подняв руки к ушам, произносят такбир: «Аллаху акбар».

Затем, сложив руки на животе, читают дуа «Кунут». Потом, опу­стив руки, произносят «Аллаху акбар», как и в других намазах, и делают руку'. После выполнения двух сажда сидя читают «Аттахий­ят...», «Салават» и дуа, отдается «салям».

Итак, мы рассмотрели все намазы, совершаемые в течение су­ток: пять намазов с их фардами, ваджибами и суннами.

КОЛИЧЕСТВО РАКААТОВ В ПЯТИ НАМАЗАХ

а) Намазы фард:

в утреннем намазе выполняется два ракаата, в полуденном — четыре, в послеполуденном — четыре, в вечернем — три, в ночном — четыре. Всего: семнадцать ракаатов.

б) Намазы ваджиб:

это только ракааты намаза витр. Их три.

в) Намазы сунны муаккада:

в утреннем намазе — два, в полуденном — шесть (четыре + два), в вечернем — два, в ночном — два. Всего: двенадцать рака­атов.

г) Намазы сунны гайри муаккада:

в послеполуденном намазе — четыре, в ночном — четыре. Все­го: восемь ракаатов.

САЖДА-САХВ

Сажда-сахв — это земной поклон, считающийся ваджибом. Он исполняется в целях исправления допущенных при совершении на­маза ошибок, независимо от того; из-за чего они случаются: по за­бывчивости, нерадивости или из-за изъяна в выполнении.

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ САЖДА-САХВ

Сажда-сахв необходимо совершать в связи с пропуском или за­держкой какого-либо ваджиба и с задержкой фарда в намазе. При невыполнении хотя бы одного из фардов намаза одной лишь саж­да-сахв недостаточно — в этом случае следует повторить весь на­маз.

Пропуск любой из сунн намаза не влечёт за собой совершения сажда сахв.

Например, если кто-то во время намаза прочитает вслух то, что положено читать про себя, или в намазе витр упустит прочтение дуа «Кунут» или забудет первое сидение при совершении намаза из четырёх ракаатов, то ему для исправления таких ошибок при­дётся выполнить сажда-сахв. Тем самым он исправит ошибку.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САЖДА-САХВ

Сажда-сахв выполняется так: после чтения «Аттахийят...» от­даётся «салям» направо и налево, после этого выполняются один И другим два сажда.

После второй сажда сидя читают дуа «Аттахийят...», «Алла­хумма салли...», «Аллахумма барик...», «Раббана атина...», затем произносят «салям».

Если человек, вынужденный выполнить сажда-сахв, является имамом, то для исправления ошибки или упущения следует перед сажда-сахв отдать «салям», повернувшись только в правую сторо­ну.

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ (ДЖУМА)

Пятничный намаз — это обязательный (фард) намаз, совершае­мый коллективно (джамаат) во время полуденного намаза.

Кроме условий, свойственных пятикратному намазу, у пятнич­ной молитвы есть ещё две группы дополнительных условий:

— вуджуб — условия, при которых пятничный намаз является обязательным (фард);

— сыххат — условия, обеспечивающие действительность пят­ничного намаза.

ВУДЖУБ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА

1. Быть мужчиной (не женщиной и не гермафродитом).

2. Быть свободным человеком (не пленным и не заключённым).

3. Быть мукымом (не путником).

4. Быть здоровым (не больным в той степени, чтобы нельзя было
пойти на коллективный намаз).

5. Быть зрячим (не слепым).

6. Иметь здоровые ноги (не быть парализованным).

7. Отсутствие других серьёзных причин, не позволяющих участвовать в пятничном намазе. Такими препятствиями могут быть: угроза нападения врага, сильный дождь, грязь, слякоть и т.п.

СЫХХАТ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА

1. Проведение пятничного намаза в городах и крупных населён­ных пунктах (в том числе в селениях, где это разрешено).

2. Проведение пятничного намаза правителем или его предста­вителями.

3. Совершение намаза во время обычного полуденного намаза.

4. Выступление с хутбой перед джамаатом.

5. Присутствие не менее трёх человек, помимо имама.

6. Общедоступность места совершения пятничного намаза.

НАМЕРЕНИЕ СОВЕРШИТЬ ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ

В отношении первых четырёх ракаатов делается нийят для «... совершения первой сунны пятничного намаза». Последующие два ракаата, выполняемые во главе с имамом, являются фардом пят­ничного намаза. Выполняемые после этого четыре ракаата — по­следние сунны пятничного намаза.

Совершаемые после этого ещё четыре ракаата именуются «зухр ахир». Нийят к ним делают так: «Намерился исполнить являющийся для меня фардом, но ещё не выполненный мной фард последнего полуденного намаза».

Если намерение будет выражено в указанной форме, то в слу­чае, если пятничный намаз по причине невыполнения каких-либо его условий не является действительным, будет считаться, что совершён хотя бы полуденный намаз, а если будет засчитан, то «зухр-ахир» зачтётся как самъм последний пропущенный (када) по­луденный намаз.

Намерение к двум ракаатам, выполняемым после «Зухр-ахир», совершают как намерение к сунне времени.

Если эти десять ракаатов, следующих за фардом намаза джу-ма, не будут совершены и из-за каких-либо упущений в выполнении обязательных условий, намаз джума не будет засчитан, то подле­жащим возмещению (када) позднее окажется и полуденный намаз этого дня. Поэтому ни в коем случае не следует отказываться от выполнения после фарда этих десяти ракаатов.

ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ

Праздничный намаз является ваджибом для того, кому джума (пятничный) намаз предписан как фард.

Праздничных намазов всего два — это намазы праздников Ид лль-Фитр (Рамадан-байрам или Ураза-байрам у тюркских народов) и Ид аль-Адха (Курбан-байрам).

По времени праздничные намазы совершаются в промежутке после прошествия примерно 45 минут от восхода солнца и почти до полудня. Праздничные намазы состоят из двух ракаатов и читаются точно так же, как фард утреннего намаза. Различие только в том, что в каждом ракаате дополнительно произносятся по три Такбира. Три из них совершаются в первом ракаате после чтения «Субхана-ка...», но перед «аль-Фатиха», остальные три — во втором ракаате после кыраата (чтения дополнительной суры). Произнесение этих шести такбиров является ваджибом. В праздничных намазах такбиры, произносимые во время руку', также являются ваджибом из-за близости их к рассмотренным шести такбирам. Такбир ифтитах (вступительный), являющийся фардом в любом намазе, относится к фарду и в праздничном намазе. Другие такбиры считаются сунной.

При праздничных намазах Хутба читается имамом после нама­за. Во время хутбы намаза праздника Рамадан говорится о садака-фитр, а во время празднования Курбан-байрама — о жертвоприно­шении. В дни Курбан-байрама при совершении 23 намазов, начи­ная с утреннего намаза дня Арафат и до послеполуденного намаза четвёртого дня праздника, является ваджибом после выполнения фарда произносить такбир ташрик:

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляллаху уаллаху Ак­бар. Аллаху Акбар уа лилляхиль хамд.

Прочтение этого такбира сразу же после фарда является вад­жибом для каждого мукалляфа-мужчины и женщины, независимо от того, совершается ли намаз совместно с другими или индивиду­ально. Это касается и мусафира (путника), и мукыма (постоянного жителя).

НАМАЗЫ КАДА

Все психически здоровые мусульмане и мусульманки, достигшие совершеннолетия по Шариату, наряду с другими предписанными религиозными обязанностями должны своевременно без пропусков совершать намаз. К пропуску намаза следует относиться с особой строгостью. В Священном Коране Всевышний Аллах в пятидесяти пяти местах предписывает каждому мусульманину и мусульманке совершать намаз. Тридцать три раза указывается на обязатель­ность совершения намаза наряду с закятом.

В Священном Коране о намазе упоминается в общей сложности более чем в ста аятах. Столь многократное напоминание указывает на то, каким великим достоинством и благодеянием считается этот столп Ислама. Это свидетельствует также о том, каким суровым бу­дет наказание для тех, кто не совершает намаз.

В одном из священных хадисов наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) указывает: «В судный День с раба Аллаха в первую оче­редь будет спрошено за совершение или несовершение намаза». Здесь содержится указание на то, что человек, который отчитается за совершение намаза, легко ответит и за другие свои деяния, а того, чей ответ окажется отрицательным, постигнет суровое нака­зание.

Если кто-то вместо выполнения одного ракаата намаза даст миллионы рублей садака (милостыню) или вместо двух ракаатов, не выполненных им, другой человек выполнит за него сто ракаатов — даже тогда намаз останется за ним как долг, и он не сможет рас­платиться за него. Возместить этот долг может только сам должник. Поэтому, если у кого-то по оплошности или лености какой-либо на­маз останется невыполненным в установленное время, то нужно незамедлительно совершить как када — в возмещение пропущен­ного. При этом, за оставление намаза на када следует принести покаяние (тауба) и просить у Аллаха прощения.

Должник обязан вести счёт несовершенным им намазам и лик­видировать этот долг, выполняя эти намазы как када. Начинают с последнего пропущенного намаза. Допустимо начинать и с самых ранних пропущенных намазов, но предпочтительней всё же с по­следних, т.к. за пропущенные уже в более зрелом возрасте намазы последует и более тяжкое наказание.

Возмещаются только оставленные на када фарды и намазы нитр. На намазы-сунну это не распространяется.

Намазы када можно совершать в любое время суток, за исклю­чением времени карахат (об этом было сказано при рассмотрении времени намаза как одного из его условий).

Должник, совершающий када-намаз, может выполнять и сунны пяти намазов, а также намазы тахаджуд, аввабин, духа, тасбих, а также намазы хаджат, выполняемые в священные ночи, и другие нафиль-намазы. Нет никаких ограничений в совершении этих нама­зов (Ибн Абидин, том 1, стр.688). О них будет сказано ниже.

НЕКОТОРЫЕ НАМАЗЫ НАФИЛЬ

Мусульманин, не ограничиваясь неукоснительным соверше­нием намазов, являющихся для него фардом, должен стараться выполнять считающиеся нафиль (дополнительными) намазы: ав-вабин, тахаджуд, духа и тасбих, потому что за их выполнение за-считывается несметное число сауаб и хасана. Согласно одному из хадисов «кудси», Всевышний Аллах предписывает: «Мой раб, вы­полняя фарды, спасается от Моих наказаний, а выполняя нафиль, приблизится ко Мне».

НАМАЗ АВВАБИН

За намаз аввабин Всевышний Аллах засчитывает сто хасана (благодеяний). Из них за семьдесят пять Всевышний Аллах воздаёт в вечной жизни, за двадцать пять — в этом мире.

Следовательно, тот, кто постоянно совершает намаз аввабин, не будет испытывать мучений на месте Махшар (место сбора после воскрешения умерших). Намаз аввабин состоит из шести ракаатов и совершается по два ракаата после вечернего намаза.

НАМАЗ ДУХА

За намаз духа также засчитывается сто сауаб (вознаграждений). Из них за семьдесят пять Всевышний Аллах воздаёт на этом свете, а за двадцать пять — в следующей жизни.

Следовательно, тот, кто постоянно совершает намаз духа, не будет испытывать затруднений на этом свете. Намаз духа состоит из шести ракаатов и совершается по два ракаата через сорок пять минут после восхода солнца.


НАМАЗ ТАХАДЖУД

Сауаб за намаз тахаджуд безграничен. У совершающих этот на­маз мюлитвы будут приняты Аллахом, и достоинство этих людей повысится. Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) никогда не пропускал тахаджуд.

Этот намаз также состоит из шести ракаатов. Его время длится с полуночи1 почти до зари (времени перед самым рассветом, на­зываемым имсак).

Выражение намерения исполнить какой-либо нафиль-намаз и порядок его совершения подробно описаны в нашей книге «Дуа и моления, рекомендуемые для чтения в священные дни и вечера».

НАМАЗ ТАСБИХ

Намаз тасбих — это самое важное из покаяний и обращений к Аллах:у с просьбой о прощении грехов. Он совершается всем суще­ством, от всей души.

Со слов Икримы (радыяллаху анху), ссылающегося на слова Ибн Аббаса (радыяллаху анху), наш Благороднейший Пророк (сал­ляллаху алейхи ва саллям), обращаясь к своему уважаемому дяде по отцу Аббасу (радыяллаху анху), дал ему следующие наставле­ния относительно намаза тасбих: «О дядя, окажу я тебе уважение и дам десять советов, за исполнение которых Аллах простит твои грехи — прежние и последующие, новые и старые, совершённые по ошибке или намеренно, малые и большие, тайные и явные... Если будешь в состоянии, совершай намаз тасбих каждый день. Если не сможешь каждый день - то совершай раз в месяц. Не сумеешь сде­лать это, совершай один раз в год, не удастся и это, выполни его хоть один раз за всю жизнь!».

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА ТАСБИХ

Намаз тасбих состоит из четырёх ракаатов. В этом намазе три­ста раз читается следующий тасбих, прославляющий Аллаха:

Тасбих во время совершения намаза тасбих читается следую­щим образом:

— 15 раз после дуа «Субханака...» (до чтения «аль-Фатихи»);

— 10 раз после дополнительной суры;

— 10 раз во время руку';

— 10 раз стоя, после выхода из руку' (каума);

— 10 раз при первом сажда;

— 10 раз между двумя сажда (джальса);

— 10 раз — при втором сажда.

Таким образом, в первом ракаате читаются всего семьдесят пять тасбихов. То же самое делается во втором, третьем и четвер­том ракаатах.

Намаз тасбих относится к поощряемым деяниям. Превращать его в привычный намаз является мустахабб (считается добрым делом). Не следует лениться. Можно совершить этот намаз джа-маатом для того, чтобы незнающие воспользовались случаем ис­полнить его. При коллективном совершении тасбих намаза имам сначала даёт назр (обет) совершить этот намаз и затем вслух чита­ет тасбих, а джамаат слушает.

ДЖАНАЗА (ОБРЯД ПОХОРОН)

Если вы оказались рядом с умирающим мусульманином (мухта-зар), положите его на правый бок, чуть приподняв левый, лицом в сторону киблы. Находясь рядом с ним, следует произносить кали-ма-шахада (формула исповедания веры) и читать суру «Ясин».

После кончины на голову умершего накладывают повязку, под­держивающую подбородок, которая завязывается на макушке. Ему закрывают глаза, а руки вытягивают по бокам. Во избежание взду­тия на живот кладут железный предмет. До обмывания возле по­койника нельзя читать Коран. При омовении тело кладут ногами в сторону Киблы на специальное ложе. Закрыв аурат, с него снимают одежду. Тело обмывают подогретой водой.

Если покойный был мукалляфом, то совершающий омовение, не убирая накинутую на аурат ткань, делает ему истинжа обёрнутой в материю рукой. Во время ритуального омовения воду в рот и нос не льют. В случае если станет известно о наличии состояния джу-нуб (состояние, требующее совершение гусля), вода должна пода­ваться и в рот, и в нос. Если же у мусульманина имелся гусль, то достаточно сделать масх губ с внутренней стороны, зубов, ноздрей и ямки пупка.

Голова и борода моются мыльной водой, однако волосы не рас­чёсываются. После этого обмывающий поворачивает покойника на левый бок и моет правый, затем, повернув на правый бок, моет левый. Далее, приподняв верхнюю часть тела и прислонив к себе, делает масх на живот. Если из покойника выйдут нечистоты, то до­статочно смыть их водой, необходимости делать повторное омо­вение нет. Тело вытирают чистой тканью и заворачивают в кафан (саван).

КАФАН (САВАН)

Кафан — это ткань, завернув в которую, умершего мусульмани­на кладут в могилу.

Кафан включает в себя: у мужчин — камис, изар, лифяфа. У женщин — также камис, изар, лифяфа, головное покрывало и за­вязываемый на груди кусок материи.

При недостаточности материи можно ограничиться: для муж­чин - изаром и лифяфа, для женщин — также изаром, лифяфа и платком на голову. Если не окажется и такого количества материи, разрешается хоронить покойника, завернув лишь в ткань. Предпо­чтительно, чтобы кафан был из хлопчатобумажной ткани белого цвета.

ПОРЯДОК ЗАВОРАЧИВАНИЯ В КАФАН

Покойника одевают в камис от шеи до ног, изаром оборачивают с головы до ног. А посредством лифяфа его заворачивают с головы до ног (во весь рост), и оба конца лифяфа завязываются.

Кафан заворачивается слева направо. Карманы и воротники не делаются, края ткани не зашиваются.

У женщин головное покрывало при заворачивании остаётся по­верх камиса, под лифяфа.

НАМАЗ ДЖАНАЗА

Джаназа-намаз — это намаз (фард-кифайя), совершаемый как дуа (молитва) за скончавшегося брата-мусульманина или сестру-мусульманку.

До того как совершить джаназа-намаз, нужно точно узнать, был ли покойный мусульманином. Если не известно, был он мусульма­нином или нет, или ещё не выяснены обстоятельства, доказываю­щие его принадлежность к Исламу, то джаназа-намаз не соверша­ется. Для установления истины требуется свидетельство заслужи­вающего доверия мусульманина или другие доказательства.

Покойный должен быть ритуально обмытым и завёрнутым в ка­фан.

Во время совершения джаназа-намаза покойный должен нахо­диться перед имамом и джамаатом.

Всё тело покойного (или хотя бы большая его часть) должны быть целыми. Если отсутствует большая часть тела или имеется в наличии только половина тела без головы, джаназа-намаз не чи­тается и обмывание не делается. Его просто заворачивают в ткань и хоронят.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ДЖАНАЗА-НАМАЗА

Джаназа-намаз состоит из четырёхкратного произнесения так­бира и чтении особого дуа в кыяме (стоя). В этом намазе не дела­ются ни сажда, ни руку'.


Имам встаёт напротив груди покойного. За ним рядами размеща­ется джамаат. Собравшимся сообщается, в честь кого совершается намаз: мужчины или женщины - от этого зависит нийят. Перед тем, как выполнить вслед за имамом такбир, участники намаза мыслен­но делают намерение так: «Присоединяюсь к этому имаму для со­вершения намаза ради Аллаха, чтения дуа за душу покойного (или покойной)». При первом такбире руки поднимаются до уровня ушей, затем складываются ниже пупка и стоя читается «Субханака...» с добавлением «... уа джалля санаука...».

После этого, не поднимая рук, произносят второй такбир. Такбиры имам произносит вслух, а другие участники намаза — про себя. Читаются «Аллахумма салли...» и «Аллахумма барик...». Затем произносится третий такбир и читается джаназа-дуа (заупокойная).

Кто не знает джаназа-дуа, в это время читает «Аллахумма инна нястаыйнукя...», т.е. дуа «Кунут», или суру «аль-Фатиха», делая на­мерение читать её в качестве дуа. После этого произносят четвёр­тый такбир и, опустив руки по бокам, отдают «салям», поворачивая голову к правому и левому плечу.

После третьего такбира читается следующее джаназа-дуа:


Смысл: «Мой Аллах! Прости грехи наши, и тех, кто жив, и кто умер, присутствующих и отсутствующих, больших и малых, мужчин и женщин. О Господь! Тем из нас, кто будет жить, дай возможность следовать Исламу, а умирающим — уйти верующи­ми. Облегчи участь этого умершего, позволь ему обрести покой, прости его грехи и позволь получить Твою благосклонность. О Господь! Если умерший был благочестивым, приумножь Свою ми­лость к нему, если у него были недостойные поступки, прости его. Прояви к нему Свою милость, осчастливь его Своей защи­той, дай ему удачу, прими его достойным и смиренным».

Если покойный — мальчик, то это дуа, начиная со слов «аляль имани», читается так: «Аллахуммаджальху ляна фаратан уаджаль-ху ляна аджран уа зухра. Аллахуммадж'альху ляна шафи'ан ва му-шаффаан». Если покойная — девочка, то джаназа-дуа, начиная со слов «аляль имани», читается так: «Аллахуммадж'альха ляна фа­ратан уадж'альха ляна аджран уа зухра. Аллахуммадж'альхя ляна шафиатан уа мушаффаатан».

ВАЖНЫЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Многие при совершении джаназа-намаза в четвёртом такбире дают салям, или совсем не опуская рук, или при повороте головы вправо опускают правую руку, при повороте влево — опускают ле­вую руку.

Оба эти положения неверны. Правильно, когда после произне­сения четвёртого такбира салям делается при опущенных вниз ру­ках. Важно помнить, что руки соединяются только при кыямах, где сунной является зикр, а при кыямах, где зикр не является сунной, руки не соединяются, а находятся в опущенном вниз положении («Дурар», 1 / 53).

При совершении джаназа-намаза, когда имам вслух произносит такбир «Аллаху акбар», некоторые люди поднимают голову. Это также является ошибочным движением. Правильно, когда во время джаназа-намаза не делается никаких движений ни головой, ни дру­гими частями тела.

Если место совершения джаназа-намаза или обувь не чисты, то обувь следует снять и встать на неё.

МОГИЛА И ПОГРЕБЕНИЕ

После совершения джаназа-намаза по сунне носилки (ящик) положено поднимать, взявшись за четыре угла. Если возможно, следует нести хотя бы сорок шагов, быстро и не раскачивая. Не рекомендуется (макрух) громко совершать зикр (возглашать, про­ставлять имя Аллаха), неся покойника, и садиться на кладбище, пока покойника не опустят на землю.

Могилу роют глубиной как минимум в половину человеческого роста, её ширина и длина должны быть такими, чтобы покойник умещался в ней свободно. Лучше, если могила будет ещё глубже.

Когда могильная яма вырыта, в ней делается ниша-лахит (если земля твёрдая), куда кладут покойника. Лахит устраивают в стенке могилы на стороне Киблы. В ней должно умещаться тело покойно­го, которое опускается в могилу со стороны Киблы.

Тот, кто укладывает покойного, кладёт его на правый бок, лицом в сторону Киблы, произнося «Бисмилляхи уа 'аля милляти Расулил-лях». Подвязки на кафане у головы и ног покойного развязывают.

Чтобы на покойного, лежащего в лахите, не падала земля, нишу заделывают кирпичиками или досками. Если кирпич приобрести легко, то заделывать лахит вместо кирпича такими материалами как поленья, черепица и т.п. считается макрух.

Могилу необходимо засыпать той же землей, которая была вы­рыта, а холмик должен выступать над поверхностью земли хотя бы на пядь. Холмик укладывается в форме верблюжьего горба. Он не должен быть слишком длинным или иметь углы.

Не считается грехом ставить на могиле камень, где для памяти написано имя покойного. Нельзя умерших хоронить в доме — это макрух. Таким образом могли быть похоронены только Пророки. Не разрешается также хоронить на земле, насильно отнятой у её хо­зяина.

Соболезнование семье и близким покойного можно выражать в течение трёх дней. После трёх дней это считается макрух.

Перевозить покойного для похорон из одного города в другой считается бесполезным и макрух.

В честь души покойного проводятся хатмы с чтением «калима-таухид» и Священного Корана. От проведения этих и подобных хат-мов умерший получит воздаяние и пользу.

Кроме того, для радости души покойного, необходимо разда­вать милостыню, делать добрые дела, оказывать помощь бедным и устраивать угощения.

В МОГИЛЕ

После похорон к покойному явятся два ангела и спросят у него - кто его Господь, какая у него религия, кто его Пророк и какую Свя­щенную Книгу он признаёт.

Обладающему иманом, покорно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: