Приказ принести принадлежности для письма

В один из дней во время своей болезни Посланник Аллаха предпринял очередной шаг для того, чтобы удержать своих последователей от впадения в смуту, написав для них письменное свидетельство о руководстве Али. Когда в комнате Пророка находились ближайшие сподвижники, он приподнялся со своего ложа и сказал им: «Принесите мне принадлежности для письма, чтобы я написал вам послание, посредством которого вы никогда не заблудитесь после меня». Но Умар возразил: «Пророк несет вздор. У нас есть Коран, достаточно нам Книги Аллаха». После этих слов среди присутствующих поднялся шум. Некоторые настаивали на принесении письменных принадлежностей, чтобы Пророк оставил документальное свидетельство. Другие поддержали Умара и повторили его слова о достаточности Корана. Когда их шум и споры готовы были перерасти в нечто большее, Пророк воскликнул: «Уходите и оставьте меня». Шум, который подняли сподвижники в присутствии Пророка, был настолько омерзителен, что жены Пророка, находящиеся за ширмой, сказали с недовольством: «Разве вы не слышали приказ Пророка?» Но разве в такие минуты кто-то будет слушать их? Умар ответил им: «Вы подобны женщинам возле Йусуфа. Когда Пророк болеет, вы пялите на него глаза, а когда он выздоравливает, вы садитесь на его шею». Посланник Аллаха сказал Умару и его окружению: «Оставьте их, они лучше вас».[401]

Эту историю приводят в своих трудах практически все шиитские и суннитские ученые, и в ее достоверности нет малейших сомнений. Достаточно сказать, что это событие описали в своих сборниках хадисов Бухари и Муслим. Правда некоторые суннитские ученые заменили слова Умара «пророк несет вздор» на «пророка охватила сильная боль», пытаясь таким образом в какой-то мере оправдать его. Ведь иначе попросту невозможно сохранить положение Умара. Суннитский ученый Абу Бакр Джаухари в своем труде «Ас-сакифа», описывая данное событие, пишет: «И сказал Умар слова, которые означают, что Пророка охватила сильная боль». Некоторые пошли еще дальше и без лишних церемоний изъяли имя Умара, написав: «И сказали присутствующие: «Пророк несет вздор». Какие бы не делались попытки обелить Умара и его сторонников за этот поступок, сказанные им слова «У нас есть Коран, достаточно нам Книги Аллаха» сводят на нет все усилия тех, кто симпатизирует ему. Ведь ни у кого из мусульман нет даже тени сомнения в том, что традиции Посланника Аллаха являются после Корана вторым по значимости источником исламской религии. Сам по себе Коран не достаточен, ведь его аяты нуждаются в разъяснении и толковании. А кто кроме Пророка лучше всего разъяснит аяты священного писания. Разве Аллах не сказал Пророку о Коране: «Мы ниспослали тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано»? [402] Всевышний Аллах не говорит в этом аяте «чтобы ты прочитал людям», а говорит «чтобы ты разъяснил людям». Одного этого аята достаточно для того, чтобы понять, как ошиблись Умар и его сторонники, заявив, что Книги Аллаха для нас достаточно, а слова Пророка не имеют ценности.

Разве они понимали все тайны Корана лучше самого Пророка? Разве они знали толк в Исламе лучше Пророка, что осмелились ослушаться его приказа? Быть может они не читали аят, гласящий: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам». [403] А может, обвиняя Пророка в том, что он несет вздор, они забыли об аяте, в котором сказано: «Не заблудился ваш товарищ и не сошел с пути. Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь откровение, которое внушается». [404]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: