Вера и неверие

Диспуты о вере и неверии, а также о грани между двумя этими понятиями и о критериях, по которым определяется подлинная вера, относятся к важнейшим темам исламского богословия. Вера человека поселяется глубоко в сердце, охватывая после этого всю его сущность, помыслы и поведение. В Священном Коране сказано: «Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него». [409] Поэтому подавляющее большинство исламских ученых по поводу веры говорили, что вера это заверение сердцем и подтверждение языком, а совершение деяний является показателем полноты веры, ее совершенства и искренности. И если вера это заверение сердцем, то верующий это человек, принимающий сердцем Творца и ниспосланное Им небесное учение.

В первые века становления исламского богословия среди ряда мусульманских деятелей возникли разногласия по поводу определения веры, а точнее являются ли деяния частью веры. Одни из них утверждали, что вера без деяний это не вера, и если человек, называющий себя мусульманином, совершает грехи и не выполняет наложенных на него Аллахом обязательств, то он не является верующим, а относится к лицам, не считающимся последователями Ислама, проще говоря к неверующим. Другие говорили, что деяния не являются непременным условием веры, и даже если верующий человек будет грешить и не станет выполнять религиозных обязанностей, то в день суда он все равно окажется в числе обитателей райских садов. Первое мнение принадлежит хариджитам, второе мнение было распространено среди мурджиитов. И сегодня встречаются мусульмане, которые, не разобравшись в этом важном вопросе и не уяснив для себя истину, придерживаются одного из этих двух ошибочных мнений. На первый взгляд подобные разногласия могут показаться незначительными, но на самом деле ответ на этот вопрос является определяющим фактором в жизни человека. Принимая или не принимая деяния за часть веры, человек кардинально меняет свое мировоззрение, что естественно сказывается на его внутреннем мире и внешнем поведении. Также не нужно забывать, что в средние века разногласия по данному вопросу порой доходили до кровавых столкновений.

Что же говорит в связи с этим шиитское учение? Шииты не считают верными точки зрения хариджитов и мурджиитов. Опровергая мнение хариджитов, последователи безгрешных имамов утверждают, что деяния являются показателем полноты веры и ее совершенности, а не ее непременным условием. То есть, если человек уверовал сердцем и заявляет о своей вере языком, но не соблюдает религиозных предписаний, то этот человек все равно является членом мусульманской общины. Да, он грешник, его вера не полноценна, он навлекает на себя гнев Аллаха, но его нельзя относить к неверующим. Его жизнь, честь и имущество неприкосновенны. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) заповедовал мусульманам: «Не обвиняйте в неверии представителя вашей общины, даже если он совершил тяжкий грех».

Возможно, хариджиты в своих убеждениях основывались на ряде хадисов, в которых сказано, что вера это деяния. В этих хадисах ритуальная молитва, пост, закят, хадж упомянуты рядом с мусульманским свидетельством веры. Но внимательное изучение этих хадисов и размышление над ними показывает, что на самом деле в них сказано о том, что деяния являются критерием, по которым можно отличить подлинного верующего от грешника. Также в этих хадисах подразумевается то, что соблюдение религиозных обязанностей является гарантией спасения, именно поэтому молитва, пост и другие богослужения упомянуты в них вместе с верой.

Мурджиитам же шииты говорят, что человек, имеющий веру в сердце, но не подтверждающий ее деяниями, а грешащий и совершающий противоречащие религии поступки, не испытает радости и счастья в день суда. Он познает на себе строгий божий расчет и получит суровое наказание. Вера в сердце без благих поступков и деяний сама по себе недостаточна. В число несомненных обитателей рая входят только те верующие, чья вера определяла их поступки в земной жизни, те, кто бережно и искренне соблюдали повеления Творца, выполняя свои обязанности и отстраняясь от запретного. В Коране сказано: «Люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение». [410]

Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) сказал однажды: «Если бы вера сводилась только к признанию языком, то Всевышний Аллах не установил бы молитву и пост, Он не обязал бы людей соблюдать дозволенное и запретное». [411]

Резюмируя можно сказать, что, по мнению шиитов, признание веры сердцем и ее заверение языком превращают неверующего человека в мусульманина, после чего его жизнь, честь и имущество становятся неприкосновенными. Но той верой, которая спасет мусульманина в день суда и принесет ему вечное счастье загробного мира, является вера, подтвержденная благочестивыми деяниями и поступками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: