Доводы суннитов

В авторитетных суннитских сборниках присутствуют хадисы, в которых говорится о том, что верующие в день суда будут взирать на Всевышнего Аллаха и наслаждаться Его лицезрением. Например, Муслим в своем труде приводит слова Посланника Аллаха, который, посмотрев на луну, сказал своим сподвижникам: «Вы увидите вашего Господа так же, как видите эту луну, и не будет никакой преграды между Ним и вами…» [419] Шиитские исследователи небезосновательно считают, что подобные хадисы являются более поздними измышлениями, приписанными Пророку Ислама. Такие хадисы находятся в вопиющем противоречии с ясными аятами Священного Корана, которые повествуют о невозможности увидеть Творца. Расположив вышеприведенный хадис рядом с аятом «Не могут постичь Его взоры, а Он постигает взоры»,[420] не остается сомнений в недостоверности данного хадиса. Но так как подобные хадисы приведены в авторитетных суннитских сборниках и объявление их недостоверными способно расшатать основы суннитского учения, то салафитские и ашаритские ученые были вынуждены прибегнуть к помощи ряда коранических аятов, которыми они попытались подтвердить сказанное в этих хадисах.

Наилучшим подтверждением своей правоты сунниты считают следующий отрывок из суры «Воскресение»: «Одни лица в тот день будут сиять, и взирать на своего Господа». [421] Абуль-Хасан Ашари приводит данный аят как лучшее свидетельство достоверности хадисов о возможности лицезрения Господа. Однако, вопреки его утверждениям, в данном отрывке речь не идет о возможности видеть Аллаха, а в форме аллегории говорится об ожидании милостей Господа. В день суда верующие, помня обещания Аллаха, будут надеяться на получение Его многочисленных милостей и наград, и по этой причине с радостными лицами будут ожидать своей счастливой участи. Такое толкование аята подтверждается продолжением отрывка, в котором сказано: «Другие же лица в тот день будут омрачены. Они будут думать о том, что их поразит беда». [422] Первый отрывок рассказывает о счастливом уделе верующих, которые радостно будут ожидать милостей Аллаха, а второй отрывок повествует о горькой судьбе грешников, которые с мрачными лицами будут ждать наказания за свои преступления. Также необходимо заметить, что слова «взирать» и «ожидать» в арабском языке происходят из одного и того же корня.

Еще одним аятом, приводимым некоторыми суннитами в пользу возможности лицезрения Аллаха, является следующий аят: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом». [423] Они говорят, что искренне верующие люди, совершающие праведные деяния и поклоняющиеся только Аллаху, в соответствии с этим аятом обязательно встретятся с Ним. А встреча с Аллахом подразумевает Его лицезрение, как сказано об этом в многочисленных хадисах. В ответ на подобные утверждения достаточно привести 77-ой аят суры «Покаяние», в котором сказано о лицемерах: «Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали». Из внешнего смысла этого аята следует, что лицемеры встретятся с Аллахом и, следуя логике некоторых суннитов, увидят Его. Однако подобное толкование аята в корне неверно и противоречит даже взглядам самих последователей суннизма, которые убеждены, что лицемеры никогда не смогут увидеть Господа. Поэтому аяты, в которых говорится о встрече с Господом, ни в коем случае не нужно воспринимать буквально, ибо это влечет за собой уподоблению Творца творениям. Арабский язык, как и все остальные мировые языки, содержит в себе множество аллегорий, метафор и символов. Поэтому Священный Коран, ниспосланный на арабском языке, также не лишен аллегорий, одной из которых является выражение «встреча с Господом». Не нужно понимать это выражение как материальный контакт с Аллахом и видение Его, противоречащее здравому смыслу. Данное выражение необходимо воспринимать как завершение жизни в этом мире и переход в мир загробный, воскрешение и расчет в день суда, довольство Аллаха праведниками и Его гнев на грешников.

Фахр Рази, известный суннитский комментатор Священного Корана, комментируя в своем тафсире аят «В тот день они (неверующие) будут отделены от своего Господа завесой»,[424] пишет: «Наши ученые приводят этот аят как довод в пользу того, что верующие увидят Всевышнего Аллаха в день суда. В ином случае, какой смысл в том, что неверующие будут отделены от Господа завесой?» Старания Фахра Рази представить этот аят как свидетельство лицезрения Аллаха в загробном мире является еще одной попыткой придания легитимности хадисам, имеющимся в суннитских сборниках, которые шииты считают измышлениями, приписанными Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его род). В данном аяте ничего не указывает на возможность лицезрения Аллаха, в нем ничего не сказано о том, что неверующие будут лишены возможности видеть Его. В аяте говорится, что в день суда они будут лишены милостей, наград и довольства Господа вследствие своего неверия и мерзких деяний, которые словно завеса предстанут между ними и божьей милостью.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: