Доводы шиитов

Шииты, отрицающие возможность видения Аллаха в обоих мирах, приводят многочисленные доказательства правоты своих слов. Разум любого человека, говорят шиитские богословы, подсказывает ему, что увидеть что-либо внешним зрением возможно только в том случае, если оно будет являться телом, иметь размеры и иные материальные особенности, а также занимать некое место в пространстве, тогда как Всевышний Аллах не является телом и Он превыше пространства. Между видящим и видимым должно быть какое-то расстояние, тогда как Аллах свободен от качеств и атрибутов творений и не властно над Ним ничто из того, что властно над сотворенным миром. Данная истина одинаково относится к обоим мирам. Оба мира материальны, и возвращение душ в тела является наилучшим доказательством материальности загробного мира. Поэтому, так же, как невозможно лицезреть Аллаха внешним зрением в этом мире, это невозможно будет сделать и в мире загробном.

Этому же обучали своих последователей безгрешные имамы из пророческого рода. Однажды Исмаил ибн Фадль спросил Имама Садика (да будет мир с ним): «Будет ли Аллах видим в день суда?» Имам ответил ему: «Пречист Аллах и превыше Он этих слов. О сын Фадля! Зрение способно объять только предметы, обладающие цветом и материальными качествами, тогда как Аллах является Творцом цветов и всех материальных качеств». [416]

В своих проповедях Имам Али (да будет мир с ним), восхваляя Господа, указывал мусульманам на невозможность Его лицезрения: «Слава Аллаху, свидетельствами не постигаемому, в место засвидетельствования не помещаемому, зрением не созерцаемому…» [417]

Однажды Имаму Али задали вопрос: «Видел ли ты Господа своего, о Повелитель правоверных?» На что он ответил: «Разве стану я поклоняться тому, чего не вижу?» Его спросили: «Как же ты видишь Его?» Имам сказал: «Не постигает Его зрение глазным видением, но постигает Его сердце истинной верой». [418]

Об этом же свидетельствуют многие аяты Священного Корана. В 103-ем аяте суры «Скот» ясно и недвусмысленно сказано: «Не могут постичь Его взоры, а Он постигает взоры. Он – Проницательный, Сведущий». Данный аят, не оставляя места для сомнений, говорит, что взоры не могут постичь Аллаха, внешнее зрение не способно объять Его. Разве будет утверждать обратное разумный человек, вникнув в смысл сказанного в аяте?

В 110-ом аяте суры «Та Ха» говорится: «Они не способны объять Его своим знанием». Зрение является одним из средств, при помощи которых человек приобретает знания, но в этом аяте Всевышний Аллах отводит от Себя способность людей объять Его каким-либо знанием.

В 143-ем аяте суры «Преграды» речь идет о том, что после многочисленных просьб сомневающихся людей явить пред ними Аллаха Пророк Муса (да будет мир с ним) решил показать им на деле, что сделать это невозможно. В аяте говорится: «Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих».

В данном аяте содержатся несколько указаний на то, что лицезрение Аллаха (что в этом мире, что в ином) невозможно:

1. Арабский текст фразы «Ты не увидишь Меня» звучит следующим образом: «Лян тарани». Большое число знатоков арабского языка придерживаются мнения, что приставка «лян» указывает на вечное отрицание, поэтому в более точном переводе это фраза будет звучать как «Ты никогда не увидишь Меня». Жизнь по убеждениям верующих не ограничивается лишь земным миром, а будет продолжаться вечно и в мире загробном. Поэтому Аллах, отвечая Мусе «Ты никогда не увидишь Меня», указал ему на то, что ни он и никакой другой человек, несмотря на вечность загробного мира, никогда не сумеет лицезреть Аллаха внешним зрением.

2. Показав наглядно невозможность одного действия, Всевышний Аллах также показал невозможность Его лицезрения: «Но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня»

3. Слова Мусы, слетевшие с его губ после того, как он пришел в себя, также свидетельствуют, что Аллах превыше качеств творений, одним из которых является видимость: «Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты!»

4. Покаяние Мусы в том, что по просьбе сомневающихся людей он попросил Аллаха показаться ему, служит еще одним свидетельством правоты шиитов: «Я раскаиваюсь перед Тобой».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: