Начало разногласий

Ни у кого нет сомнений в том, что в эпоху Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его род) среди мусульман не возникало разногласий по поводу малого омовения, а точнее по поводу обтирания или омовения ног. Если бы они были, то история непременно засвидетельствовала бы их возникновение. Также следов разногласий по этому поводу не зафиксировано во время правления Абу Бакра и Умара ибн Хаттаба. Началом разногласий является время правления третьего халифа – Усмана ибн Аффана. Суннитский хадисовед Муттаки Хинди пишет в своем сборнике: «Разногласия по поводу совершения малого омовения начались в эпоху халифата Усмана».[533]

Бухари привел в своем сборнике: «Усман ибн Аффан велел принести ему сосуд с водой… затем он трижды омыл правую и левую ноги до щиколоток, и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха совершал малое омовение таким образом».[534] Усман ибн Аффан относится к числу сподвижников, от которых передано малое количество хадисов, однако в значительной части переданных им хадисов говорится о совершении малого омовения и об омовении ног. Большинство хадисов о том, как совершается малое омовение, которые привели в своих трудах суннитские ученые, восходят к Усману. Это подтверждает точку зрения ряда исследователей, которые считают, что именно Усман положил начало омовению ног при совершении малого ритуального омовения. Усман полагал, что имеет право воздействовать на религиозные предписания, особенно это проявилось тогда, когда между ним и видными сподвижниками возникли разлады, вследствие которых их сотрудничество друг с другом практически прекратилось. Поэтому во время его правления Имам Али (да будет мир с ним) на практике боролся с данным нововведением. Ахмад ибн Ханбал приводит хадис, в котором сказано, что Али ибн Аби Талиб в мечети попросил Канбара принести ему сосуд с водой. Затем он омыл лицо, обе руки от локтей до пальцев, после этого он протер голову и обе ноги до выступа на поверхности стоп. А затем сказал: «О тот, кто спрашивал о малом омовении Посланника Аллаха! Вот так Посланник Аллаха совершал малое омовение».[535]

То, что среди сподвижников и следующего поколения мусульман стали возникать разногласия относительно выполнения религиозных обязанностей, не является новостью для историков и исследователей. Исламская литература переполнена свидетельствами, подтверждающими этот факт. Бухари передает в своем сборнике от Умм ад-Дарда: «Ко мне вошел Абу ад-Дарда и он был разгневан. Я спросила его: «Что разгневало тебя?» Абу ад-Дарда ответил: «Клянусь Аллахом, из того, что они совершают, я не вижу деяний Мухаммада, кроме того, что все они выполняют молитву».[536]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: