Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание и форма, юридическое значение

Решения Конституционного Суда РФ:виды, содержание, форма и юридическое

значение.

Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты

Конституционного Суда РФ является решением Конституционного Суда РФ.[13]

Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно подразделить на

два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в

которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам)

разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого

разбирательства и определяет юридические последствия. В иных решениях

констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие

отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к

организации работы Суда в целом или проведению его заседаний.

Итоговые решения выносятся по результатам разбирательства дел о

соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в

ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же

органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с

необходимостью толкования конституционных положений. Итоговые решения по

этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями

Конституционного Суда РФ.

В случаях, когда может потребоваться проверка соблюдения

установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной

измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется

документом, которому дано другое название - заключение Конституционного

Суда РФ.

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила.

Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных

или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие

участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть

допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие

протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении

того решения, которое должно быть принято, представляется возможность

выступать неограниченное количество раз и без ограничения продолжительности

выступлений. Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей.

Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Для принятия решений требуется большинство голосов участвовавших в

голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании или

уклониться от голосования. Если он не согласен с принятым решением, то

может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое

мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае

когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с

какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право

изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть

опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или

заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том

числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется.

Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании.

Оглашению он не подлежит.

Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в

открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его

подписания.

Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и

содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком

документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о

месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и

поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность

которого ставится под сомнение, аргументах, выдвинутых в качестве

обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при

необходимости - и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки

на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Другими словами,

итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем

чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли

бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.[14]

Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и

вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение

Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения

другими органами или должностными лицами.[15]

В соответствии со ст.6 Закона решения Конституционного Суда

"обязательны на всей территории РФ для всех представительных,

исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного

самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц,

граждан и их объединений". Это общее положение о юридической силе решений

Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других.

Установлено, в частности, что акты либо их отдельные части, признанные

противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу, а такие международные

договоры не могут быть введены в действие и применяться. Если какой-то суд

либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт,

признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и

должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая

юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч.2 ст.79

Закона предусматривает: "Юридическая сила постановления Конституционного

Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена

повторным принятием этого же акта.

Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому

заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный

Суд поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка

выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком

преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и

к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса

на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение

Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о

несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в

государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается

отрицательное заключение. Оно так же, как и постановления по указанным выше

вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение

обвинительного процесса.

Иные решения, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным

с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного

проведения его заседаний (пленарных или в составе палат). К числу таких

вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда,

его заместителя и судьи-секретаря, об утверждении в должности руководителей

подразделений Секретариата Суда, об одобрении Регламента, о формировании

палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о назначении

судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о

наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок.

Решения по этим вопросам называются определениями Конституционного

Суда РФ. Они, как правило, не оформляются в виде отдельных документов. Их

излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по

некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы такое

определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это

требуется, к примеру, при вынесении судом решения, которым дается

толкование ранее принятого им решения.[16]

Важнейшее значение для результативной деятельности Конституционного

Суда имеют последствия, которые наступают в случае невыполнения его

решений. Прежнее законодательство по этому вопросу не высказывалось. Закон

1994 г. закрепил ряд гарантий в данной стадии процесса в Конституционном

Суде, в соответствии с его ст.81 "неисполнение, ненадлежащее исполнение,

либо воспрепятствование исполнению решения Конституционный Суд РФ влечет

ответственность установленную федеральным законом". Однако эти гарантии

закреплены в достаточно общей форме. Практика деятельности

специализированных органов правовой охраны Конституции в нашей стране:

Комитета Конституционного надзора СССР, Конституционного Суда России

образца 1991 г. - свидетельствует о том, что многие их решения так и

остались на бумаге ввиду отсутствия реального механизма их выполнения.

Необходима разработка правового акта в этой важной области Конституционного

судопроизводства. Целесообразно было бы вместе с тем включить основные

нормы, касающиеся санкций, ответственности за невыполнение решений

Конституционного Суда, в текст самой Конституции России.

Решение Конституционного Суда РФ — это документ, в кото-

ром фиксируются выводы Конституционного Суда РФ по итогам

разрешения дела в пленарном заседании или в заседании палаты

— решения, принимаемые по вопросам организации деятель-

ности Конституционного Суда РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: