Этапы становления конституционного законодательства

Принципы Конституции Республики Казахстан

Правовые принципы — это правовые нормативные идеи, которые не содержат конкретные правила поведения, но предусматривают определенные направления организации, деятельности государства, его органов, граждан, их объединений, должностных лиц. Конституционные принципы — это правовые нормативные идеи, закрепленные в Конституции и определяющие направления организации конституционного строя, его функционирования. Поэтому они имеют

важное значение для государства, для граждан. Каковы конституционные принципы, таков конституционный строй, и наоборот.

Конституционные принципы в конечном счете обусловливаются экономическими, политическими, социальными, этническими факторами, сложившимися к моменту принятия Конституции, и стратегическими идеями развития государства и общества. Нельзя сбрасывать со

счетов внешний фактор: влияние общепризнанных норм международного права. В Конституции

республики отмечено, что Казахстан уважает принципы и нормы международного права.

Анализ норм Конституции Республики Казахстан показывает, что конституционные принципы

по форме выражения следуют разделить на две группы 1) зафиксированные в Конституции[4],

2)незафиксированные, выводимые посредством анализа конституционных положений 2.

К зафиксированным относятся основополагающие принципы деятельности республики (п. 2 ст

1), принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и

судебную ветви (п 4 ст. 3), принципы применения закона судьями (п. 3 ст. 77) Можно ли найти какое-либо объяснение причин фиксации именно этих принципов в Конституции Республики Казахстан? Ответ на этот вопрос в какой-то степени дает уяснение сферы действия этих принципов. Основополагающие принципы деятельности республики должны воздействовать на все государство, весь его механизм, на общество в целом, на объединения граждан. Иначе говоря, все указанные субъекты должны положить в основу своей деятельности именно эти принципы. Указанные принципы имеют жизненно важное значение для граждан, общества и государства. Поэтому их фиксация в Конституции способна поднять ее роль и авторитет.

В Конституции закреплены основополагающие принципы деятельности Республики Казахстан.

Прежде чем рассматривать принципы, следует выяснить, что означает понятие «республика» в данном контексте. Конституция является главным законом как государства, так и общества, о чем

ясно говорится в Преамбуле Конституции. Содержание и смысл многих конституционных норм

также показывают, что они посвящены регулированию важнейших сторон, сфер жизни общества.

Именно в силу указанных причин «Республика Казахстан» в данном случае означает как государство, его органы, так и общество, его институты. Следовательно, конституционное положение об основополагающих принципах деятельности Республики Казахстан относится к государству Казахстан, его органам и казахстанскому обществу, его общественно-политическим

институтам.

На первом месте стоит принцип общественного согласия. Закрепление такого принципа обусловлено тем, что общество в силу различных объективных и субъективных факторов делится

на различные слои, группы, классы, нации, сословия, конфессии и т. п. Такое деление означает наличие у различных социальных групп разных несовпадающих мировоззрений, взглядов, идей, убеждений. Эти различия не должны служить причиной разногласий, противостояния, борьбы между ними. Нетерпимость к представителям другого класса, сословия, национальности, религии, расы является источником не только разногласий, но и конфликтов, столкновений, открытого противостояния. Такое состояние весьма опасно не только для конфликтующих, но и для всего общества, мешает нормальному его функционированию, спокойной жизни каждого человека.

Поэтому весьма важно для сохранения стабильности общественное согласие. Оно достигается и поддерживается государством, его органами в результате их перманентной деятельности.

Весьма важна нормотворческая деятельность государства, его органов, направленная на закрепление равноправия всех, независимо от социальных, национальных, расовых, религиозных

и других различий, на недопущение дискриминации по указанным причинам. Правозащитная деятельность государственных органов также имеет существенное значение в укреплении общественного согласия. Государство требует от общественно-политических объединений недопущения действий, направленных на нарушение общественного согласия. Уставы, положения общественно-политических объединений не должны содержать идеи, взгляды, проповедующие исключительность их сторонников, противопоставляющие одну группу граждан другим группам и т. д. При наличии в уставах таких положений общественно-политические объединения не регистрируются. Если же общественно-политические объединения в процессе своей деятельности предпринимают акции, направленные на нарушение общественного согласия, то такого рода действия должны пресекаться соответствующими правоохранительными органами. В Законе от 15 января 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных

объединениях Республики Казахстан» записано: «Религиозные объединения обязаны соблюдать

требования законодательства и правопорядок. Государство способствует установлению

отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не

исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями»[5].

Такие же положения содержатся в Законах «О политических партиях», «Об общественных

объединениях».

Поддерживание общественного согласия — задача не только государства, его органов, но и

общественно-политических институтов, общества в целом. В этом отношении в Республике

Казахстан имеются положительные результаты. Указ Президента Республики Казахстан Н.А.

Назарбаева «Об объявлении 1997 г. Годом общенационального согласия и памяти жертв

политических репрессий» был принят с учетом многочисленных обращений граждан,

общественных объединений и организаций граждан в целях укрепления общенационального со-

гласия, общественно-политической стабильности. В проведении Года общенационального

согласия активную роль сыграли политические партии, национальные культурные центры,

общественные и религиозные объединения. Они заключили между собой соглашение, в котором

предусматривались совместные акции по укреплению общественного согласия, общественно-

политической стабильности.

Другим важным основополагающим принципом Конституции республики является установление политической стабильности в стране. Как и общественное согласие, политическая стабильность достигается в результате непрерывной положительной работы государства, общества, их институтов. Политическая стабильность устанавливается тогда, когда в обществе достигается единство политических, правовых идеалов и социокультурных ценностей. Конституция Республики Казахстан формулирует такие политико-правовые идеалы, социокультурные ценности, которые могут объединить всех членов общества и создать прочную основу для политической стабильности. Однако эти факторы не могут автоматически обеспечивать политическую стабильность. Политическое развитие — не идиллический, стихийный процесс. Имеется немало источников политических конфликтов.

В политических конфликтах ведущую роль играют социальные факторы. Это различия экономического статуса между группами, социальными слоями. Этот источник конфликтной диспозиции можно искоренить путем осуществления экономических преобразований, которые могут удовлетворить потребности, интересы конфликтующих сторон.

Расхождения в политических идеалах различных социальных групп людей являются другим важным источником политических конфликтов. Такие конфликты возникают в результате столкновения различных мнений о путях реформирования государственности, государственного

устройства. В Конституции Республики Казахстан 1993 г. содержалась почва для возникновения

политических конфликтов — акцентировалось внимание на национальном характере государственности. Конституция Республики Казахстан 1995 г. создает условия для формирования единства идеалов в области государственного устройства и характера государственности. Поэтому Конституция поставила заслон возникновению политических конфликтов в этом вопросе.

Еще одним источником возникновения политических конфликтов являются различия в базовых

духовных ценностях, в оценках исторических и актуальных вопросов культурного развития. Одним из ярких проявлений этого являются длительные дискуссии и противостояние по вопросам

статуса языков в республике. Конституция и Закон Республики Казахстан о языках сняли

основные причины для политическиих конфликтов. Однако полностью их может устранить

политически грамотная организаторская и правоприменительная деятельность соответствующих

государственных органов. Положительную роль в этом деле играют национальные культурные

центры, созданные и функционирующие в Казахстане.

Деятельность Республики Казахстан должна быть направлена на экономическое развитие.

Этот принцип является основополагающим в силу решающего значения экономики для прогресса

общества. Закрепление этого принципа в Конституции, во-первых, подчеркивает роль и

ответственность государства за экономическое развитие общества. Государство не может стоять

в стороне от экономических процессов и оставить общество во власти рыночных отношений.

Экономическое развитие невозможно без щадяще-умеренной регулирующей роли государства в

сфере частных экономических отношений, а также всестороннего регулирования и строгого

управления государственным сектором экономики. Во-вторых, согласно Конституции признана

роль самого гражданского общества в налаживании экономических отношений, в развитии

экономики. Это вытекает из конституционного положения о двух формах собственности:

государственной и частной — как основы казахстанской экономики. Частный сектор экономики в

лице его субъектов должен заботиться не только о собственном благе, но и быть ответственным

за развитие экономики общества. Это не благое пожелание, а конституционное требование.

Каждый трудоспособный человек должен осознавать свою ответственность за собственное

благополучие и за развитие экономики страны.

Одним из основополагающих принципов в Конституции выдвинут казахстанский патриотизм.

Патриотизм — это идея, чувство и действия граждан Казахстана, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех областях жизни — политической, экономической, культурной, повышению ее могущества, обороноспособности, укреплению авторитета на международной арене. Казахстанский патриотизм -осознание общности интересов людей различных национальностей, десятилетиями живущих в Казахстане, уважение к историческому прошлому этой страны, активная деятельность по созданию нового государства, формированию гражданского общества. Казахстанский патриотизм отвергает национальный нигилизм, состоящий в пренебрежительном отношении к национальной истории, национальным

обычаям, традициям.

Казахстанский патриотизм не приемлет лжепатриотизма, искаженных представлений о своей нации, противопоставления ее другим нациям. Поскольку данный принцип служит объединению

всех национальностей и социальных групп, он несовместим с сепаратизмом. Те социальные силы, которые могут проповедовать национализм, шовинизм, сепаратизм, выступают против исторического прогресса, против формирования и развития единого для всех национальностей,

классов и других социальных групп государства. Поскольку казахстанский патриотизм закрепляется как один из основополагающих принципов деятельности Республики Казахстан, им

должны руководствоваться государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане.

Основополагающим принципом деятельности Республики Казахстан является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. В Конституции предусмотрен ряд способов демократического решения вопросов государственной жизни. Это решение на республиканском референдуме наиболее важных вопросов государственной жизни самим народом. В Указе Президента Республики Казахстан от 2 ноября 1995 г. о Республиканском референдуме приводится перечень вопросов, которые могут быть вынесены на всенародное голосование. Это вопросы принятия Конституции, конституционных законов, законов республики, внесения в них изменений и дополнений. На референдум могут выноситься вопросы, связанные с решением иных наиболее важных вопросов государственной жизни. Проведение республиканского референдума основывается на принципах: 1) добровольного участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан; 2) всеобщего, равного и прямого права

граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; 3) гласности.

На основе демократических методов осуществляется деятельность Парламента. Все вопросы, отнесенные к компетенции его Палат, в целом решаются путем голосования, открытого рассмотрения, обсуждения. Конституционный Совет, Правительство, центральные исполнительные органы также широко применяют демократические методы в своей деятельности.

Закрепление принципа разделения власти важно потому, что он определяет организацию государства, его механизм. Признание этого принципа в Конституции означает учет исторического опыта передовых демократических государств, ориентацию на построение правового государства.

Принцип разделения власти получил свое выражение в качестве одной из основ конституционного строя в многочисленных положениях Конституции, в которых закреплены система и компетенция государственных органов, разграничение полномочий между ними. В Конституции Республики Казахстан указывается, что государственная власть в республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Это означает, что каждая ветвь власти имеет свою компетенцию и не вправе выходить за ее пределы. Далее, это означает рассредоточение, распределение, демонополизацию власти. Разделение власти означает также взаимное уравновешивание трех ее ветвей в соответствии с Конституцией, когда ни одна из них не сможет ограничить полномочия другой, подчинить себе другие и каждая должна будет действовать в условиях взаимопонимания, взаимо сотрудничества. Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения власти в верхних эшелонах государственной власти, в Конституции Республики Казахстан предусмотрено соединение принципа разделения с принципом разграничения предметов ведения между ветвями власти. Характерной чертой Конституции Республики Казахстан является то, что в ней исчерпывающе закреплен предмет ведения только Парламента. Иначе говоря, Парламент, его Палаты: Сенат и Мажилис — могут осуществлять свою деятельность только в рамках полномочий, указанных в Конституции. Что касается полномочий Правительства, то в Конституции даются лишь некоторые из них. Указывается, что оно выполняет и иные функции, возложенные законами и актами Президента. Чем объясняется конституционное закрепление закрытого перечня полномочий Парламента? Во-первых, это означает полный отход от всевластия высшего представительного органа, которое закреплялось советскими конституциями и в какой-то степени Конституцией Республики Казахстан 1993 г. Во-вторых, необходимостью более основательного закрепления принципа разделения власти с учетом особенностей независимого, суверенного Казахстана. В-третьих, Парламент является таким высшим представительным органом, на который оказывают влияние различные политические силы, социальные слои. А это может способствовать политизированию деятельности Парламента, созданию конфронтации между ветвями власти. Как показывает опыт деятельности Парламента Республики Казахстан, его Палаты занимаются чисто законодательной деятельностью. Не чувствуется явственно политического акцента в выступлениях депутатов.

Отдельные политизированные выступления депутатов не находят поддержки. Хорошо или плохо

это, покажет время. Некоторые пытаются объяснить такое положение ограниченностью полномочий Парламента. Но это уже другой вопрос.

Кажется, что вне принципа разделения власти находится статус Президента Республики Казахстан. Думается, что анализ норм Конституции дает основание считать, что у Президента особое положение в системе разделения власти. Президент, во-первых, не может быть причислен ни к одной ветви власти в полной мере; во-вторых, он имеет полномочия, которые позволяют ему входить в сферу деятельности всех трех ветвей власти; в-третьих, его полномочия позволяют обеспечить согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

В современных своеобразных условиях становления конституционного строя Казахстана закрепление и реализация принципа разделения власти имеют важное значение. Он направлен на предотвращение возвышения одной из ветвей власти над другими, авторитаризма в обществе.

Система сдержек и противовесов направлена на то, чтобы свести возможные ошибки, даже противостояние между ветвями власти к минимуму. Для реализации этого принципа необходимы

рационализация и оптимизация деятельности всех структур государства и повышение эффективности работы механизма государственного управления.

Конечно же, принцип разделения власти может совершенствоваться с учетом накопленного опыта всех ветвей власти.

Специальная фиксация принципов работы судей важна не только потому, что суд — одна из ветвей власти, но и потому, что в правовом государстве суд приобретает особое значение в защите прав, свобод и законных интересов граждан.

Анализ норм Конституции дает основание выделить в особую группу правовые идеи, которые зафиксированы в ней, но не выражены как принципы. Безусловно, они тоже важны. Вряд ли есть

основание их ставить на вторые позиции из-за отсутствия прямого указания на них. Об этом свидетельствуют сами эти принципы, формулируемые на основе анализа Конституции.

К ним относится принцип верховенства Конституции Республики Казахстан.

В Конституции Республики Казахстан не выделен непосредственно принцип верховенства Конституции, как это сделано в Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 4). Принцип верховенства Конституции на всей территории Республики Казахстан имеет различные аспекты.

Прежде всего, он выражается в утверждении в Казахстане конституционного строя, в стремлении

к созданию правового государства. Признание верховенства Конституции означает идею подчинения государства Конституции, праву. В Конституции Республики Казахстан записано, что

республика «утверждает себя правовым государством». Это емкое понятие означает, что Республика Казахстан — еще не правовое государство, но стремится, ставит целью стать таковым. А это возможно при торжестве принципа верховенства Конституции.

Верховенство Конституции означает также, что с ее другими принципами, нормами должна сообразовываться деятельность всех государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан во всех сферах жизни общества. В принципе верховенства Конституции Республики Казахстан отражается унитарная форма государственного устройства.

Верховенство Конституции унитарного государства Казахстан утверждается на всей территории республики. Именно на этом принципе основано положение о территориальной целостности, ее неотчуждаемости. Поэтому возможные попытки отдельных групп населения, личностей против территориальной целостности воспринимаются как нарушения принципа верховенства Конституции Республики Казахстан.

Принцип высшей юридической силы и прямого действия норм Конституции Республики

Казахстан имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства. Высшая

юридическая сила Конституции Республики Казахстан означает, что все законы и иные правовые

акты, принимаемые в Республике Казахстан, не должны противоречить Конституции Казахстана,

что органы государственной власти сверху донизу, должностные лица, органы местного

самоуправления, а также граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию.

Важной частью принципа высшей юридической силы Конституции является ее прямое

действие. Прямое действие Конституции означает ее воздействие на: 1) правотворчество, 2)

институциональные преобразования, 3) непосредственную реализацию гражданами, их

объединениями своих прав и свобод, 4) морально-правовой образ жизни людей.

В Конституции по существу дается понятие права. В ней указано, какие законы могут быть

приняты. Она определяет нормотворческие полномочия ряда высших государственных органов с

указанием их форм. Утверждая способы образования государственных органов, Конституция

создает основу постоянного институционального обновления. Граждане могут защищать свои

права и свободы, опираясь на нормы Конституции. Конституционные нормы могут по-разному

восприниматься и реализовываться гражданами. Первое условие — это знание Конституции. В

этом отношении, можно сказать, работа еще не начата. Распоряжение Президента Республики

Казахстан (апрель 1996 г.) о популяризации Конституции — первый серьезный шаг в правовом

просвещении населения.

В Конституции прямо не указан, но все ее содержание пронизывает принцип конституционной

законности. В теории принципу конституционной законности не уделяется должного внимания.

Конституционная законность — это точное, неукоснительное соблюдение и единообразное

применение на территории Казахстана конституционных норм и положений всеми

государственными органами, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Идея

конституционной законности наиболее отчетливо выражается в тех нормах Конституции, в

которых речь идет о способах организации, полномочиях государственных органов, организации

деятельности общественных объединений, о правах и обязанностях граждан. Так, Парламент

должен функционировать в пределах своих полномочий. То же относится к Правительству. Этот

принцип выражается не только в требованиях соблюдения норм Конституции.

В Конституции предусмотрены средства и органы, обеспечивающие реализацию

конституционной законности. Например, Президент, пользуясь правом вето, может вернуть в

Парламент закон, противоречащий Конституции. Конституционный Совет рассматривает до

подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции

Республики. Здесь, думается, есть проблема. Ни Конституция, ни Указ Президента, имеющий

силу конституционного закона, о Конституционном Совете, не дают ответа на вопрос: все ли законы, принимаемые Парламентом, должны рассматриваться Конституционным Советом. Если

буквально толковать подпункт 2 пункта 1 статьи 72 Конституции, все законы, принимаемые

Парламентом, предварительно должны рассматриваться Конституционным Советом. Однако

надо смотреть на эту проблему с реалистических позиций. Во-первых, если понимать в буквальном смысле подпункт 2 пункта 1 статьи 72, уже нарушена конституционная норма. Парламент принял ряд законов, которые подписаны Президентом без предварительного рассмотрения Конституционным Советом. Во-вторых, Конституционный Совет, имея в своем составе семь человек, не в состоянии рассматривать каждый закон на предмет соответствия Конституции. В- третьих, принятый Сенатом проект становится законом и в течение десяти дней

представляется Президенту на подпись. Президент подписывает представленный Сенатом

Парламента закон в течение пятнадцати дней. Итак, у Президента всего пятнадцать дней на

рассмотрение закона по существу. Конституционному Совету предоставляется срок до одного

месяца на рассмотрение вопроса о конституционности закона. Из сказанного следует вывод о

том, что Конституционный Совет не в состоянии рассматривать до подписания Президентом все

законы, принятые Парламентом. Следовательно, надо уточнить, что Конституционный Совет

рассматривает законы на соответствие Конституции до подписания Президентом в случаях

возникновения спора.

Здесь появляется еще один вопрос. Если Парламент преодолеет вето Президента, он должен

подписать закон в течение семи дней. А если Парламент все-таки принял неконституционный

закон, что может сделать Президент? В Указе Президента, имеющем силу конституционного

закона, о Президенте дан исчерпывающий перечень его полномочий. В нем нет права

Президента обращаться в Конституционный Совет по вопросу о не конституционности закона.

Президент должен подписать неконституционный закон. Это нонсенс. Нужно в Указ о Президенте

внести дополнение о его праве обращаться в Конституционный Совет в случае, если он считает,

что вторично принятый Парламентом закон содержит неконституционные положения.

Далее, Конституционный Совет защищает Конституцию, рассматривает международные

договоры до ратификации, а также обращения судов по поводу противоречий нормативных актов

Конституции. В последнем случае речь идет о защите конституционных прав и свобод граждан.

К нефиксированным относится и принцип демократического централизма. Речь идет о

иерархическом построении и деятельности органов исполнительной власти. Так, местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов республики,

обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с

интересами и потребностями развития соответствующей территории. Централизм выражается и в

назначении акимов областей, городов на должность Президентом.

1 Козлова Е.И, Кутафин О.Е Конституционное право России М., 1995 С 12.

2 Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 116

3 В Постановлении Конституционного Совета РК «Об официальном толковании п. 1 статьи

4..Конституции РК» от 6 марта 1997 г указывается, что действующее право Республики Казахстан

в п. 1 статьи4-врассматривается как система норм права, содержащихся в принятых

полномочными субъектами в установленном порядке нормативных правовых актах».

4 В литературе в зависимости от характера конституционные принципы делят на три группы

универсальные, особенные и единичные Универсальные имеют общечеловеческую ценность,

выработаны мировой цивилизацией и присущи большинству современных конституций принципы

народного (национального) суверенитета, народовластия, правового государства, социального го-

сударства, разделения властей, политического плюрализма, представительной демократии,

гарантированное™ прав и свобод Особые принципы присуши конституциям отдельных

государств К ним относятся принципы руководящей роли политической партии, единства

государственной власти. Демократического централизма, общественной собственности и др Эти

принципы присущи социалистическим конституциям Наконец, некоторым конституциям присуши

принципы, отражающие историческую, национальную специфику Так, конституции Японии и

Италии закрепляют принцип отказа от войны (см Сравнительное конституционное право М, 1996

С 190)

В некоторых странах (Австрии, Испании, Норвегии, Португалии, Италии) конституционная

доктрина и суды признают существование принципов, которые прямо не зафиксированы в

конституции, но выводятся из всего ее содержания и духа Этот вопрос четко был отражен в

решении Конституционного суда Италии 1988 г» Итальянская Конституция содержит принципы,

пересмотр которых запрещен Конституцией в ясно выраженной форме (республиканская форма

правления), но также и принципы, которые, хотя они не выражены прямо, относятся по своему

содержанию к высшим ценностям, лежащим в основе Конституции» (Сравнительное

конституционное право М, 1996 С 146)

В связи с этим возникает проблема выявления этих принципов и их роли в правотворческой и

правоприменительной деятельности государственных органов Могут быть приняты законы об

изменениях и дополнениях Конституции, противоречащие духу Конституции Могут быть приняты и

другие правовые акты подобного характера Что делать с такими нормативными правовыми ак-

тами7 Думается, что такие акты подпадают под юрисдикцию Конституционного Совета В то же

время неписаные принципы Конституции могут подвергнуться ревизии законом (на референдуме)

об изменениях и дополнениях Конституции В таком случае закон наверняка воспринимается как

соответствующий Конституции.

5 Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан 1992 № 4 Ст. 84

Тема III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1. Сущность Конституции

Конституция Республики Казахстан — основной главный нормативный акт государства и общества, вставшего на путь демократического, цивилизованного развития. Конституция содержит в себе громадный политико-правовой заряд, который активизирует все стороны

общественной жизни. Конституция устанавливает государственный и общественный строй, принципы их организации и функционирования с ориентацией на перспективу. В ней закрепляется конституционный статус человека и гражданина, всего народа как источника и социальной базы государства. Конституция является источником не только конституционного права, но и всех отраслей национального права. Поэтому ей присущи такие черты, которыми не обладают другие нормативные правовые акты.

1. Конституция принята народом Казахстана. Поэтому в Конституции выражается воля народа,

что характеризует ее сущность. При социализме также считалось, что Конституция выражает

волю народа. При этом особенно подчеркивалось, что народ состоит из трудящихся - рабочего

класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. Такая характеристика народа

основывалась на классовом подходе к любому социальному явлению, характерном для

марксизма-ленинизма.

Из Конституции Республики Казахстан 1993 г. впервые была исключена классовая

характеристика народа. В ней уже не было упоминания о рабочем классе, о колхозном

крестьянстве и трудовой интеллигенции. Вообще термин «трудящиеся» как в Конституции

Казахстана 1993 г., так и Конституции 1995 г., не упоминается. Тем не менее в обеих

Конституциях говорится о народе. Народ в Конституциях Республики Казахстан понимается как

целостное социально-политическое явление, включающее все социальные слои населения.

Следовательно, понятие «народ» в соответствии с Конституцией Казахстана, во-первых, означает

такую общность людей, которая не делится на социальные слои, классы в зависимости от

имущественного положения, рода занятия и т. д., что, безусловно, является важным

конституционным фактором.

В Конституции государство провозглашено социальным. Это означает, что государство не

предоставляет преимуществ ни одной группе населения за счет дискриминации другой.

Государство должно заботиться о всех слоях населения соответственно их социальному

положению. Конституция Республики Казахстан признает весь народ без ограничения прав

субъектов конституционно-правовых отношений. Во-вторых, многонациональный народ включает

казахскую нацию, все другие национальные группы. Это означает, что и казахская нация,

составляющая ядро социальной базы государства, всего народа, не имеет привилегий: правовых,

политических, социальных, экономических и культурных.

Признание казахского языка государственным не привилегия, а одна из составляющих

характеристики государства, которое по форме является национальным. Признание русского

языка, официально применяемого, тоже показывает отсутствие привилегий в этой сфере.

Таким образом, признание народа творцом Конституции Республики Казахстан выражает ее

сущностную черту. Поэтому Конституция Республики Казахстан 1995 г. начинается словами. «Мы, народ Казахстана... принимаем настоящую Конституцию». Народ Казахстана в результате

референдума принял Конституцию. Изменения и дополнения в Конституцию Республики

Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом. Иначе говоря, народ не только

принял Конституцию, он может решать вопрос о внесении изменений и дополнений в

Конституцию. Правда, проект изменений и дополнений в Конституцию Президент может передать

на рассмотрение Парламента. Но и в этом случае народ не остается в стороне. Парламент —

высший представительный орган народа, поэтому он будет принимать изменения и дополнения в

Конституцию от имени народа.

2. Из признания того, что народ Казахстана является единственным субъектом, принимающим

Конституцию, вытекает ее учредительный характер. Народ Казахстана является единственным

источником государственной власти в стране и носителем суверенитета. Поэтому он обладает

учредительной властью. Именно посредством Конституции народ Казахстана учредил

государство, определил формы его правления и устройства, основы социально-экономического

строя, статуса человека и гражданина. Только народ, а от имени народа - Парламент может

внести изменения в основы устройства государства. В то же время в Конституции закреплены

стабильность, неизменяемость наиболее существенных моментов государственности. Это

унитарная форма государственного устройства, президентская форма правления и

территориальная целостность.

Учредительный характер Конституции Республики Казахстан обусловливает особый порядок

ее принятия и изменения, ее исключительно особую роль в формировании и развитии

национальной правовой системы, непререкаемость ее правовых положений для Парламента,

Президента, Правительства, для должностных лиц, судебных органов, для граждан. Учре-

дительный характер Конституции Республики Казахстан выражается в том, что все ее

нормативные положения признаются непререкаемыми, ни один другой нормативный правовой акт

не может признавать нормы Конституции устаревшими, нереальными и т. д. Такая особая черта

присуща только Конституции. Мы на это обстоятельство обращаем внимание потому, что иногда

считаются признаком хорошего тона легковесная критика конституционных положений,

предложения об изменении тех или иных норм Конституции, как будто речь идет о смене

перчаток. Такие акции — рудимент прошлой эпохи советского времени, когда чуть ли не на

каждой сессии Верховного Совета СССР и Верховного Совета союзной республики весьма легко

вносились в Конституцию изменения и дополнения. Так случилось с Конституцией Казахской ССР 1978 г., которая в конце концов превратилась в никому не нужный декларативный документ.

Разумеется, сказанное не означает, что отдельные нормы Конституции не могут подвергаться

эрозии времени, не могут перестать соответствовать изменившимся общественным отношениям.

Общественные отношения находятся в постоянном движении, изменении и поэтому

обусловливают необходимость изменения конституционных норм. Такой процесс характерен

особенно для общества переходного типа. Именно в таком обществе происходят быстрее и чаще

коренные изменения. Этот процесс не может не влиять на состояние Конституции. Имея это в

виду, надо извлечь уроки из прошлого. Для того, чтобы обеспечить стабильность Конституции, ее

высокий авторитет, следует изменения и дополнения в Конституцию в случае возникновения

такой потребности оформлять и принимать как особый самостоятельный нормативный акт,

который можно прилагать к Конституции[1].

Такой подход имеет ряд положительных моментов. Во-первых, сохраняется учредительный

характер Конституции Республики Казахстан. На самом деле, Конституция Республики Казахстан

— не рядовая очередная Конституция уже сложившегося, существующего десятки, сотни лет

государства. В соответствии с ней учрежден совершенно новый тип государства, с новыми

формами устройства и правления, с новой основой экономического строя общества и т. д. Во-

вторых, в силу указанного учредительного характера Конституция Республики Казахстан 1995 г.

представляет собой исторический памятник правовой культуры. Такой Конституции никогда не

будет. Она порождена историческими изменениями именно современного этапа формирования и

развития Казахстанского государства. Поэтому она требует к себе особого бережного отношения,

сохранения ее именно в таком виде, в каком принята. В-третьих, особый учредительный характер

и историческое значение исключительно важны для формирования уважительного отношения

граждан к Конституции как к основному акту, для постоянного поддержания ее авторитета в

сознании сменяющих друг друга поколений граждан. Здесь уместно сослаться на Конституцию

США, в которой содержится немало давно устаревших положений, тем не менее она является

базой основных актов. Ведь тысячелетия существующие религиозные писания считаются

верующими священными, хотя многие положения их имеют лишь историко-познавательное

значение.

3. Важная особенность Конституции заключается и в том, что она является основным законом,

с одной стороны, государства, а с другой — общества. Это связано со статусом народа как

источника государственной власти и как социальной базы (носителя) общества. Конституция

учреждает государство со всеми его атрибутами. Она закрепляет его суверенитет со всеми его

элементами: территорией, верховной властью, гражданством, самостоятельным

законодательством и т. д. В нормах Конституции заложены основы взаимоотношений государства, государственных органов с обществом, общественными институтами. В Конституции

определены основы общественного строя: экономические, организационные, социальные,

духовные, личностные. Поэтому не только государство, его институты черпают положения, идеи в

Конституции. Наряду с этим общество, его составляющие должны основывать свою деятельность

на Конституции. Отдельные законы могут иметь отношение к тем или иным общественным

институтам: к политическим партиям, религиозным, культурным объединениям и т. д.

Нормативные положения Конституции, запрещающие создание и деятельность общественных

объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение

конституционного строя, нарушение целостности республики, действуют прямо и

непосредственно. Поэтому правоохранительные органы непосредственно руководствуются

Конституцией, когда принимают меры против подобных явлений.

В Конституции не затрагиваются все стороны жизни общества, а регулируются только базовые,

фундаментальные основы общественных отношений. В связи с этим уместно рассмотреть один

весьма важный вопрос, имеющий методологическое значение.

В советской и постсоветской юридической литературе правоотношения характеризуются как

регулируемые правом общественные отношения. Правоведы не сомневаются в правильности

этого теоретического положения. Наверное, это объясняется тем, что при социализме ничего

частного не было и не признавалось. Все было государственное, общественное. Если подумать

более основательно, то при социализме были не только государственные, но и общественные

отношения. Тем не менее почему-то считалось, что право регулирует общественные отношения.

Получалось, что государственные отношения поглощались общественными, хотя признавался

государственный характер отношений в некоторых отраслях права, например, в государственном

и административном праве.

В условиях перехода к капиталистическим отношениям, когда наряду с государственным

сектором формируется частный и самое главное — гражданское общество, и государство уже не

играет всеобъемлющую роль, необходимо выделять, вычленять две группы отношений:

1) отношения, в которых одной из сторон выступает государство; такие отношения, по моему

мнению, следует называть государственно-правовыми отношениями. Таковыми, думается,

являются отношения, связанные с властью и подчинением и с реализацией политических прав; 2)

отношения чисто общественные, в которых государственные институты не принимают участие.

Это чисто общественные отношения, регулируемые правом. Но к этим отношениям Конституция

имеет прямое касательство, поскольку устанавливает правовую основу. Примером является

пункт 1 статьи 13 Конституции Республики Казахстан, в котором признается правосубъектность

каждого. Это свидетельствует, что каждый человек в отдельности, любое объединение граждан

могут найти правовую защиту непосредственно в Конституции. Правоохранительные органы,

защищая права и свободы граждан, а также граждане, их объединения могут не только

опираться, но и ссылаться на Конституцию. В то же время от граждан, их объединений, всех

общественных институтов требуется уважительное отношение к Конституции. Нарушение норм

Конституции есть покушение на узаконенную волю многонационального народа Казахстана.

2. Проблемы действия Конституции

О проблемах действия Конституции в юридической литературе имеются только отдельные

фрагментарные высказывания по вопросам действия Конституции, хотя эта проблема - важ-

нейшая в конституционном праве. Ее рассмотрение по существу дает возможность определить

роль Конституции в жизни государства, общества, политических партий, других общественных

объединений, классов, наций, отдельного человека. Поэтому в цивилизованном,

демократическом обществе придается большое значение Конституции, ее действенности, эф-

фективности. В силу этого о Конституции, ее содержании начинают заботиться и думать еще

задолго до ее принятия. Следовательно, проблема действия Конституции как бы состоит из двух

этапов: 1) этап разработки ее проекта и 2) этап действия.

На первом этапе глубоко, обдуманно разрабатываются не только сами положения, нормы

Конституции, но и механизм их действия после принятия. В первую очередь готовится концепция

и уясняется содержание норм Конституции. При этом дело не ограничивается какой-то одной

концепцией, ибо сама Конституция представляет собой акт, состоящий из многих частей. Каждая

часть является объектом для определения концепции. Поэтому разработке проекта Конституции

предшествует выработка концепций Конституции: концепция государственного строя, концепция

прав человека, концепция права собственности и т.д. В свою очередь, концепция государственного строя состоит из относительно самостоятельных теоретических частей: разделения власти, форм государственного устройства и правления, функций государства, механизма государства.

Концепция прав человека состоит из теорий прав человека, гражданина и т.д.

Если концепции Конституции не будут тщательно разработаны с использованием практических

материалов, то это нанесет ей существенный вред. Если с самого начала не ясны концептуальные положения, то это отрицательно скажется на формулировании конституционных положений. В качестве примера можно указать на положение Конституции Республики Казахстан 1993 г. о праве собственности на землю. Как известно, в ней было закреплено право государственной собственности на землю. Но ведь всем известно, что общество переходит к рыночным отношениям, которые нельзя внедрить без частной собственности на землю.

Следовательно, концепция права собственности, положенная в основу Конституции 1993 г., была

ущербна.

Но может быть и так, что концепция ясна, а конституционные нормы, положения не следуют в полной мере ее постулатам. Примерно так произошло с концепцией разделения власти. Было ясно, что внедрение разделения власти возможно при всесторонней разработке механизма сдержек и противовесов. В одном из вариантов проекта Конституции Республики Казахстан была предложена относительно полная система механизма сдержек и противовесов между различными ветвями власти. Однако Верховный Совет Республики Казахстан 12-го созыва не был готов как теоретически, так и практически для принятия такого механизма, что привело к существенному отступлению от концепции разделения власти. А это в свою очередь привело к тому, что положения Конституции Республики Казахстан 1993 г. о разделении власти оказались нежизнеспособными, и вскоре же, после роспуска двух Верховных Советов республики, остро встал вопрос о необходимости создания действенного механизма сдержек и противовесов, что в определенной степени и было сделано в Конституции Республики Казахстан 1995 г.Надо отметить, что концепции Конституции не должны разрабатываться узким кругом специалистов: юристов, экономистов и т.д. К их разработке следует привлекать представителей различных партий, общественных движений, классов, наций, социальных групп для того, чтобы выяснить и учесть их интересы, требующие регулирования нормами Конституции. Ведь интересы указанных субъектов общественных отношений в значительной степени обусловлены объективными факторами, которые вытекают из общего процесса поступательного развития всего общества и неучет которых может отрицательно сказаться на жизни всего общества. Так, при разработке концепции характера государственности в Казахстане был сделан упор на ее многонациональность, хотя подчеркивалось, что государство в Казахстане выражает интересы всего народа и источником государственной власти является народ, а не только казахская нация.

На практике оказалось, что в общественном сознании не единогласно воспринималось положение

Конституции Республики Казахстан 1993 г. «О государственности самоопределившейся казахской

нации» и сложилось мнение о том, что образование государства Казахстан является результатом самоопределения всего народа. Это положение и было закреплено в Конституции Республики Казахстан 1995 г. И это, по моему мнению, не было результатом компромисса, а закрепило реальное положение народа. Данное обстоятельство способствовало признанию Конституции Республики Казахстан 1995 г. всеми гражданами как основного закона государства. В концепциях Конституции могут найти отражение и элементы разумного консенсуса. Если консенсус объективно обусловлен и служит общим интересам, т о он, безусловно, должен состояться и закрепляться в Конституции. Наличие в Конституции норм, вытекающих из консенсуса, является свидетельством имеющихся в обществе существенных противоречий. Консенсусные нормы служат разрешению этих противоречий на основе общественного согласия, мирным путем. Примером является отношение к русскому языку. В Законе о языках Республики Казахстан 1989 г., Конституции Республики Казахстан 1993 г. русский язык признавался языком межнационального общения. Однако такое положение не устраивало русскоязычное население,

которое постоянно возбуждало вопрос о поднятии статуса русского языка. Это показывало, что соответствующее положение Конституции Республики Казахстан не отражает интересы определенной части населения и поэтому Конституция в целом этой частью населения не будет поддержана. В Конституции Республики Казахстан 1995 г. записано, что русский язык употребляется в государственных органах и органах местного самоуправления официально наравне с казахским языком. Достигнутый в отношении русского языка консенсус не означает, что

вопрос исчерпан и противоречия разрешены. Противоречия будут существовать до тех пор, пока казахский язык фактически, на самом деле не станет государственным языком. Следовательно, реализация указанного консенсусного положения должна быть в центре внимания государственных органов, чтобы противоречия в данной сфере не переросли в межнациональные

противоречия.

В качестве концептуальных могут выделяться такие идеи, которые противоречат принципам государственности и интересам общества в целом. Такие концептуальные идеи не должны закрепляться в конституционных нормах. В качестве примера можно назвать предложения о двойном гражданстве, которые одно время усиленно выдвигались теми, кто осознавал или не осознавал, что наносит ущерб межнациональному согласию, подрывает основу государства Казахстан.

Второй этап — действие Конституции.

Конституция имеет прямое действие.

1. Конституция выполняет определенные функции по отношению к текущему законодательству. Первая функция выражается в том, что она служит источником формирования и развития текущего законодательства. Текущее законодательство черпает правовые идеи, положения из норм, принципов, идей Конституции. При этом данная функция реализуется, во первых, путем указания на конкретные пути, формы законотворчества. Так, в Конституции прямо указано, какие законы могут приниматься. Это закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию, конституционные законы (п. 1 ст. 41, п. 4 ст. 49, п. 5 ст. 51, п. 4. ст. 64, п. 6 ст. 71, п. 4 ст. 75), обычные законы (п. 4. ст. 83, п. 6 ст. 86, п. 6 ст. 87, п. 3 ст. 89). Во-вторых, из положений

Конституции вытекают необходимость и возможность принятия обычных законов. В статье 54 Конституции Республики Казахстан говорится, что Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате принимает законы, причем указывается, что Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и

нормы. Далее перечисляются сферы законодательного регулирования общественных отношений

(ст. 61). Вторая функция Конституции направлена на установление иерархии нормативных правовых актов государственных органов[2].

В Конституции Казахстана установлена иерархия законодательных актов. Равное положение с

нормами Конституции по юридической силе занимает Закон о внесении изменений и дополнений

в Конституцию. Закон этот может приниматься двумя путями: 1) на республиканском

референдуме, 2) на совместном заседании обеих Палат Парламента большинством не менее

трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

Следующее место по своей юридической силе занимает конституционный закон. Хотя он и

называется конституционным, закон этот не вносит изменения и дополнения в Конституцию.

Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным в Конституции,

большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента. В соответствии с Конституцией принимаются обычные законы, процедура принятия которых такова. В Мажилисе принимается законопроект, который передается в Сенат. Если Сенат его принимает, то он становится законом и после подписания Президентом вступает в силу. Обычный закон принимается простым большинством от общего числа депутатов Мажилиса и затем Сената. В Конституции республики не указан такой вид закона, как кодекс. Но несмотря на это, Парламент принимает кодексы, которые по своей юридической силе приравниваются к обычным законам. Некоторые правоведы Казахстана полагают, что кодексы по своей юридической силе должны стоять выше обычных законов. Мотивы такого подхода следующие: кодекс — не обычный закон, а высшая форма систематизации, поэтому он должен быть стабильным и не может подвергаться частым изменениям. Правильно, но только если кодекс разработан так, что может выдержать испытание временем и его нормы будут соответствовать изменяющимся реалиям. Но если нормы кодекса не отвечают реальным отношениям, возникающим после его принятия, держаться за устаревшие нормы, которые либо сдерживают прогрессивные общественные отношения, либо направляют их по пути, противоречащему развитию общества, не следует. Таким образом, если отдельные положения кодекса устаревают, то их следует изменять, отменять, заменять новыми, отвечающими новым реальностям. Здесь возникает другой вопрос: каким законодательным актом нужно вносить изменения, дополнения в кодекс. Сторонники более высокой юридической силы кодексов, чем обычных законов, предлагают поставить кодексы после конституционных законов, выше обычных законов в иерархии нормативных правовых актов. Но такого места в иерархической «лестнице» нормативных правовых актов для кодексов нет хотя бы потому, что невозможно установить особую процедуру принятия кодексов, т. е. не имеется ниши для кодексов в процедуре принятия Парламентом законодательных актов.

В Конституцию Республики Казахстан 1995 г. введено комплексное понятие «законодательные

акты». В пункте 1 статьи 62 Конституции указывается, что «Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, постановлений Парламента,

постановлений Сената и Мажилиса, имеющих обязательную силу на всей территории

Республики». Это конституционное положение рассмотрим на основе сопоставления с другими

пунктами статьи 62 Конституции. Что имеется в виду под «законом» в пункте 1 статьи 62: обычный закон или конституционный закон?

Ответ на этот вопрос содержится в пункте 5 статьи 62, в котором говорится, что

законодательные акты Парламента и его Палат принимаются большинством голосов от общего

числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией. Иная процедура

предусмотрена в пункте 4 статьи 62 для принятия конституционного закона. Следовательно,

понятие «закон» включает в себя как обычный, так и конституционный закон. Следующий вопрос:

включает ли понятие «закон», данное в пункте 1 статьи 62, закон о внесении изменений и допол-

нений в Конституцию Республики Казахстан? На этот вопрос следует ответить утвердительно,

также ссылаясь на пункт 5 статьи 62.

Итак, под законами, принимаемыми Парламентом Республики Казахстан, в Конституции

имеются в виду:

1) закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

2) конституционный закон;

3) обычный закон. Эти группы законов составляют часть законодательных актов. Другую часть законодательных актов, принимаемых Парламентом, составляют постановления Сената и Мажилиса. Хотя все указанные виды нормативных правовых актов объединены названием «законодательные акты», они расположены на разных ступенях иерархической лестницы, что четко закреплено в Законе от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах Республики Казахстан». В соответствии со статьей 4 этого Закона соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, которая обладает высшей юридической силой, нормативных правовых актов соответствует следующими нисходящим уровням:

1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

2) конституционные законы и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу

конституционного закона;

3) кодексы, законы, а также указы Президента Республики Казахстан;

4) нормативные постановления Парламента, его Палат. Из этого определения видно, что, во-

первых, кодексы по юридической силе приравнены к законам (выше отмечена логичность этого),

во-вторых, нормативные постановления Парламента и его Палат по юридической силе стоят

ниже законов, что соответствует Конституции. В пункте 7 статьи 62 Конституции записано:

«Постановления Парламента и его Палат не должны противоречить законам». Поэтому мнение о

том, что постановления Парламента и его Палат имеют одинаковую юридическую силу с

законами необоснованно.

Следующую группу нормативных правовых актов образуют так называемые «подзаконные»

акты. В Конституции нет термина «подзаконные» акты. Это понятие дается в Законе «О

нормативных правовых актах Республики Казахстан». В нем говорится, что «подзаконные

нормативные правовые акты — иные, не являющиеся законодательными, нормативные правовые

акты». Они тоже образуют следующую своеобразную иерархию:

1) нормативные акты Президента;

2) нормативные постановления Правительства;

3) нормативные приказы министров; нормативные постановления государственных комитетов;

нормативные приказы, постановления, инструкции, положения иных центральных госу-

дарственных органов;

4) нормативные решения маслихатов, акиматов и акимов.

Здесь следует обратить внимание на то, что в Законе о нормативных правовых актах не

предусмотрены нормативные акты акиматов[3].

В Законе Республики Казахстан от 23 января 2001 г. «О местном государственном

управлении» за акиматом закреплено полномочие принимать нормативные правовые акты, о чем

сказано в соответствующем разделе.

В Законе о нормативных правовых актах не определено место в иерархии этих актов

нормативных постановлений Конституционного Совета, Верховного Суда, международных до-

говоров и обязательств Республики Казахстан. О первых двух видах актов сказано в

соответствующих разделах. Рассмотрим правовую природу международных договоров и

обязательств. Международные договоры и иные обязательства Республики Казахстан согласно

пункту 1 статьи 4 Конституции являются частью действующего права республики. В Конституции

предусмотрено два вида международных договоров: 1) международные договоры,

ратифицированные Парламентом; 2) международные договоры, для применения которых

требуется издание закона. Международные договоры, ратифицированные Парламентом, хотя и

являются частью действующего права, не входят в систему национального законодательства.

Согласно Конституции договоры имеют большую юридическую силу и приоритет перед законом. В Конституции не уточнено, перед какими законами: конституционными или обычными - ратифицированные международные договоры имеют приоритет. По нашему мнению, они имеют

приоритет перед обычными законами. Если же международные договоры не подлежат ратификации и для их применения требуется издание законов, то их положения входят через эти законы в систему национального законодательства и вопрос о их месте в иерархии нормативных

правовых актов не возникает. Может возникнуть вопрос:

соответствует такой закон Конституции или нет?

В Конституции Республики Казахстан нормативные правовые акты не разделены на основные

и производные, но идея такой классификации есть, причем конституционные идеи классификации

нормативных правовых актов имеют два уровня.

Первый уровень условно можно назвать высшим. Суть его отражена в пункте 1 статьи 4

Конституции: действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции,

соответствующих ей (Конституции) законов, иных нормативных правовых актов, международных

договоров и иных обязательств республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда республики. Следовательно, перечисленные акты

должны соответствовать не только нормам Конституции. Дело в том, что только нормы Конституции не могут служить достаточным основанием и ориентиром для принятия всех указанных видов нормативных правовых актов. Наряду с нормами в Конституции содержатся идеи, принципы, декларации (например, основополагающие принципы, идеи правового,

демократического, светского, унитарного государства и т. п.), которым должны соответствовать

все другие акты, содержащие правовые положения. Второй уровень — это деление нормативных правовых актов на «основные и производные». В Конституции содержатся почти все виды «основных» нормативных правовых актов, хотя они так не называются. В обобщающем виде они перечислены в Законе «О нормативных правовых актах». К ним относятся: 1) конституционные законы, кодексы, законы; 2) указы Президента, имеющие силу конституционного закона; указы Президента, имеющие силу закона; нормативные указы Президента; 3) нормативные постановления Парламента и его Палат; 4) нормативные постановления Правительства; 5) нормативные постановления Конституционного Совета; 6) нормативные постановления Верховного Суда; 7) нормативные постановления Центральной избирательной комиссии; 8) нормативные приказы министров, иных руководителей центральных государственных органов; 9) нормативные постановления государственных комитетов, иных центральных государственных органов; 10) нормативные решения маслихатов, акиматов, акимов.

Смысл выделения «основных» нормативных правовых актов заключается в том, что в них

содержатся «первичные» правовые нормы. Но «первичность» во многом носит относительный

характер, поскольку нормы актов более высокого уровня обусловливают нормы актов низкого

уровня.

К производным нормативным правовым актам относятся:

1) регламент — акт, регулирующий внутренний порядок деятельности конкретного

государственного органа, его структурных подразделений (например, регламент Парламента,

регламент Сената, регламент Мажилиса, регламент Правительства и т. п.); 2) положение — акт,

определяющий статус и полномочия конкретного государственного органа или его структурного

подразделения (положение о министерстве, государственном комитете и т. п.); 3) правила - акт,

определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности (правила

внутреннего распорядка и т. п.); 4) инструкция — акт, детализирующий применение

законодательства в какой-либо сфере общественных отношений.

Производные нормативные правовые акты принимаются или утверждаются, как правило,

посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое,

например, Указ Президента об утверждении Положения о порядке прохождения государственной

службы и т. д. Надо отметить, что место нормативного правового акта производного вида в

иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида, например,

Положение, утвержденное Правительством, имеет большую юридическую силу, чем положение,

принятое министерством.

2. Прямое действие норм Конституции касается деятельности всех государственных органов, в

т. ч. и<удов. Прямое действие норм Конституции означает, что государственные органы могут

(должны) применять право и непосредственно нормы Конституции к отношениям в определенных

случаях. В каких же случаях они применяются непосредственно? К ним относятся следующие: 1)

если отсутствует специальный нормативный акт, регулирующий вопросы, подлежащие рассмот-

рению государственного органа; 2) если даже имеется специальный нормативный акт, но он

противоречит Конституции;

3) если положение Конституции не содержит указания на возможность (необходимость) ее

применения при условии принятия нормативного правового акта, определяющего права, свободы

и обязанности человека и гражданина; 4) если положение Конституции по смыслу не требует

дополнительной регламентации.

Государственный орган не вправе применять нормативные правовые акты, если они

противоречат нормам Конституции, если нормативные акты, устанавливающие права, свободы,

обязанности граждан, не опубликованы. Если суд обнаружит противоречие применяемого

нормативного акта положениям Конституции или же сомневается в соответствии такового Конституции, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с предложением об определении конституционности такого акта. Такой запрос в соответствии со статьей 78 Конституции и статьями 17 и 20 Указа Президента, имеющего силу конституционного

закона, «О Конституцио


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: