Синтаксис слова. Глагол

1.В синтаксисе глагол занимает центральную роль. При анализе синтаксического функционирования глагола необходимо учитывать его отнесённость к ряду семантических групп, т.к. семантика обусловливает разную роль глаголов в структуре предложения, их возможность/невозможность участвовать в организации моделей того или иного типового значения.

В предложении глагол может выполнять одну из трёх синтаксических функций:

1.Функцию главного члена предложения (субъекта, предиката).

2.Распространителя всего предложения.

3.Присловного распространителя.

2.Семантическая классификация глаголов была разработана В.В.Виноградовым, дополнена Г.А.Золотовой.

Неполнознаменательные.

1.Модификаторы.

 Фазисные

 Модальные

2.Компенсаторы.

Знаменательные.

1.Акциональные.

 1.Глаголы конкретного физического действия (косить, мыть, пилить).

 2. Движения и перемещения (летать, бегать, двигаться).

 3.Донативные глаголы (изменение посессивных отношений; дарить, приобретать, получать).

 4.Глаголы речевого действия (говорить, бормотать, объясняться).

 5.Глаголы социального интерсубъектного действия (ссориться, сражаться, судиться).

 6.Глаголы ментального действия (размышлять, думать, анализировать).

 7.Глаголы восприятия (ощущать, чувствовать, слышать).

 8.Глаголы эмоционального действия (сердиться, нервничать,жалеть).

 9.Физиологического действия (есть, пить, жевать).

 10.Деятельности или занятия (работать, батрачить, учиться).

 11.Способа поведения (капризничать, модничать, мошенничать).

2.Неакциональные

 Статуальные, состояния (тосковать, цвести, светает, морозит).

 Функтивные или экзистенциальные. Сообщают о наблюдаемом или известном говорящему исправном/неисправном функционировании предметов, механических устройств (телевизор работает, мотор тарахтит).Следствие сочетания акциональных глаголов с именами предметных субъектов.

 Реляционные (выражение отношений между предметами).

Локализующие (цветы стоят в вазе, он спускался к морю).

Партитивные (относиться к, входить в).

Посессивные (безглагольная конструкция в РЯ с синтаксемой объекта владения – у кого-то).

Сопоставительные (уступать, превосходить).

 Компликаторы

Каузативные

Авторизующие.

Итак, в центре системы глагола деление на (полно)знаменательные и неполнознаменательные глаголы. Полнознаменательные глаголы могут самостоятельно функционировать в предложении в роли предикатов. Неполнознаменательные же (связочные, вспомогательные) не образуют самостоятельных компонентов предложения, они либо выполняют связочную функцию между субъектом и предикативным признаком (Он явился в неожиданный момент), либо обозначают признак предиката точки зрения фазы обозначаемого действия (Он начал вздыхать), либо выражают модальное значение между субъектом и предикативным признаком (я стремлюсь уехать отсюда). Неполнознаменательные глаголы являются вспомогательными элементами в составе предикатов. К неполнознам. глаголам относятся глаголы-модификаторы и глаголы компенсаторы. Фазисные глаголы и модальные глаголы служат модификаторами, усложнителями предиката (дополняют его значение). При них основной глагол принимает форму инфинитива: дети любят читать, дети начинают читать.

Глаголы-компенсаторы: образуют предикат вместе с отвлеченными именами действия, состояния, качества. Примеры: самолет совершает посадку, мальчик отличается впечатлительностью.

В состав полнознаменательных глаголов входят акциональные (обозначающие действие) и неакциональные глаголы. Акциональные глаголы (идти, рассказывать) в силу семантики составляют ядро глагольной системы (они изосемические!). Они обозначают действие, характеризуемое, как правило, рядом признаков:

1).Активность.

2).Целенаправленность.

3).Потенциальная наблюдаемость (не всегда)

4).Способность к конкретно-временной локализации (не всегда).

*Неакциональные глаголы включают особую группу каузативных глаголов. Они выражают взаимосвязь, взаимные изменения между предметами, лицами, событиями. Примеры: есть, огорчаться.

! Семантические разряды глаголов отличаются неоднородностью. Так, разные значения многозначного глагола вести относятся к разным разрядам:

1.Пастух ведёт стадо к реке – акциональный глагол движения.

2.Учитель ведет опрос учеников – неакциональный компенсатор.

3.Дорога ведет к реке – неакциональный глагол локализующий.

4.К беде неопытность ведет – неакциональный глагол-каузатор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: