Психоанализ как направление в философии 20 века. Структура личности по З. Фрейду. Роль сексуальности в жизни человека. Сексуальное становление личности, согласно психоанализу. Что такое сознание человека? Сознание и бессознательное. Механизмы проявления бессознательного. Роль и природа сновидений в психоанализе. Психоанализ и культура. Влияние психоанализа на развитие философской мысли о человеке, искусство, науку.
Тема 7. Проблема человека в русской философии
Общая характеристика русской философии 19 века и первой половины 20-го. Специфика «антропологического поворота» в русской традиции. Взгляды Чернышевского, Достоевского, Соловьева, Толстого, Бердяева на природу человека. Человек и Бог в русской философии. Западники и славянофилы о человеке, идеи Хомякова, Киреевского, Ильина. Богочеловечество Вл. Соловьева и учение о Софии.
Тема 8. Социальная и культурная антропология
Становление социальной антропологии как научной дисциплины. Идеи Фрэзера, Дюркгейма, Мосса, Малиновского, Леви-Стросса, Гарфинкеля и других антропологов. Проблемное поле культурной антропологии, роль этнографических исследований в ХХ веке. Социальная антропология и социология, психология, культурология.
Тема 9. Человек в эпоху информации
Информационное общество и роль человека в нем. Процессы глобализации и распространения информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Развитие кибернетики и компьютерных технологий: проблема «искусственного интеллекта». Проблема виртуальной реальности, нанотехнологий, клонирования и варианты дигитальной эволюции человеческого рода. Будущее человека.
Тема 10. Трансформативная антропология и феномен «постчеловека»
Принципы синергийной антропологии. Изменение природы человека на протяжении человеческой истории. Маргинальные и нетрадиционные антропопрактики. Новый образ человека 21 века и принципы «нового мышления». Проблема трансгуманизма и футурологические проекты человеческого будущего. Киборг, мутант и клон как архетипы человека будущего.
План самостоятельной работы
Темы занятий | Количество часов | Содержание самостоятельной работы | Формы контроля СРС | ||
всего | ауд | сам | |||
Человек в «зеркале философии» | Подготовка к семинару | Обсуждение на семинаре | |||
Научные принципы философской антропологии | Составление конспекта | Итоговый зачет | |||
Проблема человека в Античной философии | Подготовка доклада по одному из философов | Исполнение доклада, обсуждение | |||
Проблема человека в философии Нового времени | Подготовка доклада по одному из философов | Исполнение доклада, обсуждение | |||
Экзистенциальные модусы существования человека | Написание эссе по теме | Проверка эссе | |||
Психоанализ и проблема человека | Написание эссе по теме | Проверка эссе | |||
Проблема человека в русской философии | Подготовка доклада по одному из философов | Исполнение доклада, обсуждение | |||
Социальная и культурная антропология | Составление конспекта | Итоговый зачет | |||
Человек в эпоху информации | Составление словаря понятий | Проверочная работа | |||
Трансформативная антропология и феномен «постчеловека» | Составление конспекта | Итоговый зачет | |||
Итого |
Организация текущего контроля успеваемости
В качестве промежуточной аттестации предусмотрена контрольная работа по одной из следующих тем:
1. Экзистенциальный смысл философского размышления о мире
2. Место философии в современном мире: старые темы, новые проблемы
3. Человек как субъект научного познания
4. Сознание и самосознание
5. Человек как творение и творец культуры
6. Культура как способ социализации личности
7. «Образы» человека в истории философской мысли
8. Биологическое и социальное в человеке
9. Человеческое бытие: проблема сущности и существования
10. Антропология и ее связь с другими философскими дисциплинами