Общие положения

Давайте изучим функционирование чувства общности. Известно, что покачувство неполноценности ребенка не очень велико, он всегда будет стремитьсяк какой-то полезной деятельности, к чему-то, имеющему реальный смысл. Длядостижения своих целей он проявляет заинтересованность в других. Социальноечувство и социальное приспособление являются вполне нормальной компенсацией,и в каком-то смысле невозможно отыскать человека, в котором бы стремление кпревосходству не развивалось таким образом. Никто не может честно сказать:"Меня не интересуют другие!" Можно действовать таким образом, как будтоокружающий мир не представляет интереса, но это весьма сложно оправдать вглазах окружающих. Однако чаще наблюдается противоположная ситуация, когдаинтерес к другим демонстрируется с тем, чтобы скрыть недостаток социальнойадаптации. Все это является скрытым свидетельством универсальностисоциального чувства. Как бы там ни было, феномен плохой адаптации существует. Можно изучитьего генезис, рассматривая маргинальные случаи, в которых присутствиекомплекса неполноценности скрыто и не выражается явно из-за благоприятногоокружения. Не сталкиваясь с трудностями в подобной жизненной ситуации,человек может выглядеть вполне благополучно. Но если быть более внимательнымк его действительным проявлениям, можно заметить -- если не в словах имнениях, то по крайней мере в установках -- то, что он чувствует своюнеполноценность. Это и есть комплекс неполноценности -- результатпреувеличенного чувства неполноценности. Люди, страдающие от такогокомплекса, всегда ищут облегчения бремени, которое они взвалили на себя всилу собственного эгоцентризма. Довольно интересно наблюдать, как одни скрывают свой комплекснеполноценности, а другие в нем признаются, Исповедавшиеся всегда вприподнятом настроении от своих признаний. Они признались в том, в чемДругие - не могут, и думают приблизительно так: "Я -- честен. Я не лгу опричине своих страданий!" Но именно тогда, когда они признаются в комплексенеполноценности, они намекают на определенные трудности своей жизни илидругие обстоятельства, ответственные за него. Ими являются родители,семейные ситуации, плохое воспитание, какие-либо несчастные случаи, лишения,неудачи и тому подобные вещи. Часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства,который служит в качестве компенсации. В этом случае в человеке присутствуютнадменность, навязчивость, самодовольство, высокомерие и т. п. Но за еговнешним видом ничего не стоит, и его поступки не столь весомы, как егообраз. Часто у людей этого типа можно обнаружить страх перед аудиторией,который впоследствии используется для оправдания всех провалов и неудач. Какправило, это сопровождается словами: "Чего бы я только не сделал, если бы небоялся аудитории!" Такие сентенции с "если бы" - признак скрытого комплексанеполноценности. На комплекс неполноценности могут также указывать такие черты, какковарство, осторожность, педантизм, стремление избежать решения важнейшихжизненных проблем и найти узкое поле деятельности, ограниченное множествомпринципов и правил. Признаком комплекса неполноценности, выраженным вовнешних проявлениях является то, что человек постоянно ищет на что быопереться. Можно обнаружить, что такой человек не верит в себя и развиваетстранные интересы. Он всегда занят какой-нибудь ерундой, как, скажем,коллекционирование вырезок из газет или рекламок. Он тратит свое время зря ивсем; находит оправдание. Он слишком многому научился, занимаясь бесполезнойдеятельностью, и чем дольше продолжается такая "учеба", тем вернее онаприводит к невроза навязчивости. Обычно у всех проблемных детей, тип проблемы в данном случае не важен,в глубине скрывается комплекс неполноценности. Так, лень на самом делеозначает избегание трудностей и проблемных ситуаций, что является признакомкомплекса. Воровство -- это использование временного отсутствия илиуязвимости другого человека, а ложь связана с отсутствием смелости сказатьправду. В сердцевине всех этих детских проявлений -- комплекснеполноценности. Невроз также развивается из комплекса неполноценности. Чего только несделает человек, страдающий от невротической тревоги! Он постоянно нуждаетсяв том, чтобы его кто-либо сопровождал во всех ситуациях, и если ему этоудается -- он преуспевает в достижении своих целей. Другие его поддерживаюти им занимаются. Комплекс неполноценности переходит в комплекспревосходства: другие должны служить! Как и в случаях больных людей,невротик находит способ достигать превосходства, заставляя других собойзаниматься. Вследствие политики избегания, уклончивости, обусловленнойкомплексом неполноценности, который в свою очередь порожден вынужденнымстолкновением с реальными трудностями, невротик находит свое поледеятельности в воображаемом мире, там он добивается успехов и благодаряэтому чувствует себя выдающейся личностью. Во всех этих случаях, когда наблюдается усиление комплексов, неудачифункционирования в общественно полезной сфере полностью зависят ототсутствия или недостатка смелости. Именно это, а также неумение понятьнеобходимость и полезность социального взаимодействия, служит основнымпрепятствием для нормальной жизни в обществе.

Случаи

Наилучшим образом все эти положения иллюстрируют поведение преступника,которое в действительности представляет собой проявление комплексанеполноценности par excellence*. Трусость и глупость преступникавзаимосвязаны как две части одной тенденции. Так же обстоит дело и с пьянством. Акоголики ищут облегчения своихпроблем и малодушно удовлетворяются, находя его в никчемном и даже пагубномповедении. Образ мыслей этих людей резко расходится со здравым смыслом,свойственным установкам нормальных людей. Преступники, например, всегдавинят других и при этом держат оправдания для себя. Они рассуждают онеприбыльности труда, о жестокости общества, которое их оттолкнуло,рассказывают о каких-то внутренних приказаах, которым невозможнопротивостоять. Во время приговора они всегда находят оправдания, подобноубийце детей Хикману, который сказал: "Меня вел приказ свыше". Другой убийцаговорил после приговора: "Что толку было в этом мальчишке, которого я убил?Есть миллионы других!" Некоторые же "философы" даже заявляют, что нет ничегоплохого в убийстве богатой старушки, когда так много дельных людей голодает. Нас потрясает болезненная логика подобных аргументов. Все мировоззрениеэтих людей обусловлено их совершенно бессмысленными целями, выбор которыхзависит от недостатка смелости. Их жизнь нуждается в постоянном оправдании,тогда как общественно полезная цель обходится без слов и не нуждается ни вкаких объяснения своих преимуществ. Давайте на примере нескольких клинических случае посмотрим, какустановки и цели, бывшие социальными превращаются в антисоциальные. Начнемсо случая девочки четырнадцати лет из честной добропорядочной семьи. Семьюсодержал отец, который тяжело работал, пока болезнь не приковала его кпостели. Ее мать, всеми уважаемая женщина, посвятила себя заботе о своихшестерых детях. Первая дочь, которая умерла в возрасте двенадцати лет, былазамечательно талантливым ребенком. Вторая девочка поначалу тоже многоболела, но затем выздоровела и благодаря своему хорошему положению вобществе поддерживала семью. Затем родилась героиня нашей истории. Онаотличалась завидным здоровьем и ее родители, которые вечно были занятыбольными детьми, не уделяли ей времени. Существовал еще младший брат, укоторого также талантливость сочеталась с болезненностью. В результате Анна,назовем нашу героиню так, оказалась в окружении детей, которые были болеелюбимы и опекаемы, чем она, и в конце концов ощущение того, что еюпренебрегают, привело к чувству неполноценности. В школе, однако, дела у Анны шли хорошо, она была лучшей ученицей.Учитывая ее прилежание в учебе, учительница порекомендовала ей продолжитьобразование и уже в тринадцать с половиной лет она перешла в высшую школу*.Здесь она встретилась с новым учителем, которому не понравилась. Возможно, вначале ее успехи были не блестящи, но как бы там ни было, безсоответствующих поощрений и доброжелательного внимания ее дела пошли хуже.До тех пор, пока первая учительница ценила ее, она не была проблемнымребенком: у нее была хорошая репутация как среди учителей, так и средисоучеников. Однако, глядя на ее дружбу, можно было заметить негативныетенденции ее характера: она постоянно критиковала своих друзей и все времяпыталась играть первую роль в их обществе. Она стремилась находиться вцентре внимания, любила лесть я не признавала критики. Целью Анны было добиться признания, всеобщей любви и заботы. Онаобнаружила, что это было возможно только в школе. Однако в новой школе онастолкнулась с препятствиями. Учителя часто упрекали ее в том, что она неготовится к занятиям, за ней закрепилась плохая репутация, так что в концеконцов она стала прогуливать школу, иногда не появляясь в ней несколько днейподряд. Дела шли все хуже и хуже, и однажды было предложено исключить ее изшколы. Следует заметить, что исключение из школы не помогает решить ни однупроблему. Оно является признанием школы и учителя в своем бессилии. Но еслиэто так, почему бы им не обратиться за помощью к тем, кто, возможно, всостоянии что-то сделать в подобных ситуациях? Возможно, после разговора сродителями Анны можно было бы прийти к договоренности попробовать другуюшколу. Возможно, нужен был другой учитель, понимающий Анну лучше. Норассуждения ее учительницы были приблизительно следующие: "Если ребенокпрогуливает и отстает в учебе, он должен быть исключен!" Подобноерассуждение -- демонстрация частной логики, а не логики здравого смысла,которая особенно необходима учителям. Можно догадаться, что произошло впоследствии. Девушка потеряла своюпоследнюю связь с жизнью и почувствовала, что потерпела поражение во всем.Изгнание из школы убило то небольшое уважение, которым она пользоваласьдома. Тогда она убежала и из дома. Она исчезла на несколько дней и ночей, ифиналом ее странствий стала любовная связь с каким-то солдатом. Действия Анны довольно прозрачны для понимания. Ее целью было получитьпризнание, и какое-то время она добивалась его и действовала вполне разумно.Но после того, как неудачи посыпались на нее одна за другой, она попыталасьдобиться его любой ценой. Вначале солдат ценил и любил ее. Однако позжесемья получила письмо о том, что она беременна и хочет отравиться. Написать подобное письмо своим родителям вполне соответствовалохарактеру Анны. Ее поступки были проникнуты ожиданием признания, это иопределяло ее действия. Она знала, что мать в отчаянии и поэтому не будетупрекать ее и что семья будет очень рада обрести ее вновь. В лечении случаев такого типа чрезвычайно важно умение поставить себяна место пациента с установкой эмпатии, в данном случае, идентифицироватьсебя с человеком, который жаждет признания и движется вперед к этой цели.Нужно спросить себя: "Что бы я делал в этой ситуации?" При этом необходимопринять во внимание пол и возраст. Очень важно ободрить такого человека,поддерживая его конструктивные, полезные действия. В конкретном случае,рассматриваемом нами, нужно постараться подвести разговор к моменту, когдабы Анна сказала: "Может быть. мне следует поменять школу, но я не конченныйчеловек. Может быть, я недостаточно занималась. Может быть, я неверно смотрюна вещи. Может быть, в моем поведении в школе было слишком много частнойлогики и я не понимала учителя!" Очень важно ободрить человека и придать емусмелости, и тогда он научится действовать с пользой для себя и окружающих.Именно недостаток смелости вместе с комплексом неполноценности разрушаютличность. Давайте поставим другого человека на место этой девушки. Например,довольно распространен случай, когда мальчик ее возраста, потерявуверенность в себе в школе, втягивается в какую-нибудь банду, становитсяпреступником. Это поведение легко объяснить. Если во время учебы в школечувство уверенности в себе и надежды покидает мальчика, он начинаетопаздывать, подделывать подписи, не выполнять домашнее задание, и искатьлюбые предлоги, чтоб только не идти в школу. Здесь-то и находятся дружки,которые, возможно, уже прошли этот путь ранее. Он совершенно теряет интереск школе, все больше развивая частное мышление. Комплекс неполноценности часто связан с мыслью, что у человека неткаких-то особых способностей. С точки зрения индивидуальной психологиимнение, что одни люди одарены, а другие нет -- ошибочно, а признакомкомплекса неполноценности является то, что мальчик или девочка попростуразочаровываются в аксиоме "Каждый может добиться всего, чего он хочет" ичувствуют себя неспособными достичь своей цели в деятельности, которая былабы полезной с точки зрения общества. Одной из составляющих комплекса неполноценности является также вера воврожденные качества. Если бы это было правдой и успех полностью зависел отврожденных способностей, психологу просто нечего было бы делать. На самом жеделе, однако, успех зависит от смелости, и задачей психолога являетсяпревратить отчаяние в надежду вместе с которой приходит энергия длявыполнения конструктивной работы. Иногда из-за чувства отчаяния исключенный из школы шестнадцатилетнийюноша может совершить самоубийство. Самоубийство -- это разновидность местии в то же время обвинение обществу. Это юношеский способ самоутверждения наоснове логики частного миропонимания, но не здравого смысла. Все, чтонеобходимо сделать в данной ситуации психологу, это завоевать доверие юношии вдохновить его на конструктивные действия в полезном русле. Можно привести множество других подобных примеров. Скажем, случайодиннадцатилетней девочки, не любимой своей семьей. Чувствуя неприятиеокружающих предпочтение, которое оказывается другим детям, она становиласьраздражительной, сварливой и непослушной. Эта ситуация также довольно простадля анализа. Девочке недоставало признания. В начале она пыталась бороться,вскоре -- потеряла надежду. Дело дошло до воровства. С точки зренияиндивидуальной психологии, воровство ребенка -- это не столько преступление,сколько действие с целью восполнить нечто недостающее. Воровство этойдевочки явилось результатом отсутствия в ее жизни настоящей близости,результатом чувства безнадежности. Дети часто начинают воровать, когдачувствуют себя лишенными чего-то очень важного для их жизни. Это чувствоможет не соответствовать реальной ситуации, однако именно оно являетсяпсихологической причиной поступка. Еще один случай связан с девятилетним незаконнорожденным мальчиком,который жил с приемными родителями и был очень тихим, домашним ребенком.Родители не слишком утруждали себя заботой о нем, и единственным радостнымсобытием в его жизни было, когда мать давала ему леденец. Если жепочему-либо его желание оставалось неудовлетворенным, мальчик ужаснострадал. Спустя какое-то время мать вышла замуж за мужчину довольнопреклонного возраста и родила девочку, ставшую единственным утешениемстарого человека. Причина, по которой мальчик оставался в семье, былонежелание платить за его содержание вне дома. Мужчина, баловавший своюлюбимую дочь, каждый раз, приходя домой, приносил для нее какую-нибудьсладость, в то время как о мальчике забывал. В результате тот стал вороватьледенцы и продолжал это делать несмотря на побои отца. Может показаться, чтов этой ситуации он проявлял смелость, но на самом деле это не так. В немпостоянно жила надежда избежать разоблачения. Описанный случай -- это пример поведения нелюбимого ребенка, никогда незнавшего добрых чувств со стороны других. Необходимо завоевать его довериетак, чтобы он почувствовал нормальное человеческое отношение. Когда оннаучится сопереживать и ставить себя на место других, он поймет, какчувствовал себя его отчим, видя, что он ворует, и что переживала маленькаядевочка, обнаружив, что ее конфета исчезла. В этом примере мы можем еще разувидеть, как отсутствие социального чувства. верного понимания и смелости,которые составляют единое целое, формируют комплекс неполноценности -- вданном случае, комплекс нелюбимого ребенка.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: