Подводя итог всему вышеизложенному можно предложить следующую схему анализа драматического произведения по всем вышеизложенным темам.
1. ИДЕЙНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Сведения об авторе:
- жизнь и творчество.
Тема:
- тема автора в творчестве (периоды).
- тематическое содержание.
- основные темы и их порядок.
- тематическая модель (актов и пьесы).
Идея:
- идейное содержание.
Группировка сил по конфликту:
- между чем и чем.
Анализ названия пьесы:
- Отражение темы.
- Образ / символ / знак.
- Смысл.
2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫ
Анализ предлагаемых обстоятельств:
- предлагаемые обстоятельства: фабула, факты, события, эпоха, время и место действия, интрига и т.д.
- изучение эпохи, в которую писалась пьеса: исторический, политический, социальный контекст.
- эпоха в искусстве.
- среда: обстановка окружающая героев.
Поиск основных событий:
- исходное, основное, центральное, финальное, главное.
Выделение событийного ряда.
Группировка сил по конфликту:
- между кем и кем;
Определение сверхзадачи.
|
|
сверхзадача драматурга / пьесы;
- вечность;
- современность;
- злободневность;
Определение сквозного действия.
3. ФОРМАЛЬНО - КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Способ повествования (присутствие автора).
Форма изложения материала (жанр).
Композиция изложения событий.
Формальное построение:
- распределение по актам, действиям, явлениям;
- соотношение объемов излагаемых событий.
Афиша:
анализ системы действующих лиц (как даны характеры в пьесе: по действенной значимости, социальной, смыслу, по мере появления.
Анализ мест действия (пространственно - смысловые решения).
Анализ среды.
Анализ времени.
Разное.
Соотнесение всех исследуемых элементов со всем творчеством автора, эпохой в искусстве, историей театра и драматургии.
4. ТЕКСТОВОЙ АНАЛИЗ
Язык изложения (стих, проза, их сочетание ).
Анализ речи дискурса персонажей:
- диалог;
- монолог;
- полилог;
- реплика.
Анализ системы ремарок
Текст в тексте.
Темоведение
Нарративные инстанции.
Ориентация изложения.
5. АКТАНТНАЯ МОДЕЛЬ
Построение модели.
Треугольники:
- действия, психологии, идеологии, философии.
Решетка (состав) персонажа.
Уровни существования персонажа.
Демультипликация, синкретизм.
* * *
Дополнительная литература