— Прочитайте тему занятия, найдите слово с неизвестным
лексическим значением. (Этимология.)
— Послушайте и запомните толкование лексического зна
чения слова.
ЭТИМОЛОГИЯ — это наука о значении и происхождении слов.
— Запишите толкование лексического значения слова
ЭТИМОЛОГИЯ по памяти.
«Лексика»
с
6 занятие
Чтение, проверка записанного определения.
3. Расширение пассивного и активного словарного запаса по теме «Части тела». Этимология слов
— Вспомните стихотворение про забавного человечка.
(Логопед схематично рисует человечка на доске.)
Точка, точка, запятая, Минус, рожица кривая. Палка, палка, огуречик, Вот и вышел человечек.
— Этот человечек поможет нам вспомнить названия час
тей тела.
У каждого из нас две руки, две ноги, голова, рот, нос, два уха, два глаза. И у каждой части нашего сложного организма — свое название. А почему они названы так? На эти вопросы нам ответит этимологический словарь.
Работа с книгой В.В. Волиной «Откуда привали слова: Занимательный этимологический словарь».
— Отгадайте загадку.
Горшочек умен, семь дырочек в нем.
1 (Голова.)
— Прочитаем о происхождении слова ГОЛОВА в этимоло
гическом словаре.
«Версий о происхождении слова голова более чем достаточно. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению.
Одни связывают голову со словом желвак — «твердый гвыль»; другим кажется, что голова ближе к старославянскому желвь — «черепаха». Выводят также это слово и из древнего значения основы гол — «лысый», «безволосый». В этом случае, очевидно, ранним значением слова голова было «череп». Интересно, что и в других языках возможна такая же перекличка значений.»
— В народе говорят: «Здоровье надо беречь, как зеницу ока».
— Какие слова из этого выражения вам непонятны? (Зе
ница, око.)
— Зеница — это глаз, зрачок. Как вы понимаете это выра
жение? — беречь, как зеницу ока? (Беречь, как зеницу ока, —
это значит тщательно, заботливо относиться к чему-либо.)
— Прочитаем о происхождении слова ГЛАЗ в этимологи
ческом словаре.
«В русских народных сказках мы часто встречаемся со словами очи, око в значении «глаза». Становятся понятными значения слов очки, окно. Окно не было раньше застекленным. Это было своего рода наблюдательное отверстие: через окно можно было увидеть, что делается за пределами дома. То есть окно раньше было чем-то типа современного «глазка».
Ну а глаз — что это такое с точки зрения этимолога?
Древнерусский язык не знал этого слова. В Древней Руси говорили только око. Глаз первоначально значило «блестящий шарик», «кругляш».
— Отгадайте загадку.
Пять братьев — Годами равные, Ростом разные.
(Пальцы.)
— Послушайте строки из «Сказки о мертвой царевне и се
ми богатырях» А.С. Пушкина.
«...И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И пощелкивать перстами....»
— Какое слово имеет непонятное для вас лексическое зна
чение? (Перстами.)
Пояснение лексического значения слова учителем-логопедом.
4. Физкультминутка
— Инсценируем этот стихотворный фрагмент.
Логопед читает отрывок еще раз, учащиеся вместе с учите-
лем-логопедом имитируют смех, пожимают плечами, подмигивают глазами, пощелкивают пальцами согласно тексту.
5. Расширение пассивного и активного словарного
запаса по теме «Части тела». Этимология слов
— Прочитаем о происхождении слова ПАЛЕЦ, ПЕРСТ в
этимологическом словаре В.В. Волиной.
«Лексика»
с
7 занятие
«Пальцем в Древней Руси именовали только большой палец, а все остальные были перстами. «Иа перста» значило «на пальцы». Со словом перст у нас связаны слова перстень, перчатка, наперсток. Кстати, такое его обособление встречается и в других языках. Так, по-французски «палец».— дуа, а большой палец — пус; немцы называют большой палец дау-мен, а все остальные — фингер.
Слово палец образовано от давно исчезнувшего древнего палъ, с которым, по мнению некоторых ученых, связаны такие слова, как палка, палица. Мы видим это пал в словах: беспалый, шестипалый...»
Логопед объясняет лексическое значение слов: палица, беспалый, шестипалый.
ПАЛИЦА — трость, палка, дубинка для обороны, как оружие...
БЕСПАЛЫЙ — человек без пальца.
ШЕСТИПАЛЫЙ — человек с шестью пальцами.
На доске:
перстень
наперсток
перчатки
— Прочитайте слова, записанные на доске.
— Объясните лексическое значение слов.
Логопед выслушивает, редактирует высказывания учащихся, показывает предметы.
— Найдите и прочитайте в толковом словаре объяснение
лексического значения слов.
ПЕРСТЕНЬ — кольцо на палец, со щитком или с камнем, камнями.
НАПЕРСТОК — напалок, для упора иглы при шитье.
ПЕРЧАТКИ — пятипалые рукавички, одежда на руки, с чехлом на каждый палец.
— Являются ли эти слова родственными, однокоренными?
— Составьте предложения с данными словами.
Логопед выслушивает, редактирует.
Работа с деформированными предложениями. Бабушка связала мне новые... (перчатки). В ювелирном магазине мама купила красивый... (перстень). Чтобы не уколоться, при шитье портные надевают на палец... (наперсток).
Порядок работы:
— Послушайте и закончите предложение.
— Определите в предложении количество слов.
— Запишите восстановленное предложение в тетрадь.
Учащиеся работают по очереди, орфографически диктуя
каждое слово.
6. Итог занятия
— Что изучает наука этимология?
— Как называется словарь, в котором рассказывается о
значении и происхождении слов?
— Что нового вы узнали на занятии?
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА. Антонимы. Подбор антонимов к слову.
ЦЕЛИ: ' учить подбирать антоним к словам различных ча-
стей речи;
• расширять пассивный и активный словарный
запас;
• развивать фонематический анализ и синтез слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, «Словарик синонимов и антонимов. 1—4 классы». М.Р. Львов.
ХОД ЗАНЯТИИ:
1. Организационный момент
— Сядет тот, кто подберет к данному слову слово с противоположным значением и выделит в словах общие звуки. БЕЛЫЙ —... ЧЕРНЫЙ ([Ы] [ЙГ]) БЛИЗКИЙ —... ДАЛЕКИЙ ([Л*] [К] [И] [ЙГ]) БОЛЬШОЙ —... МАЛЕНЬКИЙ (/7Г7 [ЙГ]) ГОРЬКИЙ —... СЛАДКИЙ ([ВТ] [И] Й НОВЫЙ —... СТАРЫЙ {[Ы] [&])
«Лексика»
7 занятие
ОСТРЫЙ —... ТУПОЙ ([О] [Т] /"#7) ПОЛНЫЙ —... ПУСТОЙ ([П] [О] [&]) ТОЛСТЫЙ —... ТОНКИЙ (/ТУ [О] [Й*])
— На какой вопрос отвечают все эти слова? (Какой?)
— Что обозначают эти слова? (Признак предмета.)
2. Запись числа, темы занятия
— Прочитайте тему занятия, найдите слово с неизвестным
лексическим значением. (Антонимы.)
— Запомните толкование лексического значения слова.
Антонимы — это слова, противоположные по значению.
Запись толкования лексического значения слова АНТО
НИМЫ по памяти.
3. Подбор антонимов — имен существительных
— Поиграем:
Скажу я слово: «Высоко!» А ты ответишь: «Низко!» Скажу я слово: «Далеко!» А ты ответишь: «Близко!»
Скажу тебе я слово: «Трус!» Ответишь ты: «Храбрец!» Теперь «Начало» я скажу, Ну, отвечай:... («Конец»).
(Д. Чиарди)
— Отгадайте загадки, запишите слова-антонимы.
Я — антоним к слову «лето», В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я... (зима).
Я антоним к слову «смех», Не от радости, утех,— Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это... (плач).
Я антоним к слову «зной», Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня... (прохлада).
Я антоним к слову «холод». В речке все — и стар, и молод, Меня любит детвора, Называюсь я... (жара).
Я антоним к слову «день». Всем давно трудиться лень, И игрушки тоже прочь, Спать пора, пришла уж... (ночь).
Не бываю без начала, Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я... (конец).
Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь... (тишина).
Образец записи в тетрадях.
Лето — зима, смех — плач, зной — прохлада, холод — жара, день — ночь, начало — конец, шум — тишина.
— Прочитайте записанные слова. Как называются эти сло
ва? (Антонимы.)
— Продолжите определение:
АНТОНИМЫ — это слова...
— На какой вопрос отвечают слова, записанные в тетради?
(Что?). Что обозначают эти слова? (Неживые предметы.)
4. Физкультминутка
Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку: Встаньте прямо, улыбнитесь. Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите.
ЦЕЛИ: • учить подбирать антоним к словам различных ча- стей речи; •обогащать словарный запас, грамматические формы речи; • развивать фонематическое восприятие и звуко-буквенный анализ слов. |
ОБОРУДОВАНИЕ; предметные картинки, запись на доске, схема предложения. ХОД ЗАНЯТИЙ: |
«Лексика»
Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали. Вы, надеюсь, не устали? Надо вам всем ровно встать И спокойно подышать.
— Сядет тот, кто назовет из физкультминутки слова-ан
тонимы.
(Поднимите — опустите, влево — вправо, сели — встали.)
5. Подбор антонимов — наречий
На доске:
Работать трудно, а отдыхать...
Днем светло, а ночью...
Самолет летит..., а воробей... >
Мышка пищит..., а петух поет...
Знай..., а говори...
Переходя улицу, смотри..., а потом...
— Прочитайте предложения, вместо точек вставьте подходящее слово.
Учащиеся по цепочке восстанавливают предложения, вставляя пропущенные наречия-антонимы.
— Найдите и прочитайте предложение из шести слов. (Са
молет летит..., а воробей...)
Запись предложения в тетрадь под диктовку вслух. Коллективное составление, запись схемы предложения.
6. Итог занятия
— Как называются слова с противоположным значением?
— Подберите пословицы, в которых есть противополож
ный смысл (антонимичная пара слов).
— Что понравилось на занятии?
ТЕМА. |
Нахождение антонимов в тексте.
I
1. Организационный момент -
— Сядет тот, кто назовет слова-антонимы в пословице.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь. (ПРАВДА —
ЛОЖЬ.)
— Выделите в каждом слове второй звук.
— Сядет тот, кто назовет слова-антонимы в пословице.
Смелый там найдет, где робкий потеряет. (СМЕЛЫЙ —
РОБКИЙ, НАЙДЕТ — ПОТЕРЯЕТ.)
— Назовите слова-антонимы, которые обозначают при
знак предмета. Выделите в этих словах одинаковый звук
(/"#7).
— Назовите слова-антонимы, которые обозначают действие
предмета. Выделите в этих словах третий звук ([Й^] — [Т^]).
— Сядет тот, кто расскажет пословицу, в которой есть ан
тонимичная пара слов.
2. Запись числа, темы занятия
— Продолжите определение:
АНТОНИМЫ — это слова...
3. Нахождение антонимов в загадках
— Послушайте и отгадайте загадку, найдите антонимы.
Мудрец в нем видел мудреца, Глупец — глупца, Баран — барана,
«Лексика»
с
8 занятие
Овцу в нем видела овца, И обезьяну — обезьяна.
(К. Чуковский)
— Объясните лексическое значение слов-антонимов.
(Мудрец — глупец.)
— Как вы думаете, зачем в загадке употреблены слова-ан
тонимы?
— Послушайте и отгадайте загадку, найдите антонимы.
Одной рукою всех встречает, Другой рукою провожает.
(Дверь.)
— Объясните лексическое значение слов-антонимов.
(Встречает — провожает.)
— Как вы думаете, зачем в загадке употреблены слова-ан
тонимы?
— Послушайте и отгадайте загадку, найдите антонимы.
Сухой — клин, мокрый — блин.
(Зонт.)
— Как вы думаете, зачем в загадке употреблены слова-ан
тонимы?
ВЫВОД: слова-антонимы создают четкую конструкцию, нередко — художественный образ; разделительная и противопоставительная интонация обнаруживает семантические связи в лексике, развивает языковое чутье.
4. физкультминутка
Наклоняемся с хлопком,
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка, хлопни громче всех!
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем. -
Головой вращаем плавно, Смотрим влево, смотрим вправо. И пройдемся мы немного, И вернемся вновь к уроку.
— Сядет тот, кто назовет из физкультминутки слова-ан
тонимы.
(Наклоняемся — встает, вниз — вверх, влево — вправо.)
5. Нахождение антонимов в контексте
— Прочитайте текст на доске.
«Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка... Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. И грустно, и радостно!»
(По Н. Сладкову)
— Почему автор говорит о том, что в это время года «и гру
стно, и радостно!»?
— В чем автор видит странность леса?
— Найдите в тексте слова, противоположные по значе
нию, которые употребил писатель, чтобы мы ярко представи
ли лес ранней осенью. Запишите слова-антонимы. (Весна —
осень, теплый — холодный, увядание — расцвет, песня —
тишина, грустно — радостно.)
— Для чего использует автор текста слова-антонимы?
6. Нахождение ошибок в употреблении антонимов
в текстах пословиц
— Послушайте пословицу. Исправьте ошибки.
Радость старит, а горе молодит. Валит со здоровой головы на больную. Новый друг лучше старых двух. Поближе положишь, подальше возьмешь. Что пожнешь, то и посеешь. Храбрость бежит, трусость стоит.
— Разъясните смысл каждой пословицы.
«Лексика»
9 занятие
7. Итог занятия
— Как называются слова с противоположным значением?
— Для чего в текстах употребляют антонимы?
— Назовите пословицы, которые вы запомнили. Разъяс
ните смысл пословиц.
ТЕМА
Синонимы. Подбор синонимов к слову.
ЦЕЛИ; |
' формировать умение подбирать синоним к словам различных частей речи;
• расширять пассивный и активный словарный за
пас;
• развивать звукобуквенный анализ слов, вербаль-
но-логическое мышление, навыки самоконтроля.
ОБОРУДОВАНИЕ; запись на доске, «Словарик синонимов и антонимов. 1—4 классы». М.Р. Львова.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
— Сядет тот, кто в ряду слов найдет «лишнее» слово и вы
делит в слове пятый по счету звук.
Грустный, печальный, глубокий, унылый. Звонкий, храбрый, смелый, отважный. Слабый, ломкий, долгий, хрупкий. Крепкий, далекий, прочный, надежный. Быстрый, скорый, стремительный, неуклюжий.
— Объясните, как вы исключали слово. {«Лишнее» слово
имеет другое лексическое значение, не сходное с остальны
ми словами.)