Правовой статус антимонопольных органов.
Нормативная база:
1. Глава 6 закона о защите конкуренции. Основная ст 23, ст. 22-26
2. Фз о естественных монополиях.
3. Иные законы по отдельным сферам естественных монополий. полномочия
Ст 25 фз об электроэнергетики
Ст 21 фз о связи
Согласование с антимонопольным органом условий об иностранных инвестициях.
Фз о рекламе - в части не допущения рекламы.
Фз о размещении заказов, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. Постановление правительства от 20.02.2006 #94.
Фз об осуществлении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
Постановление правительства от 30.06.2004 #331 положение о федеральной монопольной службы.
Постановление правительства по отдельным вопросам, деятельности антимонопольного органа:
1. От 19.12.2007 #896 - порядок формирования и ведения антимонопольного органа реестра...ст 10 -злоупотребление доминирующим положением. Не проверяет состояние товарного рынка, а берет сведения из реестра. Суды также. Сам субъект может инициировать включение его в реестр для избежения рейдерских атак, так как все сделки с невижимостью подлежат согласованию с антимонопольным органом.
Приказы антимонопольного органа по отдельным вопросам деятельности:
1. Приказ ФАС от 15.12.2006 #324 положение о территориальном органе ФАС.
Оценка деятельности по месту совершения действий, сделки, места слияния.
Правовой статус антимонопольного органа как ФОИВ определяется:
1. Указ президента Рф от 09.03.2004 #314
2. Постановление правительства от 11.11.205 #679
3. Административные регламенты ФАС
Полномочия антимонопольных органов определяется через выполнение следующих функций:
1. Нормативное регулирование, в порядке установленном законом и правительством РФ. Подп4 ч 2 ст 23
2. Контроль за соблюдение антимонопольного законодательства. Виды контроля:
2.1.1.За деятельностью субъекта по предупреждению нарушения антимонопольного законодательства. Антимонополистическая деятельность: злоупотребление доминирующие положения, согласующие действия.
2.1.2.Недобросовестная конкуренция.
2.1.3. Акты действия бездействия ограничивающие конкуренцию ст 15
2.1.4. Согласованные действия с участием властных органов. Ст 16
Полномочия:
2.2.1. Рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства ч1 п1 ст 23
2.2.2. Вынесение предписаний; предупреждений, предостережений - до совершения действий.
2.2.3 обращение антимонопольного органа с иском в суд ч 6 ст 23
2.2.4. Контроль за экономической концентрацией гл 7 - рассмотрение ходательств и уведомлений, вынесение предписаний
2.2.5. Обращение в суд с исками - о ликвидации либо принудительной реорганизацией вновь созданных хозяйствующих субъектов. Ст 27 о защите конкуренции
Какие меры будут приниматься и реорганизации юр лица судебными приставами?
2.2.6 в суд о признании сделки, не прошедшей монопольный контроль, не действительной.
3. Контроль по соблюдению требований по проведению торгов, отбора финансовых организацией, передачей государственного и муниципального имущества. Ст17.1, 18,18.1,
3.1.1. Вынесения предписания.
4. Контроль за предоставлением государственных и муниципальных преференций. Гл 5. Важны цели для чего предоставляется преференция - например, создание новых рабочих мест
4.1.1. Рассмотрения ходательств о даче согласия
4.1.2. Контроль за соблюдением условий и целей.
4.1.3. Вынесение соответствующих предписаний.
5. Осуществляет иные полномочия по контролю: ведет реестры, определение доминирующего субъекта, осуществление проверок.
6. Контроль за соблюдением законодательства в сфере естественной монополии. В пределах полномочий, предоставляемых законодательством антимонопольному органу. Раздел 5 положения о ФАС
7. Контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Ст 33 закона о рекламе.
7.1. Рассмотрения дел по факту не надлежащей рекламы.
7.2. Вынесения предписания о прекращения ненадлежащей рекламы. Предписания выносится в отношении реклама распространителя.
7.3. Вынесения предписания об отмене или изменения акта властвующего органа о не соответствии акта фз о рекламе.
7.4. Обращение с иском о публичном опровержении ненадлежащей рекламы.
7.5.иск о понуждении прекращения рекламы.
7.6 иск о признании недействительными и отмене акта властного органа.
8. Контроль в сфере размещения заказов для поставки товаров...для гос нужд. Раздел 5 положение о ФАС и закон
Разграничение полномочий ФАС и ее территориальных органов.
Критерии разграничений:
1. Территориальный критерий
1.1. ФАС осуществляет контроль, возбуждает и рассматривает дела по факту нарушения антимонопольного законодательства, если деятельность субъектов выходит за территорию компетенции соответствующего территориального органа, в том числе по географическим границам конкретного товарного рынка. Все административные процедуры, как правило, совершается по месту совершения действия, сделки.
1.1.1. ФАС осуществляет контроль в отношении деятельности субъектов естественных монополий, которая осуществляется на территории более чем 5.
1.1.2. Стоимость активов лиц участвующих в сделке.
1.1.3. Размер активов финансовых организаций.
Правовой статус лиц, заменяющих доминирующее положение.
Ст 4,5 фз о защите конкуренции
Постановления правит от 19.12.2007#896
приказ ФАС от 28.04.2012 #220
Приказ ФаС от 25.04.2006#108 применяется в части не противоречащей приказу 220
Приказ ФАС от 17.01.2007#5
Признаки доминирующего положения:
1. Размер доли на рынке. Доминирующим признается в силу закона положение хозяйствующего субъекта при наличии доли на рынке 50%. Антимонопольный орган ничего не доказывает.
От 35 до 50% антимонопольный орган может доказать что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение. Дополнительные признаки:
· Неизменность, стабильность доли. Рассматривается в течении одного года.
· Характеристика рынка и товара - вопрос о взаимозаменяемости.
При наличии доли менее 35% не устанавливается, но есть исключения предусмотренные в этом ФЗ и в других. Смотреть исключения в ч 6.1. Ст 5. Ч3 ст 5
В соответствии с п8 ст 5, оценку состояния конкурентной среды на рынке в том числе состояния на рынке доминирующего положения дает антимонопольный орган
2. Рыночный потенциал - возможность оказывания решающее влияние на общее условия обращения товара на рынке.
30.10.2012
Последствия установления доминирующего положения:
1. Основания для внесения сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.
2. Основания для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст 10. фЗ о защите конкуренции.
3. Основания для оценки положения хозяйствующего субъекта при осуществлении гос контроля за экономической концентрацией.
4. Основания для учета положения хозяйствующего субъекта в рамках размещения гос и муниципального заказа на товары работы услуги и осуществление закупок отдельными видами юридических лиц. (Будет проводиться закупка без торгов)
Порядок определения доминирующего положения.
Приказ #220,108. Этапы определения доминирующего положения совпадают с этапами порядка оценки конкурентной среды на рынке. Какие этапы всегда будут применяться:
1. Определение временного интервала исследования рынка. Зависит от цели административной процедуры. Если доминирующее положение, то ретроспективный порядок применяется. Временной интервал устанавливает в 1 год. Не менее, может быть более 1 года.
2. Определение продуктовых границ рынка.
3. Определение географических границ товарного рынка.
4. Определение состава хозяйствующих субъектов на рынке.
5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъекта (устанавливается к каждому рынку).
6. Составление аналитического отчета. Любое решение антимонопольного органа должно сопровождаться аналитическим отчетом.
Могут не применяться при рассмотрения дела о нарушении законодательства и при внесении в реестр следующие этапы:
1. Определение уровня концентрации на товарном рынка. Монопольный орган исходит из экономических отношений - есть коэффициент рыночных концентраций и Герфинделя – Гиршмана (используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.)
2. Определение барьеров по вхождению на рынок. Барьеры - экономические (затратность для вхождения на рынок); барьер, который устанавливают сами хозяйствующие субъекты договорами.
3. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.






