Правовой статус субъектов антимонопольного регулирования - антимонопольный орган и лица, занимающие доминирующее положение

Правовой статус антимонопольных органов.

Нормативная база:

1. Глава 6 закона о защите конкуренции. Основная ст 23, ст. 22-26

2. Фз о естественных монополиях.

3. Иные законы по отдельным сферам естественных монополий. полномочия

Ст 25 фз об электроэнергетики

Ст 21 фз о связи

Согласование с антимонопольным органом условий об иностранных инвестициях.

Фз о рекламе - в части не допущения рекламы.

Фз о размещении заказов, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. Постановление правительства от 20.02.2006 #94.

Фз об осуществлении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Постановление правительства от 30.06.2004 #331 положение о федеральной монопольной службы.

Постановление правительства по отдельным вопросам, деятельности антимонопольного органа:

1. От 19.12.2007 #896 - порядок формирования и ведения антимонопольного органа реестра...ст 10 -злоупотребление доминирующим положением. Не проверяет состояние товарного рынка, а берет сведения из реестра. Суды также. Сам субъект может инициировать включение его в реестр для избежения рейдерских атак, так как все сделки с невижимостью подлежат согласованию с антимонопольным органом.

Приказы антимонопольного органа по отдельным вопросам деятельности:

1. Приказ ФАС от 15.12.2006 #324 положение о территориальном органе ФАС.

Оценка деятельности по месту совершения действий, сделки, места слияния.

Правовой статус антимонопольного органа как ФОИВ определяется:

1. Указ президента Рф от 09.03.2004 #314

2. Постановление правительства от 11.11.205 #679

3. Административные регламенты ФАС

Полномочия антимонопольных органов определяется через выполнение следующих функций:

1. Нормативное регулирование, в порядке установленном законом и правительством РФ. Подп4 ч 2 ст 23

2. Контроль за соблюдение антимонопольного законодательства. Виды контроля:

2.1.1.За деятельностью субъекта по предупреждению нарушения антимонопольного законодательства. Антимонополистическая деятельность: злоупотребление доминирующие положения, согласующие действия.

2.1.2.Недобросовестная конкуренция.

2.1.3. Акты действия бездействия ограничивающие конкуренцию ст 15

2.1.4. Согласованные действия с участием властных органов. Ст 16

Полномочия:

2.2.1. Рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства ч1 п1 ст 23

2.2.2. Вынесение предписаний; предупреждений, предостережений - до совершения действий.

2.2.3 обращение антимонопольного органа с иском в суд ч 6 ст 23

2.2.4. Контроль за экономической концентрацией гл 7 - рассмотрение ходательств и уведомлений, вынесение предписаний

2.2.5. Обращение в суд с исками - о ликвидации либо принудительной реорганизацией вновь созданных хозяйствующих субъектов. Ст 27 о защите конкуренции

Какие меры будут приниматься и реорганизации юр лица судебными приставами?

2.2.6 в суд о признании сделки, не прошедшей монопольный контроль, не действительной.

3. Контроль по соблюдению требований по проведению торгов, отбора финансовых организацией, передачей государственного и муниципального имущества. Ст17.1, 18,18.1,

3.1.1. Вынесения предписания.

4. Контроль за предоставлением государственных и муниципальных преференций. Гл 5. Важны цели для чего предоставляется преференция - например, создание новых рабочих мест

4.1.1. Рассмотрения ходательств о даче согласия

4.1.2. Контроль за соблюдением условий и целей.

4.1.3. Вынесение соответствующих предписаний.

5. Осуществляет иные полномочия по контролю: ведет реестры, определение доминирующего субъекта, осуществление проверок.

6. Контроль за соблюдением законодательства в сфере естественной монополии. В пределах полномочий, предоставляемых законодательством антимонопольному органу. Раздел 5 положения о ФАС

7. Контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Ст 33 закона о рекламе.

7.1. Рассмотрения дел по факту не надлежащей рекламы.

7.2. Вынесения предписания о прекращения ненадлежащей рекламы. Предписания выносится в отношении реклама распространителя.

7.3. Вынесения предписания об отмене или изменения акта властвующего органа о не соответствии акта фз о рекламе.

7.4. Обращение с иском о публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

7.5.иск о понуждении прекращения рекламы.

7.6 иск о признании недействительными и отмене акта властного органа.

8. Контроль в сфере размещения заказов для поставки товаров...для гос нужд. Раздел 5 положение о ФАС и закон

Разграничение полномочий ФАС и ее территориальных органов.

Критерии разграничений:

1. Территориальный критерий

1.1. ФАС осуществляет контроль, возбуждает и рассматривает дела по факту нарушения антимонопольного законодательства, если деятельность субъектов выходит за территорию компетенции соответствующего территориального органа, в том числе по географическим границам конкретного товарного рынка. Все административные процедуры, как правило, совершается по месту совершения действия, сделки.

1.1.1. ФАС осуществляет контроль в отношении деятельности субъектов естественных монополий, которая осуществляется на территории более чем 5.

1.1.2. Стоимость активов лиц участвующих в сделке.

1.1.3. Размер активов финансовых организаций.

Правовой статус лиц, заменяющих доминирующее положение.

Ст 4,5 фз о защите конкуренции

Постановления правит от 19.12.2007#896

приказ ФАС от 28.04.2012 #220

Приказ ФаС от 25.04.2006#108 применяется в части не противоречащей приказу 220

Приказ ФАС от 17.01.2007#5

Признаки доминирующего положения:

1. Размер доли на рынке. Доминирующим признается в силу закона положение хозяйствующего субъекта при наличии доли на рынке 50%. Антимонопольный орган ничего не доказывает.

От 35 до 50% антимонопольный орган может доказать что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение. Дополнительные признаки:

· Неизменность, стабильность доли. Рассматривается в течении одного года.

· Характеристика рынка и товара - вопрос о взаимозаменяемости.

При наличии доли менее 35% не устанавливается, но есть исключения предусмотренные в этом ФЗ и в других. Смотреть исключения в ч 6.1. Ст 5. Ч3 ст 5

В соответствии с п8 ст 5, оценку состояния конкурентной среды на рынке в том числе состояния на рынке доминирующего положения дает антимонопольный орган

2. Рыночный потенциал - возможность оказывания решающее влияние на общее условия обращения товара на рынке.

30.10.2012

Последствия установления доминирующего положения:

1. Основания для внесения сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.

2. Основания для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст 10. фЗ о защите конкуренции.

3. Основания для оценки положения хозяйствующего субъекта при осуществлении гос контроля за экономической концентрацией.

4. Основания для учета положения хозяйствующего субъекта в рамках размещения гос и муниципального заказа на товары работы услуги и осуществление закупок отдельными видами юридических лиц. (Будет проводиться закупка без торгов)

Порядок определения доминирующего положения.

Приказ #220,108. Этапы определения доминирующего положения совпадают с этапами порядка оценки конкурентной среды на рынке. Какие этапы всегда будут применяться:

1. Определение временного интервала исследования рынка. Зависит от цели административной процедуры. Если доминирующее положение, то ретроспективный порядок применяется. Временной интервал устанавливает в 1 год. Не менее, может быть более 1 года.

2. Определение продуктовых границ рынка.

3. Определение географических границ товарного рынка.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов на рынке.

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъекта (устанавливается к каждому рынку).

6. Составление аналитического отчета. Любое решение антимонопольного органа должно сопровождаться аналитическим отчетом.

Могут не применяться при рассмотрения дела о нарушении законодательства и при внесении в реестр следующие этапы:

1. Определение уровня концентрации на товарном рынка. Монопольный орган исходит из экономических отношений - есть коэффициент рыночных концентраций и Герфинделя – Гиршмана (используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.)

2. Определение барьеров по вхождению на рынок. Барьеры - экономические (затратность для вхождения на рынок); барьер, который устанавливают сами хозяйствующие субъекты договорами.

3. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.




double arrow
Сейчас читают про: