Особенности определения продуктовых и географических границ

Порядок определения границ - исходя из источника получения информации с применением метода.

1. Опросный метод. Метод основанный на сведениях, получаемых от потребителя товара. Метод, основанный на наблюдением за товарными рынками и экономико-статистических расчетов.

2. Выводы самого антимонопольного органа.

3. Метод, основанный на экспертных оценках характеристик товара и особенностей его потребления.

4. Метод, основанный на сведениях предоставляемых продавцами соответствующего товара. Применяется в последнюю очередь.

При применении методов - информация может быть любой, вне зависимости от заинтересованности источника ее предоставления.

Этапы определения продуктовых границ (набор взаимозаменяемых товаров):

1. Предварительное определение товара. Устанавливается исходя из нормативно технической документации, договоров, ОКВЭД. При этом товары с определенными потребительскими свойствами может признаваться и продукт деятельности отдельных стадий производства, при наличии следующих условий:

1.1. Если деятельность осуществляется вертикально-интегрированными структурами (холдинги);

1.2. Продукция может без дополнительных издержек обращаться в качестве товара на соответствующем рынке (размер издержек не должен превышать 10% от стоимости продукции);

1.3. Возможность вертикально-интегрированных субъектов и их структурных подразделений, как фактических, так и потенциальных продавцов реализовывать соответствующий товар при изменении условий конкуренции на конкретном товарном рынке. Такая возможность устанавливается с применением второго и третьего метода получения информации.

1.4. Может оцениваться наличие товара, мощность производства которого в короткие сроки и без дополнительных издержек могут быть переведены на выпуск рассматриваемого товара (взаимозаменяемость по производству).

2. Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемых.

3..........

Способы определения взаимозаменяемости:

1. Исходя из характеристик потребительских свойств и порядку реализации товаров:

1.1. Функциональное назначение. Обращение к условия договора

1.2. Потребительские свойства

1.3. Цель приобретения. Оптовый и розничный рынок.

1.4. Качественные характеристики

1.5. Цена

1.6. Условия реализации

2. Взаимозаменяемость может устанавливаться на основе экспертных оценок. С применением соответствующих номенклатур.

3. Взаимозаменяемость может применяться исходя из фактической замены товаров потребителями или из их готовности к такой замене. Если для замены требуется более одного года или покупатель несет значительные издержки в связи с заменой (10%) - взаимозаменяемость товаров отсутствует. При этом мнение покупателей анализируется исходя из деления их на группы:

3.1. Способ и формы участия в товарообороте - оптовые или розничные.

3.2. Место приобретения товара.

3.3. Требования к товарам

Если один и тот же продавец устанавливает для разных групп покупателей, то эти покупатели признаются действующими на разных рынках.

4. По результатам наблюдений за соответствующим рынком с применением экономических методов.

4.1. Процедура (тест гипотетического монополиста) - проводится при наличии не большого, но долговременного повышения цен на рынке в пределах от 5% до 10% при условии приобретения покупателями другого товара, снижения объема продаж (у предыдущего продавца) и делающим такое повышения цен, невыгодными для продавца. Процедура проводится до тех пор, пока не будет выявлена группа товара, при повышении цены на которые не будет снижение выгод продавца. Выбор проводится по наименьшему кругу товаров.

4.2. Анализ ценообразования и динамика цен, применительно к спросу на товары. При этом применяется показатель перекрестной эластичности спроса к цене. Это изменения в процентах объема спроса на товар к изменению цены на другой товар за определенный период времени. Товар взаимозаменяемый, если данный показатель устойчив и превышает 1%.

Определение географических границ товара:

1. Предварительное определение географических границ. Основой является следующая информация:

1.1. Информация о регионе, где действует хозяйствующий субъект (где осуществляет реализацию товара);

1.2. Информация о ценообразовании и разном уровне цен на территории Рф;

1.3. Информация о структуре товаро-потоках, т е о границах территории применительно к которой ввозится и вывозится не более 10% от общего объема товарной массы (на всех рынках РФ).

Различают следующие виды товарных рынков:

1. Федеральный

2. Межрегиональный

3. Региональный

4. Местный

5. Локальный

2. Этап - выявление условий обращения товара, ограничивающие экономические и иные условия обращения товара на конкретной территории?????

Методы по определению географических границ:

1. При выявлении условий обращения товара на рынке анализируется след условия:

1.1. Требования транспортировки товара - сроки, виды транспорта;

1.2. Организационно-транспортные схемы приобретения товара;

1.3. Возможность перемещения товара к потребителю;

1.4. Расходы связанные с приобретением товара;

1.5. Особенности территории - климатические условия, уровень ценообразования, социально-экономические показатели;

1.6. Региональные предпочтения в спросе на товар;

Во всех случаях, если цена на товар на соответствующих территориях различается в сторону увеличения (5-10%), данная территория относится к разным рынкам.

2. Также могут применяться экономические метолы, которые определяются при определении продуктовых границ (тест гипотетического монополиста).

3. Определение географических границ.

Определение состава хозяйствующих субъектов для расчета доли на рынке:

1. Это субъекты, которые постоянно производят продают в границах установленного рынка в пределах определенного временного интервала товар;

2. Продавцы товаров взаимозаменяемых по производству;

3. Потенциальные субъекты рынка - которые в течении короткого времени (1 год) могут войти на рынок при обычных условиях оборота; при соблюдении законодательства РФ(например, лицензирование); без дополнительных издержек (окупаемость входа на рынок в теч 1 года, при уровне цен, который отличается не более чем на 10% средневзвешенной цены).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: