Понятие и предмет антимонопольного (конкурентного) права

Конкурентное право (АМП) является одним из регуляторов хозяйственной деятельности.

Объектом АПМ как одной из комплексных отраслей законодательства, регулирующих рыночную, хоз. деятельность, являются общественные отношения в экономической сфере, связанные с вопросами конкуренции и монополии.

АМП, имея предмет и объект, определенную сферу регулирования и круг субъектов регулирования, в то же время применяет самые разнообразные методы правового регулирования, характерные для различных отраслей права: например, гражданско-правовой метод дозволений или диспозитивный метод и метод императивных предписаний, властного принуждения, характерный для административного права и иных публично-правовых отраслей. С теоретико-правовой точки зрения конкурентное право, формируясь вокруг своего объекта – общественные отношения в экономической сфере, связанные с вопросами конкуренции и монополии, – для осуществления такого регулирования использует правовые институты различных правовых отраслей, таких как конституционное, гражданское, гражданско- и арбитражно-процессуальное административное, уголовное и уголовно-процессуальное право.

АМП это комплексная отрасль законодательства, регулирующая экономические отношения в сфере конкуренции и монополии.

Под отношениями, регулируемыми АМП, следует понимать общественные отношения, в которыхмогут участвовать физические и юридические лица, включая потребителей, хозяйствующих субъектов, находящихся или не находящихся вконкурентных отношениях друг с другом, органы государственнойвласти и местного самоуправления, объединения физических и юридических лиц. Эти отношения возникают в сфере конкуренции и монополии, права и обязанности их участников определены нормамизаконодательства, регулирующего отношения в сфере конкуренции имонополии.

Предмет АМП в качестве правовой и учебной дисциплины или учебного курса составляют нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере конкуренции и монополии, административная и судебная практика в данной области, история развития антимонопольного (конкурентного) права в России и за рубежом, отечественная и зарубежная правовая доктрины в области антимонопольного (конкурентного) регулирования, зарубежное антимонопольное (конкурентное) законодательство, отечественный и зарубежный опыт правового регулирования конкуренции и монополии, экономические знания в сфере антимонопольного (конкурентного) регулирования.

Субъектный состав регулирования антимонопольного (конкурентного) права в узком смысле образуют хозяйствующие субъекты, индивидуальные предприниматели участвующие в регулируемых нормами права отношениях в сфере конкуренции, а также потребители и органы власти и их должностные лица, уполномоченные в той или иной сфере правового регулирования конкуренции и монополии. В широком смысле - из самого обширного круга частных лиц и публичных органов и организаций, участвующих в отношениях, связанных с конкуренцией и монополией. Это хозяйствующие субъекты, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую, хозяйственную деятельность, органы государственной власти и МСУ и их должностные лица, ответственные за те или иные аспекты реализации норм конкурентного права, потребители товаров, работ и услуг, а также все публичные и частные лица, на которых распространяется обязанность воздерживаться от нарушения правил, предусмотренных конкурентным правом, лица, допустившие такое нарушение или действия которых рассматриваются как такое нарушение.

Как уже отмечалось, в субъектный состав конкурентного права входят и потребители, правой статус которых в конкурентном праве имеет свои особенности по сравнению с аналогичным статусом, за- крепленным в законодательстве о защите прав потребителей.

Цель правового регулирования конкуренции и монополии – обеспечение эффективности рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями, защита публичных экономических интересов, в том числе интересов потребителей продукции.

Задачи правового регулирования в данной сфере – государственная поддержка и защита конкуренции, осуществляемая посредством следующих правовых способов:

– создания необходимых условий для существования и развития экономической состязательности на рынке (конкурентных отношений);

– признания за субъектом предпринимательства права на конкуренцию и защиты этого права;

– контроля за монополизацией предпринимательской деятельности (за доминирующим положением, концентрацией капиталов);

– предупреждения и преследования правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, противоправных антиконкурентных действий (бездействий), актов органов власти и должностных лиц) и других способов.

Антимонопольная политика – «комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганды и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил».

Это понятие отличается от понятия конкурентной политики, которая представляет собой более широкое явление, включающее комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: