Международно-правовое регулирование конкуренции и монополии: общая характеристика

Международно-правовое регулирование конкуренции происходит в рамках универсальных и региональных международных организаций, а также посредством различных, не связанных с созданием международных организаций международных соглашений между государствами, конкурентными ведомствами государств и иными субъектами международного права.

Исторически первый международно-правовой акт в области конкурентной политики появился в сфере противодействия недобросовестной конкуренции. Этим актом стала Парижская конвенция 1883 г. об охране промышленной собственности, которая явилась, по мнению ученых, сильным импульсом для формирования законодательств европейских стран, направленного на борьбу с недобросовестной конкуренцией. Около 200 стран (в их числе все европейские) на сегодняшний день выполняют это старейшее международное соглашение. В Конвенции отмечается, что все страны – члены Парижского союза обязаны противодействовать недобросовестной конкуренции.

В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 100 странах мира, лежат законодательство о конкуренции (competition law) и антимонопольное законодательство (antitrust law), ставящие перед собой цель — содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства или группы государств и ограничение монопольной власти одного или нескольких субъектов, а также регулирование отношений между участниками рынка в различных государствах.

Законы о конкуренции вмешиваются в три определенные сферы функционирования рынка:

 структуру экономического рынка,

 экономическое поведение;

 экономический результат.

Законы о конкуренции основываются на двух различных, но соотносящихся концепциях — концепции власти над рынком и концепции господства рынка.

Политика конкуренции применяется для того, чтобы лишить компании возможности воспользоваться властью над рынком, злоупотребляя своим господствующим положением, и не допустить господство рынка, позволяющее компании создавать в частном порядке барьеры для торговли и ограничивать конкуренцию.

Во многих государствах институты, в обязанность которых входит проведение антитрестовского законодательства, строятся в соответствии с одной из двух основных моделей — административной (политической) системы, при которой ответственность за применение закона возлагается на административный орган, и юридической системы, предусматривающей применение антитрестовского законодательства судебной системой.

Конференция ООН по промышленности и торговле (ЮНКТАД) в течение последних 10 лет постоянно осуществляет деятельность по разработке комплекса основополагающих понятий и положений, касающихся ограничительной деловой практики в торговле, включая комплекс положений, направленных на недопущение злоупотреблений доминирующим положением компаний на рынке, недопущение согласованных действий и сделок, связанных со слияниями и поглощениями, приводящими к изменению структуры рынка.

Некоторые вопросы конкуренции на международном уровне становились предметом обсуждения в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Так, в 1994 г. на 27-й сессии этой Комиссии был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг», содержащий, в частности, нормы проконкурентного характера в сфере закупок.

Политика конкуренции является наиболее развитой общей политикой Европейского сообщества и оказывает сильное влияние на деятельность предприятий как в самом ЕС, так и вне его, стимулируя создание единого внутреннего рынка.

Цель конкурентной политики Сообщества заключается в том, чтобы обеспечивать эффективную конкуренцию (в противоположность идеализированной совершенной конкуренции), функционирование которой обеспечивало бы эффективную реализацию масштабных политических, экономических и социальных задач развития общества.

Помимо ЕС возникают иные опыты наднационального регионального экономического и политического сотрудничества государств, в том числе в сфере правового регулирования конкуренции и монополии, в частности в рамках таких региональных союзов и соглашений государств, как СНГ, НАФТА, АТЭС, МЕРКОСУР.

МКС – Международная конкурентная сеть. Это универсальная международная площадка взаимодействия конкурентных ведомств, в том числе и по вопросам антимонопольной политики. Она представляет собой объединение антимонопольных органов разных стран мира, ориентированное на реализацию отдельных проектов, действующее на основе консенсуса, нацеленное на усовершенствование правоприменительной практики.

Наряду с деятельностью универсальных и локальных международных организаций в области конкуренции важным элементом международно-правового регулирования конкуренции является практика заключения двусторонних и многосторонних соглашений между государствами и иным субъектами международного права, не связанных с созданием международных организаций.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: