Функции и полномочия антим органа в соотв. с гл.6 ФЗ. Правительство РФ

Федеральная антимонопольная служба является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности. (Постановление Правительства от 07.04.2007 г.)

Основными функциями ФАС являются (ст.22):

а) контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

б) выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения, привлечение к ответственности;

в) предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных нарушений;

г) контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия (ст.23):

1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

2) выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;

3) выдает фоив, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам МСУ, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания;

3.1) выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, об аннулировании торгов;

3.2) выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

4) направляет в ФОИВ по рынку ценных бумаг, ЦБ РФ предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий в случае, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;

7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

8) ведет реестры;

9) издает нормативные правовые акты, предусмотренные ФЗ;

10) дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;

11) ежегодно представляет в Правительство РФ доклад о состоянии конкуренции в РФ и размещает его на сайте антимонопольного органа.

Система и структура антимонопольного органа. Согласно п. 8 Положения о ФАС России Федеральную антимонопольную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Таким образом, руководитель ФАС России не может сам уволить или утвердить в должности своих заместителей. Они назначаются на должность и освобождаются от нее только Правительством РФ. Вместе с тем начальников структурных подразделений - управлений, как территориальных, так и центрального аппарата, - Руководитель службы назначает непосредственно сам. Обязанности между заместителями распределяются непосредственно руководителем ФАС России.

В настоящее время, согласно п. 6 Постановления № 189, Правительством России ФАС разрешено иметь до пяти заместителей руководителя, в том числе одного статс-секретаря - заместителя руководителя.

Структурным подразделением ФАС России является управление. Разрешено иметь в структуре центрального аппарата до 17 управлений по основным направлениям ее деятельности.

ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. Территориальные органы ФАС России действуют в статусе управлений - структурных подразделений ФАС России и возглавляются руководителями территориальных органов - территориальных управлений. Руководители территориальных управлений подчиняются Руководителю и заместителям руководителя ФАС России (п. 3 Постановления № 189 и п. 4 Положения).

Общая штатная численность сотрудников ФАС России устанавливается Правительством России, однако перечень территориальных органов ФАС, их конкретные функции и полномочия определяются и утверждаются самим антимонопольным органом в лице его руководства.

Правительство РФ также относится к антимонопольным органам. ФАС находится в ведении Правительства. Правовое регулирование – ФЗ «О Правительстве». Правительство осуществляет нормативно-правовое регулирование конкуренции и монополии в пределах своих полномочий В ведение Правительства России входит целый ряд федеральных органов исполнительной власти, ответственных за различные направления реализации конкурентной политики, в том числе Минэкономразвития России, ФАС России, Федеральная служба по тарифам, Роспатент. При этом в отношении ФАС России и ФСТ России Правительство России осуществляет непосредственное руководство и контроль.

В целом Правительство России как высший орган исполнительной власти несет ответственность за осуществление руководства деятельностью органов исполнительной власти в целях реализации государственной политики страны в сфере экономики, торговли, промышленности, хозяйственной деятельности, включая конкурентные аспекты такой деятельности, является ответственным руководящим органом исполнительной власти по вопросам конкурентной политики России. Для этих целей Правительство России не только принимает нормативные правовые акты в области конкурентного регулирования и непосредственно руководит подчиненными ему ФОИВ, но и осуществляет координацию деятельности всех подведомственных ему органов исполнительной власти по вопросам конкурентной политики, заключает от имени России международные межправительственные торговые и иные экономические соглашения, которые могут быть посвящены целиком или в части вопросам международно-правового регулирования конкуренции и монополии.

Правительством созданы и при Правительстве же действуют различные межведомственные координационные и совещательные органы, в том числе комиссии, комитеты, консультативные советы.

– Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации;

– Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

– Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, и др.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере конкуренции:

осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

Поручения Правительства могут быть основанием для проведения внеплановой проверки антимонопольным органом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: