Правовое регулирование конкуренции и монополии в ЕС, как квазигосударственном образовании. Основные проконкурентные нормы Римского договора 1957 г. о создании ЕС

АЗ ЕС состоит из норм, содержащихся в таких основных источниках как:

• Договор о создании европейского объединения угля и стали 1951г.

• Римский договор об учреждении Европейского Экономического сообщества 1957г.,

• Договор о ЕС.1992г. (Маастрихское соглашение).

Первые нормы, направленные на обеспечение конкуренции, были уже в Договоре о создании первого экономического сообщества Европы – Европейского объединения угля. Затем нормы, направленные на обеспечение конкуренции на пространстве Общего европейского рынка, были включены в Римский договор 1957 г.

Согласно ст.85 Римского договора запрещается заключение договоров и осуществление совместных действий, которые оказывали бы влияние на торговлю между странами-членами и целью которых являлось бы предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции на общем рынке.

Договоры, противоречащие тексту ст. 85, считаются аннулированными автоматически.

Несмотря на это стороны могут подать заявления с просьбой об освобождении от обязательств по этой ст., если:

• следствием договора является усовершенствование производства;

• договор предоставляет потребителям удовлетворительную долю преимуществ,

• договор не ставит ограничений, без которых можно было бы обойтись;

• договор не устраняет конкурентов значительной части товара, являющихся предметом договора;

• договор обеспечивает преимущества, значение которых превышает ущерб, наносимый конкурентам.

Комиссия имеет право предоставлять индивидуальные (разовые) и общие документы об освобождении.

В первом случае стороны по договору обязаны направить извещение о заключении договора, во втором – разрешение может охватывать определенный класс ограничительных договоров, которые, по мнению Комиссии, обеспечивают достаточную эффективность и преимущества в плане распределения, чтобы возместить любые возможные убытки, которые может потерпеть конкуренция.

Ст.86 запрещает злоупотребление господствующим положением любому концерну на общем рынке, которое оказало бы влияние на торговлю между остальными государствами.

Эта статья содержит перечень запрещенных действий, в том числе таких, как навязывание несправедливых коммерческих условий, ограничение производства, рынков или технического развития в ущерб интересам потребителей, применение дискриминационных условий при совершении приблизительно однородных сделок, применение чрезмерно завышенных цен и связывающих положений.

В ЕС в качестве главной задачи конкурентной политики было определено «создание режима, обеспечивающего условия, при которых конкуренция на общем рынке будет носить нормальный характер».

Европейская комиссия осуществляет регулирование четырех сфер деятельности:

• Контроль за антиконкурентными соглашениями и злоупотреблением доминирующим положением;

• Контроль над слиянием фирм;

• Либерализация экономических секторов, относящихся к сфере естественной монополии;

• Регулирование государственной помощи.

В 1992 г. принимается Маастрихстский договор, учреждающий ЕС. Данный Договор регулировал наряду с другими вопросами и порядок обеспечения конкуренции в ЕС. Антимонопольное регулирование в ЕС осуществляется также на основе регламентов Совета ЕС, являющегося «его законодательным органом.

Правовое регулирование конкуренции и монополии в ЕС не дублирует и не заменяет национального конкурентного регулирования и контроля, осуществляемого в странах ЕС. Но как только факт нарушений касается экономической ситуации на Общем рынке в целом, вопросы рассматривает Европейская комиссия.

Функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства ЕС осуществляет Комиссия ЕС. Этот орган наделен исполнительной властью и нормотворческими полномочиями. Члены Комиссии назначаются государствами – членами ЕС, Комиссия реализует политику конкуренции в рамках, определяемых законодательным органом ЕС – Советом министров (Советом ЕС), объединяющим представителей государств-членов. Ответственность за соблюдение правил конкуренции возложена на Европейскую комиссию ст. 89 и 93 Римского договора. «Комиссия наделена полномочиями расследовать случаи нарушения установленных правил конкуренции со стороны предприятий и государств-членов и принимать меры по их пресечению».

Главными действующими лицами в Комиссии европейских сообществ в части исполнения законодательства и политики конкуренции в Европейском союзе является Генеральная дирекция IV. Генеральная дирекция – непосредственный рабочий орган Комиссии, уполномоченный в области проведения конкурентной политики.

Еще одним органом ЕС в области конкурентной политики является Консультативный комитет по ограничительной практике и монополиям, состоящий из официальных представителей государств-членов. Полномочия данного органа носят консультативный характер.

К судебным органам ЕС, рассматривающим дела по вопросам конкурентного права, относятся Суд правосудия ЕС и Суд первой инстанции. Последний непосредственно занимается вопросами защиты конкуренции. Суд первой инстанции является промежуточной ступенью между Комиссией и Судом ЕС: в случае несогласия обвиняемых с решением КЕС и Суда первой инстанции они могут подать апелляцию в Суд ЕС.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: