Механизм предупреждения и пресечения соглашений хозяйствующих субъектов

Для противодействия используется следующая схема: -Система запретов(ст. 10-11) + система допустимых соглашений (12-13)(принцип эффективности) -предупреждение, пресечение, ответственность

Статья 35 устанавливает общие условия контроля ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов, которые применимы к соглашениям хозяйствующих субъектов, вне зависимости от сферы их хозяйственной деятельности. Но кроме того, данная статья предусматривает и особые условия контроля в отношении ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на рынках финансовых услуг, иными словами, финансовых организаций. Основное содержание этого контроля состоит в согласовании антимонопольным органом проектов соглашений хозяйствующих субъектов и принятии решения о том, могут ли данные соглашения быть признаны допустимыми с точки зрения антимонопольного законодательства или нет. Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с Законом о защите конкуренции, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия требованиям антимонопольного законодательства проекта соглашения в письменной форме. Если соглашение будет признано допустимым, то хозяйствующие субъекты будут развивать свой бизнес с помощью таких соглашений.

Если антимонопольный орган сочтет, что данное соглашение недопустимо с точки зрения антимонопольного закона, тогда данные хозяйствующие субъекты должны будут от этого соглашения отказаться либо, если это возможно, изменить его условия в целях соответствия Закону о защите конкуренции. Закон о защите конкуренции не обязывает хозяйствующие субъекты предоставлять в антимонопольный орган проекты таких соглашений, но дает им право делать или не делать этого. В отношении финансовых организаций действует уже императивная норма. Они обязываются предоставлять проекты своих соглашений.

Вместе с заявлением хозяйствующие субъекты предоставляют в антимонопольный орган документы и сведения в соответствии с перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом. В антимонопольный орган должны предоставляться: Документы и сведения о лицах, имеющих намерение заключить соглашение. Сведения о соглашении. Сведения о лицах, принадлежащих к той же группе лиц, что и лица, имеющие намерение заключить соглашение. Сведения о производстве и реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектом, сведения об основных покупателях, сведения о закупках товаров (работ, услуг), сырья и комплектующих, необходимых для производства товаров (работ, услуг), сведения об обороте услуг по основным видам деятельности финансовых организаций. В течение 30 дней с даты поступления всех необходимых для рассмотрения заявления документов и сведений антимонопольный орган принимает решение о соответствии или несоответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.

Основаниями для принятия решения о несоответствии являются: - недостоверность сведений, содержащихся в документах, а также иных сведений, представленных хозяйствующим субъектом и имеющих значение для принятия решения; - непредставление документов и сведений.

Решение антимонопольного органа о соответствии проекта соглашения прекращает свое действие, если такое соглашение не достигнуто в течение года со дня принятия указанного решения. Антимонопольный орган вместе с решением о соответствии проекта соглашения вправе выдать участникам соглашения предписание, направленное на обеспечение конкуренции. Антимонопольный орган вправе отменить решение в случае, если:1) после принятия решения установлено, что при рассмотрении заявления хозяйствующего субъекта, имеющего намерение достичь соглашения, были представлены недостоверные сведения; 2) хозяйствующими субъектами, имеющими намерение достичь соглашения, не выполняется предписание антимонопольного органа, направленное на обеспечение конкуренции; 3) изменились условия признания проекта соглашения допустимым.

Пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов осуществляется посредством общей административной процедуры рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. По итогам рассмотрения дела выносится решение о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. При наличии такого нарушения виновным лицам выдается предписание, в котором содержатся требования, направленные на пресечение нарушений, обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства. Также в предписании может содержаться санкция, например, обязанность перечислить в бюджет незаконно полученный доход.

В случае, если данные соглашения и согласованные действия содержат признаки административного правонарушения по КоАП РФ также возбуждается административная процедура по применению к нарушителям мер административной ответственности. Административная ответственность по КоАП РФ за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию: заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий влечет наложение административного штрафа.

Возможность освобождения участников таких соглашений и действий от ответственности: лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, отказавшееся от участия или дальнейшего участия в таком соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления таких согласованных действий и предоставившее имеющиеся у него сведения (информацию) в целях установления факта такого соглашения или таких согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное данной статьей.

В случае, если антимонопольный орган при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в форме заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий придет к выводу о наличиях в данных соглашениях и согласованных действиях признаков уголовного преступления, антимонопольный орган направляет в установленном порядке материалы в правоохранительные органы для принятии соответствующих мер реагирования.

Пресечение и применение мер юридической ответственности за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий может быть реализовано судебными органами непосредственно.

Применение к виновному лицу мер публичной ответственности не исключает реализацию потерпевшим лицом гражданско-правовой ответственности. Если дело о заключении ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий предварительно рассматривалось антимонопольным органом и даже если были в отношении виновного реализованы меры административной ответственности или уголовной, потерпевший не лишается возможности предъявить в суд гражданский иск о возмещении понесенного ущерба от таких соглашений и действий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: