Образ Я - представление индивида о самом себе

Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой» [3].

Фактически и в первом, и во втором определении речь идет об одних и тех же компонентах структуры «Я»: когнитивном, аффективном и регуляторно-волевом. МИСС полностью признает такое разделение, поэтому первое

Требование к единице анализа заключается в том, что она должна включать указанные компоненты.

Второе требование. Практически все психологи, прикасающиеся к теме «Я», подчеркивают его полимодальность и многоаспектность. Выделяют следующие модальности «Я»: актуальное Я (какой Я есть сейчас); идеальное Я (каким Я хочу стать); динамическое Я (каким Я намерен стать); отраженное Я (каким Я думаю, меня воспринимают другие); маска (каким Я хочу казаться); фантастическое Я (каким Я хотел бы быть, если бы это было возможно) и т. д.

Аспекты Я – это всевозможные оттенки модальностей. Например, и в Актуальном Я и в Идеальном Я можно различить физический, социальный, интеллектуальный, профессиональный и т. п. аспекты.

Представленность различных модальностей Я и их аспектов составляет суть второго требования к единице анализа Я-концепции.

Третье требование. Большинство исследователей принимают, идущую от символического интеракционизма точку зрения о том, что Я-концепция формируется в процессе социального взаимодействия. Знания о себе, самооценка и намерения по отношению к самому себе появляются в результате сравнения себя с другими людьми. Этот малооспариваемый тезис составляет суть третьего требования к единице анализа Я-концепции. В ней должна отражаться идеальная представленность социального окружения, как основа самопознания и самоотношения.

Четвертое требование. К. Роджерс определял Я-концепцию как «организованный, последовательно концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый» [цит. по 20, с. 540].

В этом определении для наших целей наиболее важным является указание на существование осознаваемого и неосознаваемого компонентов Я-концепции. Несмотря на то, что сам К. Роджерс в одной из своих работ предложил сузить понятие Я-концепции, включив в него только осознаваемые компоненты, следует помнить, что это был вынужденный шаг. Он был связан с необходимостью дать четкое операциональное определение Я-концепции, оправдывающее применение методики Q-сортировки для исследования Я. Исключение неосознаваемого компонента из Я-концепции способно только обеднить это понятие. Поэтому четвертое требование к единице анализа «Я» звучит так: в ней обязательно должен присутствовать осознаваемый компонент и хотя бы потенциально – неосознаваемый.

Пятое требование. У. Джеймс считал, что к сфере «Я» относится все то, что человек считает своим. С этой точки зрения и дети, и друзья, и работа, и квартира, и религия также характеризуют индивидуальное «Я».

Действительно, человек может испытывать гордость или стыд за поступки своих детей так же, как за свои собственные. Смерть друга или потеря работы меняет взгляд человека на самого себя, отражается в его настроении и самочувствии, оценке своих возможностей. Приобретение новой, более престижной квартиры немедленно отражается на самооценке и т. д. Иногда эту часть «Я» называют «Мое» и учет этой составляющей составляет суть пятого требования к единице анализа «Я».

Шестое требование. Многие авторы подчеркивают уровневое строения Я [3, 9, 12]. Основания для выделения уровней, конечно же, различаются. Иногда уровни индивидуального Я рассматриваются и собственно как уровни, и как фазы развития самосознания. Требование иерархичности можно было бы не включать в перечень, если бы не то обстоятельство, что концепция «Я», изложенная в этом руководстве так же предполагает иерархичность Я-концепции. Более того, она позволяет соединить разные теоретические взгляды не только на иерархичность Я, но и на другие «иерархии», в частности, на иерархичность мотивационной сферы личности, как ее понимал А.Н. Леонтьев, и иерархичность системы индивидуальных конструктов, как ее понимал Дж. Келли.

Седьмое требование. До сих пор речь шла о структуре «Я». Функции Я-концепции не менее разнообразны. Она выполняет важнейшую роль в организации поведения человека. От того, что человек сам о себе думает, зависит принятие решений о выборе работы, супруга, друга, хобби и т. д.; процессы адаптации; способы психологической защиты; индивидуальный стиль деятельности, общения, жизни; реакции на события и поступки других людей, и многое другое.

Задача классификации функций Я-концепции может вылиться в отдельную и весьма емкую работу. Поэтому здесь упоминаются три общепризнанные и главнейшие функции Я-концепции (соответственно и требования к единице анализа), как их определил Р. Берн. К ним относятся: 1) обеспечение внутренней согласованности; 2) интерпретация опыта и 3) Я-концепция как источник ожиданий.

Итак, принятые в МИСС требования, которым должна соответствовать единица анализа Я, следующие:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: