Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов

Важнейшими посредническими услугами банка являются услуги клиентам по осуществлению расчетных операций. Посредством расчетных операций осуществляется движение огромного потока платежных средств. Внедрение Центральным банком РФ электронной безбумажной технологии на магнитных носителях позволяет обеспечить высокую надежность обслуживания клиентов и завершения расчетов в течение рабочего дня вне зависимости от местонахождения клиентов.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты, выполняемые путем записи по счетам в банках, при которых деньги списываются со счетов плательщиков и зачисляются на счета получателей.

Безналичные расчеты осуществляются через коммерческие банки:

- между предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности;

- между юридическими, физическими лицами и банками по коммерческим договорам;

- между юридическими лицами и населением по выплате заработной платы и других доходов;

- между физическими и юридическими лицами с Государственным бюджетом по оплате налогов и сборов и выплате бюджетных средств;

- между физическими лицами.

Менеджмент безналичных расчетов должен осуществляться на основе следующих принципов и установленных правил:

- расчеты осуществляются по банковским счетам, открытым для хранения и перевода средств как физическим, так и юридическим лицам;

- платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной очередности и в пределах остатка средств на счете;

- банки предоставляют клиентам свободу в выборе форм безналичных расчетов и не вмешиваются в договорные отношения между клиентами;

- клиенты сами определяют срочность платежа до начала торговой операции, немедленно или через определенный срок после совершения торговой операции согласно договору между клиентами;

- банк осуществляет платежи по поручению клиента только при наличии у клиента или у его гаранта ликвидных средств для погашения обязательств перед получателем денежных средств;

- все расчетные операции по поручению клиента банк осуществляет в соответствии с договором расчетно-кассового обслуживания, заключенного между клиентом и банком.

Менеджмент безналичных расчетов клиентов банка заключается, в основном, в организации:

- учетно-операционного обслуживания клиентов банка;

- системы документооборота банка;

- внутрибанковского контроля за осуществлением расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Организация учетно-операционного обслуживания клиентов должна быть подчинена следующим условиям:

- все операции с документами клиентов должны быть осуществлены в течение одного операционного дня и отражены в бухгалтерском учете банка в тот же день;

- движение денежных средств по документам клиентов должно производиться в тот же операционный день;

- баланс произведенных расчетов за операционный день должен быть составлен не позднее начала следующего операционного дня;

- о результатах произведенных расчетов клиент извещается не позднее начала следующего операционного дня.

Для осуществления учетно-операционного обслуживания клиентов в коммерческих банках создаются специальные группы учетных работников, осуществляющих ведение счетов клиентов с момента открытия этих счетов и до их закрытия. Количество групп и их состав зависят от количества счетов и масштаба деятельности банка. Счета и операции группируются по однородности экономического содержания и распределяются между соответствующими исполнителями, регистрируются в специальной книге и оформляются подписями ответственных работников.

Для удобства обслуживания клиентов их счета разделяются по типам клиентов:

- резидентства: резидент и нерезидент;

- формам собственности: средства Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; средства предприятий, находящихся в федеральной, государственной и негосударственной собственности;

- деятельности.

При оформлении банковских операций по счетам клиентов необходимо организовать контроль за законностью операций и сохранностью средств. Ответственный исполнитель проверяет правильность оформления документа и заверяет его своей подписью.

Если документ требует дополнительной проверки, он проверяется еще и контролером, после чего осуществляется операция по счету клиента.

В соответствии с правовым статусом клиента, его правоспособностью и характером деятельности банки могут открывать клиентам расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.

Для открытия расчетного и иных счетов в банке юридические лица должны предоставить следующие документы:

- копия устава (положения), заверенная нотариально, либо зарегистрировавшим органом, либо утвердившим органом;

- копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), заверенная нотариально либо ИМНС, зарегистрировавшим предприятие;

- учредительный договор для ООО, заверенный нотариально;

- решение о создании организации, в случае если учредитель одно физическое или юридическое лицо;

- документы, подтверждающие полномочия руководителя, главного бухгалтера и других лиц, имеющих право подписи финансовых документов, заверенные печатью организации;

- заявление об открытии счета, подписанное лицами, указанными в образцах подписей и печати;

- договор банковского счета с тарифами в двух экземплярах, подписанный лицами, указанными в образцах подписей и печати;

- карточка с образцами подписей лиц, имеющих право первой и второй подписи, и оттиска печати, один экземпляр, заверенное нотариально либо вышестоящей организацией;

- свидетельство о постановке на учет в ИМНС, заверенное нотариально либо ИМНС;

- копия справки о присвоенных кодах статистического учета, заверенная предприятием;

- ксерокопии паспортов лиц, заявленных в карточке образцов подписей, заверенные печатью организации;

- справка из Пенсионного фонда на открытие счета в банке и копия свидельства о регистрации Фонда социального страхования, заверенная печатью организации.

Для расчетных операций используется в основном расчетный счет. Открытие расчетного счета после предоставления всего необходимого комплекса документов сопровождается заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании по которому банк берет на себя обязательства по проведению расчетов, обеспечению сохранности и возврату средств, о конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента, а клиент несет ответственность за достоверность документов, проводимых по счету.

Расчетный счет предназначается и используется:

- для зачисления выручки от реализации продукции и услуг;

- для учета своих доходов от внереализационных операций;

- для учета сумм полученных кредитов и иных поступлений;

- для расчетов с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам с рабочими и служащими по оплате труда, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, по решению судов и прочих расчетов.

Остаток расчетного счета показывает свободные денежные средства, которыми располагает клиент. Банк выдает клиенту выписки по счету по мере совершения операций.

Текущие счета открываются клиентам, являющимся некоммерческими организациями, и предназначаются для того же объема операций, что и расчетные счета.

Бюджетные счета открываются предприятиям, организациям и учреждениям, которым выдаются средства из бюджета для целевого их использования.

Банки имеют право открывать клиентам на определенный срок накопительные счета для зачисления средств, операции по которым не допускаются. Средства с накопительных счетов по истечении срока перечисляются на оформленные в установленном порядке расчетные или текущие счета.

Для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентом в уполномоченном банке параллельно открываются транзитный и текущий валютные счета. Валютная выручка в полном объеме поступает на транзитный валютный счет, о чем уполномоченный банк не позднее следующего дня извещает владельца счета. После получения извещения предприятие дает поручение уполномоченному банку на обязательную продажу валюты и одновременное перечисление оставшейся части валютной выручки на свой текущий валютный счет.

Для учета операций нерезидентов в валюте Российской Федерации предусмотрено открытие отдельных аналитических счетов на новых синтетических счетах второго порядка:

- корреспондентские счета банков-нерезидентов в валюте Российской Федерации – счета типа «К» (конвертируемые);

- корреспондентские счета банков-нерезидентов в валюте Российской Федерации – счета типа «Н» (неконвертируемые);

- физические лица – нерезиденты – счета типа «Ф»;

- юридические и физические лица – нерезиденты – счета типа «К»;

- юридические и физические лица – нерезиденты – счета типа «Н».

Таким образом, счета типа («К», «Н» и «Ф») определяют круг доступных по счету операций.

Осуществление безналичных расчетов порождает взаимные межбанковские расчеты, которые проводятся через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка. Для осуществления движения средств между банками корреспондентские счета могут быть открыты банками или для коммерческих банков в рамках той или иной системы расчетов.

В соответствии с «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 года ЦБ РФ «Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

1. Корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2. Корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3. Счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4. Счетов межрегиональных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Межбанковские расчеты проводятся по трем основным направлениям: через расчетную сеть Банка России, систему прямых корреспондентских отношений и по счетам межрегиональных расчетов.

Установление тех или иных схем корреспондентских отношений требует от банка оценки и всестороннего анализа спектра операций, которые будут осуществляться через каждый корреспондентский счет, стоимости этих операций и их доходности. Вся совокупность схем корреспондентских отношений в России образует национальную платежную систему финансовых расчетов. Сюда же относятся и международные расчеты с применением корреспондентских счетов, открытых в иностранных банках и для иностранных банков.

Вся система межбанковских расчетов основана на двух типах корреспондентских счетов: «Лоро» и «Ностро».

Корреспондентский счет «Лоро» открывается банком-корреспондентом банку-респонденту, в котором он отражается зеркально на счете «Ностро». По счету «Лоро» банк-корреспондент осуществляет операции по перечислению и зачислению средств в соответствии с распоряжением банка-респондента и действующим между ними договором. Основные записи делаются по счету «Лоро». Эти записи являются решающими для обеспечения своевременности платежа, начисления процентов. Операции по счету «Ностро» проводятся по методу зеркальной бухгалтерии. После открытия счетов определяется круг операций, которые будут выполнять друг для друга банки-корреспонденты. При этом, как правило, отношения развиваются постепенно, начиная с ограниченного объема сделок.

Вопросы для повторения:

1. Как осуществляются безналичные расчеты?

2. Назовите принципы организации безналичных расчетов.

3. Чем обусловливается организация безналичных расчетов?

4. Какие виды счетов используются для безналичных расчетов?

5. Какие типы корреспондентских счетов вы знаете?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: