Нюанс 4-й. Какие конструкты не следует включать в тест:
¨ Избыточно проницаемые конструкты. Например, «Мужчина – Женщина»;
¨ Ситуационные конструкты: «Мы с ними вместе отдыхали – все остальные».
¨ Избыточно непроницаемые конструкты: «Предпочитают мини юбки – предпочитают макси». Этот конструкт применим только к женщинам. Если в тесте представлены мужчины, то непонятно как их оценивать по данному конструкту.
¨ Поверхностные конструкты: «Брюнеты – светловолосые».
¨ Неопределенные конструкты: «Бедолаги – Не маются»
¨ Не дифференцирующие конструкты. Это те конструкты, по которым испытуемый относит почти все персонажи к одному из полюсов. Например, все честные за исключением одного-двух.
¨ Дублирующие конструкты. Например, «Добрые – Злые» и «Доброжелательные – недоброжелательные». Если оценки по этим конструктам полностью или почти полностью совпадают, то один из этих конструктов следует исключить. При минимальном опыте это осуществляется на этапе заполнения бланка.
Нюанс 5-й. Сколько конструктов выявлять, должен решить сам психолог. Для расчета коэффициентов корреляции достаточно и двух конструктов, но для расчета проекций персонажей на шкалы конструктов необходимо не менее 15-18 конструктов, но лучше 20 - 25. Процедуру тестирования следует прекращать тогда, когда испытуемый начинает либо настойчиво повторять конструкты, либо придумывать им новые названия.
Нюансы оценки персонажей.
Нюанс 1-й. При оценке персонажей следует избегать символики «хорошо – плохо». Все персонажи, которые характеризуются полюсом сходства, должны быть отмечены крестиком, лучше в виде буквы «Х», а не плюсом. Остальные персонажи можно не помечать никак – это будет указанием на то, что они характеризуются противоположным полюсом.
Почему это важно, можно понять на примере одного забавного случая, который произошел на одном из семинаров по МИСС. Один из слушателей заполнил строку репертуарного теста следующим образом:
+ + + + + + + + + + + + + + + + - + + + Умерли Живые
Из этой строки следовало, что в тест включены только покойники, за исключением одного человека. Разъяснение было следующее: «Умерли – это плохо, значит - минус; живой – это хорошо, ставим плюс». Этот эпизод показателен в четырех аспектах. Во-первых, как уже отмечалось, следует избегать ассоциаций типа «хорошо – плохо». Даже психологи с опытом иногда делают непроизвольные ошибки, если используют символику плюс – минус.
Во-вторых, - это пример не дифференцирующего конструкта. В-третьих, - это замечательный пример избыточно проницаемого конструкта. В-четвертых, - и это, пожалуй, самое главное, - тест, заполненный таким способом, может быть обработан на компьютере и проинтерпретирован! МИСС рассчитает корреляции между оценками, расставленными даже вслепую. О том, что получится на выходе, не трудно догадаться.
Нюанс 2-й. Другой нюанс, связанный с оценкой персонажей, заключается в том, чтобы оценки производились по строкам. То есть, сразу после выявления конструкта все персонажи должны оцениваться по этому конструкту, а не наоборот, когда один персонаж оценивается по всем конструктам. В последнем случае испытуемые неминуемо смещают акценты. Например, мать – аккуратная, потому, что у нее в доме всегда порядок; коллега по работе – неаккуратный, потому, что допускает много ошибок и т. п. Здесь видно, что вербальный ярлык «аккуратный - неаккуратный» может применяться для обозначения разных конструктов: «Поддерживают порядок – Не поддерживают» и «Допускают ошибки – Не допускают».
Нюанс 3-й. При оценке персонажей некоторые люди испытывают затруднения такого типа: «Ну, как я могу оценивать другого человека, а вдруг он не такой, как я о нем думаю!». В подобных случаях надо разъяснить примерно так: «Исследуется психическая реальность - ваше мнение о других людях. Оно с полным правом может отличаться от мнения других людей и от того, что могут показать объективные тесты. Не бойтесь кого-либо обидеть своей оценкой. Она такая, какая есть».
Нюанс 4-й. Затруднение другого рода проявляется в тех случаях, когда испытуемый колеблется, к какому из полюсов конструкта отнести персонаж. Здесь неплохо помогает образ субъективных весов. Сказать следует примерно следующее: «Каждый человек обладает всеми качествами, но в разных пропорциях. Если человек очень умный, то все равно бывают ситуации, когда он поступает или говорит глупо. Бывает и по-другому, когда противоположные качества выражены примерно поровну. Представьте себе очень точные весы, на которых вы взвешиваете противоположные качества человека. Если весы хоть немного качнулись в какую-либо сторону, смело ставьте оценку. Этот полюс перевесил. Точную оценку выраженности качества компьютер рассчитает сам». Эту инструкцию целесообразно давать в самом начале работы.
Приложение IV.
Практический пример анализа иерархической структуры Я-концепции.
Методы выявления супер- и субординантных конструктов, известные как методы «лестницы» и «пирамид», описаны и хорошо известны [12, 18]. Обычно они применяются для выявления конструктов с целью их последующего включения в репертуарный тест. В концепции МИСС методы «лестницы» и «пирамид» имеют некоторые отличия и применяются для других целей:
1. Выявление направленности, констатируемой по местоположению идеального Я на континууме предельного суперординантного конструкта.
2. Выявление личностных стандартов результата действия. Их индикаторами является положение идеального я на шкалах субординантных (наиболее конкретизированных) конструктов.
3. Выявление области опыта, т. е. диапазона привычек, умений и навыков. Их индикатором служит область между я-воспоминанием и актуальным я. Степень конкретизации описания опыта зависит от положения конструкта в иерархии соподчиненных конструктов.
4. Проблематизация целей и средств.
5. Выявление внутренних противоречий на уровне мотивационно-смысловых линий.