Оценка персонала является одним из важнейших направлений кадрового менеджмента. Процедура оценки применяется на всех этапах работы с персоналом: при приеме на работу, перемещении на другую должность, включении в кадровый резерв и ряде других случаев. Целью оценки является выявление степени соответствия профессиональных, деловых и личностных качеств работника предъявляемым требованиям, оказание помощи в более полной реализации творческого потенциала, создание условий для продвижения по службе. При оценке персонала анализируют качество выполнения каждым работником его непосредственных функциональных обязанностей. Организация работы по проведении оценки возлагается на кадровую службу, которая разрабатывает его методическое обеспечение.
Оценка персонала банка осуществляется на основе следующих принципов:
• гуманизм, гарантирующий соблюдение прав и защиту интересов работников;
• объективность, обеспечивающая учет всех факторов, влияющих на результат оценки, а также независимость оценки от уровня занимаемой должности;
|
|
• нацеленность на результат, предполагающая осуществление оценки результатов труда на основе соотнесения фактических показателей с заданными, что предполагает разработку системы критериев оценки, основанных на индивидуальных производственных показателях.
Критерии оценок разрабатываются руководителями банка и структурных подразделений, которые входят в состав экспертных комиссий и принимают решение о профессиональной пригодности своих работников. При этом оценка персонала может быть комплексной и осуществляться по целому ряду показателей, дающих полную картину эффективности работы каждого работника и всего персонала в целом, или частичной, направленной на оценку отдельных видов работ и профессиональных навыков.
Виды оценок:
1. оценка профессиональной компетенции – проводится, прежде всего, при приеме на работу, а затем по мере необходимости: при конкурсном отборе специалистов на вакантные должности, при обращении работников банка с просьбой о переводе на другую должность, при зачислении специалистов в резерв для выдвижения на более высокую должность. Результаты профессиональной оценки являются конфиденциальной информацией и хранятся в личном деле.
2. оценка исполнительской дисциплины – проводится регулярно и используется для контроля за соблюдением работниками должностных инструкций, сроков выполнения заданий, для оценки степени ответственности отношения к делу и способности к самоорганизации. Оценка исполнительской дисциплины осуществляется также при учете сверхурочных работ, выполнении особо важных заданий замещении временно отсутствующего работника. Результаты оценки используются при установлении размеров премирования персонала по результатам работы, а также могут учитываться как основание для предоставления дополнительных отпусков и выдвижения в резерв.
|
|
3. оценка личностно-психологических качеств - проводится при приеме на работу, при переводе в другое структурное подразделение, при выдвижении на руководящую должность и в других случаях, связанных со служебной необходимостью. Такие оценки являются важным фактором создания благоприятной деловой атмосферы в банке, помогают предотвратить конфликтные ситуации и направлены на формирование эффективного механизма делового взаимодействия. Оценка качеств проводится профессиональным психологом или работником кадровой службы, владеющим психодиагностическими методами оценки. Результаты психологического обследования являются строго конфиденциальной информацией и хранятся в личном деле работника.
4. оценка эффективности обучения - проводится по окончании обучения работников, направленных банком на специальные курсы, семинары, стажировки, институты повышения квалификации и т.д. Результаты обучения оцениваются работниками кадровой службы посредством анкетирования обучавшихся, анализа полученных ими оценок и информации руководителей подразделений об использовании работниками приобретенных ими знаний.
5. комплексная оценка на основе аттестации - проводится, как правило, по решению руководства банком направлена на выявление степени соответствия работников занимаемым должностям с целью дальнейшего совершенствования качественной структуры персонала или в связи с необходимостью сокращения штатов. Текущая аттестация персонала может проводиться по решению руководства в отдельных подразделениях в связи, например, с изменением структуры банка, усложнением задач, стоящих перед работником данного подразделения, или в связи с изменениями условий труда.
Регулярность проведения аттестаций определяется самим банком и устанавливается обычно для работников низовых звеньев — один раз в год, для руководящих работников и специалистов один раз в три — пять лет. На основе результатов аттестации принимается решение о переводе на более высокую должность, о повышении должностных окладов, о необходимости обучения по определенным вопросам, о включении в резерв для выдвижения на руководящие должности. В ходе аттестации выясняется необходимость перестановки кадров в целях более эффективного использования кадрового потенциала и создания условий для творческой самореализации работников банка.